0

Шейн Блэк и его «Железный человек»

На российские экраны вышел Iron Man 3.

Шейн Блэк и его «Железный человек»

После впечатляющего полета в космос в обнимку с ядерной бомбой в финале «Мстителей», миллионера, филантропа и выдающегося ученого Тони Старка одолевают приступы бессоницы и паники. Даже подруга жизни — платиновая блондинка Пейпер Потс, не в силах помочь своему возлюбленному. Пока Старк пытается не поддаваться на провокации своего организма, в мире появляется азиатский террорист по кличке Мандарин, пугающий всю планету не только впечатляющими актами агрессии, но и жестокими видеороликами, которые транслируются на весь мир. Несмотря на то, Старк уступил место главного защитника страны «железному патриоту», в одном из интервью он по инерции бросает вызов Мандарину. Через несколько часов к его особняку в Малибу подлетают несколько боевых вертолетов и за несколько минут стирают его жилище с лица земли.

Уже к финалу первого фильма франшиза «Железный человек» набрала такую крейсерскую скорость, что стало понятно: главная задача всех последующих постановщиков — не испортить этот праздник. Джон Фавро, использовавший все свои профессиональные козыри в оригинале, во втором фильме чуть-чуть забуксовал, и в финале трилогии уступил режиссерское кресло Шейну Блэку — одному из самых талантливых голливудских сценаристов конца 80-ых — начала 90-ых годов прошлого века, хулигану и близкому другу Роберта Дауни-мл. И Блэк, будучи постановщиком только одного фильма — криминальной комедии «Поцелуй навылет», с первого раза превратил довольно неповоротливую марвеловскую махину практически в собственный авторский фильм, не растеряв — к счастью — главных козырей первых двух частей.

«Железный человек» по Шейну Блэку — это все тот же ревущий, 200-миллионый крейсер, искрящий спецэффектами, юмором и почти гамлетовской игрой Роберта Дауни-мл. При этом Блэку, в общем, всегда было наплевать на академичность и какие-либо правила, поэтому он делает в Iron Man 3, что хочет: на марвеловской заставке включает композицию «Blue» группы Eiffel 65, вписывает в фильм несколько второстепенных линий, которые обрывает на полуслове, издевается туалетными скабрезностями над главным злодеем в исполнении Бена Кингсли, прикидывается, что строит фильм вокруг психологических проблем героев, а затем сам же все это превращает в шутку (смотрите скрытую сцену после финальных титров). Но именно эта бессистемность идет Iron Man 3 на пользу, превращая его в чуть идиотское, кое-где бессвязное, но до сих пор невероятно задорное, по-мальчишески крутое кино, которому чужды серьезные гримасы, психоанализ и другие важные черты других супергеройских фильмов последних лет.

Тут мы подходим к самому главному: приглашение хулигана Блэка — это не только возможность вывести киносериал на другой уровень, но и в какой-то степени бунт против системы. Как я уже сказал выше, в последние годы очень ценились строгие, философские ленты про героев в разноцветных трико, моду на которых ввел, конечно, Кристофер Нолан в своей трилогии про Бэтмена. Блэк же сознательно разворачивает фильм в совсем иную плоскость — яркого, смешного, по-настоящему грохочущего супергеройского кино, каким оно было еще 10-15 лет назад. Сейчас сложно сказать, что это: одноразовый демарш или первый шаг к смене доминанты в жанре, но одно мы знаем совершенно точно — что бы не происходило за окном, приключения Тони Старка всегда будут идти в разрез системы.

3 главных героя Шейна Блэка

Помимо юмора, Блэка всегда интересовали персонажи с очевидными жизненными проблемами. Сегодня мы вспомним троицу самых важных героев из его прошлых работ.

Мартин Риггс («Смертельное оружие»)

Первая работа, которая принесла Блэку мировую славу, а также закрепила Мела Гибсона в статусе одного из главных героев боевиков того времени. Его Мартин Риггс — не только бесстрашный полицейский, но еще и глубоко несчастный человек. Из-за смерти жены, Риггс склонен к суициду, что приводит, например, к участию в совершенно безбашенных полицейских операциях. Благодаря чернокожему напарнику Мертау (Гловер) и его семье, Риггс вскоре все же выкарабкивается из своего психологического болота и начинает жизнь заново.

Джо Хэлленбек («Последний бойскаут»)

 

Образцовый герой Блэка — молчаливый, при этом остроумный, мужественный алкоголик, без особых надежд на перемены в жизни. Как и подобает в такой ситуации, он оказывается втянут в мафиозный конфликт, в котором не очень-то и хочет участвовать. Поняв, что это неизбежно, Хэлленбек, как и почти все герои Блэка, начинает путь к исправлению, выбрав единственно верную тактику в такой ситуации — перешагивая через очередной труп, выдавать на гора очередную шутку.

Гарри Локхарт («Поцелуй навылет»)

Локхарт — классический малодушный идиот, вписанный в центр сюжета любой криминальной комедии. В отличии от героев раннего Блэка, Локхарт не обладает выдающейся харизмой или обаянием. Но благодаря образцовой игре Роберта Дауни-мл., этот герой оказывается одним из самых запоминающихся в профессиональной карьере Блэка.

Также по теме