0

Рецензия на The Last of Us

Рецензия на The Last of Us

После биологической катастрофы, превратившей почти все население планеты в грибных монстров, выжившие люди ютятся в карантинных зонах, в основном занимаясь мародерством и бандитизмом. Надежды на то, что мир станет прежним, нет. Контрабандист Джоэл и его малолетняя подопечная Элли пробираются через бывшие США в надежде спасти человечество от вымирания. 

О том, что в студии Naughty Dog работают большие мастера, было понятно еще по приключенческой трилогии Uncharted. В The Last of Us они взяли новую, недостижимую ранее высоту. От начала и до конца каждая сцена игры сделана с таким надрывом и маниакальной точностью, будто она последняя в жизни. Камера всегда выхватывает правильные ракурсы, герои, кажется, в первый раз в истории видеоигр ни разу не фальшивят в кадре, а заимствования из смежных сфер искусства (из очевидных — фильмы «Я — легенда» и «Дорога») не выглядят авторской робостью перед выбранным материалом. 

The Last of Us — практически бесшовное приключение, все эпизоды которого, от ожесточенных схваток с зараженными до тихих прогулок по заросшим густой зеленью городам, очень плотно подогнаны друг к другу. Именно здесь (как и в последних играх Дэвида Кейджа) окончательно стирается грань между классическими видеоиграми и настоящими интерактивными историями, которые не стыдно показать даже далеким от игр людям.

После шумных приключений Натана Дрейка здесь приходится переучиваться: чтобы передать ужасы постапокалипсиса, авторы снижают ритм, помещают игрока в тяжелые условия с постоянным дефицитом патронов и аптечек и неглупыми врагами, а главное — лишают протагониста привычного геройского ореола. Если тот же Дрейк мог за один бой уничтожить два десятка противников и пережить попадание из гранатомета, здесь небольшая потасовка чревата тяжелыми последствиями. Большую группу врагов всегда проще обойти, чем ввязываться в изнурительный бой и расходовать ценные ресурсы.

Элли на протяжении всех приключений умело ассистирует Джоэлу: пробирается в недоступные места, открывает двери и помогает в бою, отвлекая внимание на себя. Дальнейший рассказ о ее роли в игре чреват спойлерами.

Uncharted ругали за скучные и тяжелые драки, из-за которых игру интереснее было проходить на самом легком уровне сложности, чтобы не отвлекаться от сюжета. В The Last of Us из-за слабости героев, изобретательного AI и потрясающей анимации каждый бой и даже отдельно взятый удар кирпичом об голову одного и того же врага могут кардинально отличаться. Потратив все патроны в предыдущей схватке, на следующий бой придется выходить с макимальной осторожностью, убивая врагов поодиночке — новые обоймы найдутся далеко не сразу. Противники очень умны даже на нормальном уровне сложности: заметив героя, атаке в лоб они предпочитают окружение; убежать, если вас заметили (особенно от зараженных) или отсидеться за укрытием практически невозможно.

Боями и сюжетными сценами дело не ограничивается. Заброшенные города образуют пугающий и невероятно живой мир. Мы постоянно собираем всякую всячину: инструменты, запчасти для оружия, записки местных жителей и даже комиксы (с ними связан отдельный эпизод). Из найденных предметов можно собирать оружие или аптечки, и это, в отличие от многих других игр, действительно востребовано: чтобы выжить в The Last of Us, нужно уметь работать руками.

По ходу игры герои посещают несколько городов США — от Бостона до Питтсбурга.

The Last of Us нельзя назвать самой непредсказуемой игрой в истории. Почти любой сюжетный поворот можно раскусить незадолго до того, как игра сама вам об этом расскажет. Именно поэтому пересказывать какие-либо сцены из The Last of Us проблематично — кругом одни спойлеры. Тем не менее, даже такую простую историю, без особого пафоса, присущего многим современным играм, создать и обыграть должным образом сегодня могут всего несколько студий. Все 13 часов прохождения игра держит в напряжении и не дает заскучать; после вы не вспомните даже двух одинаковых эпизодов — за это Naughty Dog достойны особого уважения. 

Зарубежная пресса уже сравнила The Last of Us с великой картиной Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». Точность этого сравнения осознаешь только на финальных титрах игры. Фильм Уэллса, помимо прочих достоинств, обладает неповторимой энергетикой, которая превратила его в икону американского кино. Его до сих пор изучают в киношколах мира, а многие известные творцы — от Богдановича до Скорсезе, признаются, что именно после его просмотра они решили стать режиссерами. The Last of Us, при кажущейся простоте, обладает схожими достоинствами. Даже далекие от игр люди, увидев творение Naughty Dog, с большой вероятностью задержатся у экрана, а затем сломаются и, возможно, сами попробуют сыграть. The Last of Us — без малейшего преувеличения, великое произведение и одна из лучших игр в истории.

The Last of Us в продаже с 14 июня на PlayStation 3. 

Система оценок Gmbox

Также по теме

Также по теме