0

RPG-торчок 53: Might and Magic — финальный рейтинг

RPG-торчок 53: Might and Magic — финальный рейтинг

О чем этот блог и прошлые выпуски: американский бизнесмен решил пройти все когда-либо созданные компьютерные ролевые игры, не прибегая к помощи прохождений и читов.

Как всегда, оценку я выставляю по стобалльной шкале моего рейтинга.

Игровой мир

С этим сложно. Вы начинаете, не зная вообще ничего о мире и его истории, и приходится собирать информацию по кусочкам, выполняя задания. И это весьма интересный процесс! Мир очень большой и разнообразный, и хотя подземелья и замки сильно похожи друг на друга, у каждого есть четкое предназначение. Финальное откровение о том, что все это на самом деле гигантский звездолет, застает врасплох, но и поднимает очень много вопросов. Каким образом это объясняет наличие магии или нежити? Кто вообще решил, что поселить людей и драконов на одном корабле – хорошая идея? И как последние не бьются головами об искусственное «небо»? К тому же, как и в почти всех играх того времени, ваши действия не влияют на мир – даже главного злодея можно изобличать снова и снова. Оценка 6.

Создание и развитие героев

На выбор есть шесть классов, обычный набор характеристик, можно указать пол и мировоззрение персонажей. Развитие их очень плавное и приятное – каждый уровень делает героев чуточку сильнее и дает новые заклинания. И к тому же есть по одному моменту, где пол и мировоззрение героев имеют значение. Оценка 5.

Взаимодействие с неигровыми персонажами

Их тут хватает, и общение необходимо, чтобы продвинуться по сюжету и узнать больше о мире. А в случае с некоторыми есть даже выбор – например, поцеловать, освободить или проигнорировать девушку, которая прикована цепями к стене в подземелье. Оценка 4.

Случайные встречи и враги

Монстров тут десятки, и все различаются между собой способностями, сопротивлением к тому или иному урону и так далее. Поэтому в боях всегда нужно думать, кого и чем лучше бить. К сожалению, все они стандартные фэнтезийные твари. И к тому же в дурацких сочетаниях: стая зеленых драконов вместе пегасами в узком подземном коридоре – ну как такое может быть? В некоторых скриптовых встречах иногда есть другие варианты, кроме битвы, но в основном все заканчивается резней. Еще тут легко можно забрести отрядом второго уровня к драконам на огонек, и все враги возрождаются, когда вы покидаете область, что полезно для прокачки. Оценка 6.

Магическая и боевая система

Сражения задействуют ваши тактические таланты, и порой очень тяжело, особенно в начале. Это одна из первых игр с дальнобойным оружием, что расширяет ваши возможности, а отдых после почти каждой битвы позволяет не экономить ресурсы. Магия хорошо сбалансирована, за исключением слишком сильных высокоуровневых заклинаний, но к тому времени битвы и так уже успеют вам наскучить. Оценка 5.

Снаряжение

Тут никаких вопросов – на персонажа можно надеть шесть вещей, и еще шесть он несет в рюкзаке, и есть огромное множество оружия, брони, колец, сапог и так далее. Причем некоторые повышают параметры героя или позволяют колдовать. И возможно, это первая игра, требующая волшебное оружие, чтобы поразить определенного врага. Впрочем, некоторые предметы так и не нашли применения, например веревка с крюком или трехметровый шест, которые я таскал с собой до самого конца. Трофеи обычно случайные, но в некоторых стычках можно раздобыть определенные особые вещи. Что раздражает – эффективность оружия или брони можно понять только по цене, которую предлагают за нее при продаже. Оценка 7.

Экономика

Ничего выдающегося, но для игры того времени неплохо. Начинаешь совсем без денег и медленно их копишь, и первые часов 15 они очень нужны для покупки снаряжения и тренировки героев. После этого их стоит тратить на пожертвования в храмах, что накладывает на отряд классные защитные заклинания. Наконец, в одном из городов есть фонтан, который переводит золото в опыт, поэтому деньги остаются востребованными до самого финала. Оценка 7.

Задания

Главную цель приходится открывать по крупицам, что очень здорово работает для игры с открытым миром. Научно-фантастическая подоплека и отсутствие битвы с главным «боссом» тоже выделяют игру на фоне современниц. Но главное, здесь есть еще и десятки побочных заданий, что вообще стало прорывом в жанре. И некоторые проходятся в несколько этапов и требуют даже простенького отыгрыша роли: пленники и Статуя Правосудия, суккуба в Портсмите и так далее. Где-то нужно найти предмет, другой потребует куда-то дойти, третий победить врагов, а четвертый – разгадать загадку. Для своей эпохи это невероятно продвинутая система и проходить их интересно даже сегодня. Оценка 8.

Графика, звук и интерфейс

Функциональные, но не более того. Звуковые эффекты уместны, но слишком однообразны, и в итоге я их выключил, а вот управление с клавиатуры вполне удобное. Оценка 4.

Игровой процессс

Прежде всего, очень нелинейный. За исключением пары дверей, к которым надо найти ключ, в теории вы прямо со старта можете отправиться в любую точку игрового мира. Правда, по пути вас гарантированно сожрут. И на самом деле мне понравилось, что главную цель приходится выяснять самому, исследуя весь мир. Сложность тут грамотная – умираешь часто, особенно в начале, но ваш прогресс все равно быстрый, если вовремя сохраняться. Как только это начинает утомлять, получаешь доступ к заклинаниям полета, телепорта и портала в город, что сильно упрощает путешествия. В итоге она успевает надоесть ровно тогда, когда уже закончилась, что является признаком хорошей игры. Главный минус – нет никакого смысла в повторном прохождении, но это типично для той эпохи. Оценка 8.

Итоговый рейтинг в 60 баллов – высочайший среди всех ролевых игр, что я уже прошел, включая Ultima IV. Но это логично – да, у последней выдающийся сюжет, но именно как игра она не особенно хороша.

Что касается моих следующих шагов, как выяснилось, список ролевых игр на Википедии далеко не полон, и куда большего доверия заслуживает база данных MobyGames. Согласно ей, я уже пропустил больше десятка проектов, вышедших перед Might & Magic, и теперь хочу просмотреть каждый из них на предмет того, стоит ли считать их ролевыми. На каждый я потрачу немного времени и максимум по одному посту, если только не обнаружу что-то действительно интересное. А после этого мне придется серьезно переработать свой список будущих игр.

Оригинальный пост

Также по теме

Также по теме