0

Темная сторона Kickstarter

Темная сторона Kickstarter

Скажем сразу — мы любим Kickstarter. Мы любим про него писать, мы любим игры, которые этот сервис помогает претворить в жизнь. Благодаря буму, который все никак не хочет утихать, игровая секция Kickstarter за последний год стала самым активным и «богатым» разделом сайта. Так что не подумайте, что этот материал родился из какой-то ненависти к крупнейшему crowdfunding-сервису мира.

Тем не менее, у Kickstarter есть и обратная сторона — со взятками, спамом, разрушенными обещаниями и несбывшимися надеждами. Сегодня мы предлагаем вам взглянуть на весь тлен и безысходность Kickstarter, что часто остается скрытым от глаз обычных пользователей.

Не все разработчики сдерживают свои обещания

Финансируя что-то на Kickstarter надо понимать, что вы отдаете деньги за кота в мешке. Энтузиасты с Kickstarter не связаны ни какими-либо контрактами, ни железными требованиями дизайн-документа, ни контролем покровительствующего издателя. Полная свобода творчества — со всеми очевидными плюсами и чуть менее заметными минусами подобного подхода. Во время разработки проектов неопытные создатели проваливают один дедлайн за другим, могут легко поменять концепцию игры, отказаться или на корню пересмотреть некоторые геймплейные «фишки» или же просто сделать игру отвратного качества. По данным Forbes, 75% успешных проектов на Kickstarter не выходят в заявленные разработчиками сроки. А если и выходят — то нередко в измененном или урезанном виде: так, мультиплеер космического симулятора StarDrive в процессе разработки был сильно упрощен, хотя в оригинальном анонсе разработчики наобещали с три короба. Иными словами, вы помогаете молодым студиям деньгами, однако взамен не получаете никаких гарантий: на выходе игра может сильно отличаться от того, за что вы платили.

Сбежать с собранными деньгами — проще простого

Формально на Kickstarter действует механизм, защищающий ваши вложения. Если за время кампании по финансированию проекта разработчикам не удается собрать целевую сумму, все вложения возвращаются пользователям. То есть бояться платить за сомнительные игры вроде как не надо — если единомышленников будет недостаточно, вы ничего не потеряете. Но если планка все-таки была достигнута, то все — возврата не будет. Стоит сказать, что большинство разработчиков поступают честно, однако были прецеденты, когда небольшие инди-студии или нечистые на руку энтузиасты-одиночки просили небольшую сумму, быстро ее собирали, а затем исчезали. Разработчики могут зажать бонусы для пожертвовавших (всякие доступы в бету, кружки-футболки-постеры, упоминание в титрах и так далее), а могут просто кинуть концы в воду и сбежать с деньгами — при этом уверяя общественность, что, мол, разработка идет полным ходом, но это будет долгострой, так что подождите еще лет 10.

Wired пишет, что каждый день с Kickstarter исчезает множество проектов — некоторые из-за каких-либо проблем с законом, какие-то — по неизвестным причинам. Среди этих «пропавших без вести» часто попадаются успешно профинансированные начинания (Gubble 3D) — в этом случае деньги остаются в кармане разработчиков.

Большинство Kickstarter-талантов ни черта не смыслит в бизнесе

Львиная доля «бизнес-планов» проектов на Kickstarter заставляет профессиональных бухгалтеров плакать крокодильими слезами. В полноценных студиях для планирования бюджета и шаманства с финансами держат специально обученных людей. Чаще всего команды разработчиков с Kickstarter гораздо больше думают о геймдизайне, чем о необходимых средствах. Нередко так получается, что даже целевой суммы не хватает для завершения проекта: расходы на технику, программное обеспечение (непременно лицензионное!), рассылку обещанных бонусов и тому подобное. В итоге все обычно обходится намного дороже, чем ожидалось. Плюс начинающие разработчики зачастую забывают, что сам Kickstarter и Amazon (отвечающий за все денежные переводы на сайте) берут свою мзду — в общей сложности 10%. Также правительство США облагает прибыль с Kickstarter налогами.

Ярким примером того, как финансовая неразбериха загубила хороший проект, можно считать Star Command. Собрав целевую сумму, разработчики обнаружили, что второстепенные траты оставили их всего лишь с $4 000 «чистыми», хотя на создание игры они собрали более $36 000.

На Kickstarter проекты часто раскручиваются нечестными способами

Без громкого имени на Kickstarter приходится очень и очень тяжело. Wasteland 2, Carmageddon 2, Project Eternity, Torment: Tides of Numenera — всем этим проектам без особого труда удалось собрать нужную сумму во многом благодаря именам ключевых разработчиков. Но что делать маленьким студиям, решившим попробовать себя в игровой разработке? «Раскручиваться» изо всех сил — причем часто это происходит нечестными способами. Так, портал Penny Arcade писал, что разработчики Epic Skater предлагали редакции самые настоящие взятки за пару-тройку материалов об игре. Создатели The Other Brothers открыто побуждали всех пожертвовавших заваливать почтовые ящики крупнейших игровых сайтов просьбами осветить этот проект. Это легко понять: в бизнес-планы многие забывают включить расходы на маркетинг, легальную рекламу и продвижение, поэтому разработчикам приходится импровизировать.

Далеко не всем играм суждено дожить до релиза

На самом деле, на просторах крупнейшего crowdfunding-сервиса в мире происходит жестокий естественный отбор. Печальный факт — меньше половины проектов на Kickstarter получают должное финансирование. Те, что все-таки достигают целевой суммы, могут по самым разным причинам приказать долго жить — либо исчезнуть, либо увязнуть в бесконечной разработке. Из вышедших счастливчиков еще меньше соответствуют ожиданиям игроков. Следует всегда помнить: вкладывая деньги в тот или иной многообещающий проект, вы всегда рискуете — и единолично за все эти риски расплачиваетесь.

Также по теме

Также по теме