0

Рецензия на Company of Heroes 2

Рецензия на Company of Heroes 2

Даже тот, кто не в курсе, что Company of Heroes 2 — произведение создателей Dawn of War, догадается об этом после нескольких минут в виртуальных руинах Сталинграда. Тут и комиссары, предпочитающие заходить с тыла, и укрытия, в которые надо загонять бойцов, и болтеры, которыми на ходу вооружается взвод. Конечно, вместо болтеров в CoH 2 — ППШ или огнеметы, но разница не существенна. Главное — то, что CoH 2 требует от игрока активности и на тактическом уровне (микроменеджмента взводов а-ля DoW), и на стратегическом (постоянного контроля над участками карты за счет правильного распределения сил). В этом ее сила: игровой процесс Company of Heroes интенсивен, как нигде.

В сюжетной кампании Company of Heroes 2 предстает этаким фитнес-коучем; нет лучшего фитнес-тренера, чем армейский сержант. На игрока частенько покрикивают и даже рявкают: «Панцер-гренадеры забрасывают гранатами северную траншею! Выкоси их из пулемета! Ты чего, заснул?». Это выработка и закрепление рефлексов для основного (там вы проведете большее время) режима Skirmish, в котором AI стремится побыстрее расползтись по карте, получить доступ к бронетехнике и наехать на вас с разных направлений. Примерно так же поступил бы любой продвинутый игрок.

СССР применяет тактику Уильяма Уоллеса: стожок и поле были щедро политы бензином.

Воспринимать одиночную кампанию исключительно как курс молодого бойца не стоит: пусть она проще сражений в Skirmish, в ней есть своя прелесть. Драматургия, например: сначала вы можете минут пятнадцать отбиваться от немецких атак силами вжимающихся в окопы призывников, а затем страдания будут компенсированы шестью подъехавшими Т-34. Впрочем, такая «эмерджентная» драматургия встречается во всех режимах: накопить ресурсов на 152-миллиметровую гаубицу, собрать ее силами инженеров в правильном месте и хорошо навести — это тоже гамма чувств: от злорадства до ликования.

Еще одна сильная сторона Company of Heroes 2 — то, что она поощряет наглых и дерзких. Все оружие, отличное от тривиальных винтовок и автоматов (пулеметы ручные и станковые, огнеметы, минометы, пушки) и вся колесная и гусеничная техника подлежат захвату. Бросить гранату немцам в окоп, завладеть MG-42 и успеть нацелить его на остальных гансов? Во всяком случае, стоит попробовать. На крылатом выражении «Удача потворствует смелым» построены соло-сценарии режима Theater of War, в которых нужно быть героем — перемалывать большие вражеские силы весьма ограниченными своими. Сценарии разнообразны — от противостояния атакующим волнам до диверсионных миссий — и азартны. Здесь можно сконцентрироваться на небольшом количестве войск, из-за чего сценарии воспринимаются совершенно иначе, чем остальная игра, иногда напоминая «В Тылу Врага».

Получить танки после полутора часов преимущественно оборонительной окопной войны — это очень, очень приятно.

Между анонсом и релизом Company of Heroes 2 работники студии Relic много рассказывали про ключевые нововведения игры: снег и лед (то есть, «Winter is coming!»). Ничего удивительного, что зимние карты в CoH 2 — в большинстве. И если лед на речках, который ломают мины и снаряды, — это просто еще один (пусть и выделенный жирным) пункт в обширном списке тактических возможностей, то снежные бураны меняют геймплей и заставляют думать. Мыслить нужно одновременно стратегически, тактически и… климатически. На карту начинаешь смотреть другими глазами, стекленеющими, как у задубевших немцев в кампании. В частности, тогда видно маршруты, идущие от блиндажей через избушку к кострам, вокруг которых сидят немцы (вместо того, чтобы залезть в теплый моторенваген, стоящий рядом). Надо сказать, что пехота — даже наша, советская, вроде бы морозостойкая — в пургу мрет неправдоподобно быстро. Судя по всему, для пущего динамизма. Педант может попенять CoH 2 и за не совсем реалистичный бой на малых дистанциях — пехота исправно орудует штыками, зато танки не сминают пушки, а вальсируют с ними на небольших пятачках, получая снаряды в борт с двух метров. Зато это весело.

Настолько же весело, как слушать реплики советских солдат в оригинальной версии игры. Локализаторам не позавидуешь: «Let’s fuck them up, comrades!», «Put the grenades in their zhopas!» и т.п. Невольно вспоминаешь парторга Дунаева (см. «Мифогенная любовь каст»). Англоматерок немного смягчает трагический сюжет, который состоит из серии флэшбеков в духе Black Ops, и, конечно же, штампов. Если советский командир — хороший человек, после войны он сядет… куда? Отступающие наши, бегущие к мосту, который заминирован НКВД — добегут ли? С немцем в фонтане, который сдается и поднял руки, случится… что? Но если бы Relic, безусловно, сгустившие краски, изучали Великую Отечественную не по Василию Гроссману, а по «Предстоянию» Михалкова, Company of Heroes 2 пришлось бы уличить как минимум в дисбалансе. Уж лучше про Гроссману.

Company of Heroes 2 в продаже с 25 июня для PC (Steam, 899 руб.). 

Система оценок Gmbox

Также по теме

Также по теме