0

Рецензия на Cart Life

Рецензия на Cart Life

Три очень разных неудачника — обрюзгший интеллигент, мать-одиночка и разнорабочий с внушительным стажем — решают начать жизнь заново. У каждого из них свой собственный путь и разные по форме и размеру кресты, которые, тем не менее, все-таки приходится нести. Их объединяют одинаково серые будни, промышленные пейзажи захолустного городка под названием Джорджтаун и игра Cart Life.

На фестивале независимых игр IGF Cart Life выдвинута сразу в трех номинациях — она претендует на призы за лучший нарратив, за инновации, а также на гран-при. В этом нет ничего удивительного: пожалуй, ни один разработчик до Ричарда Хофмейера не мог (или не хотел) настолько полно раскрыть в играх тему повседневности, и более того, сделать обыденность интересным объектом для наблюдения. Главным аналогом Cart Life в мире больших игр является The Sims, но жизнь улыбчивых электронных людей, изъясняющихся на языке симлиш, настолько рафинирована и оторвана от реальности, что сравнивать даже как-то неловко.

В Cart Life игрока с порога окунают лицом в кучу бытового навоза. Вот как, например, начинается история интеллигента Эндрюса: неудавшаяся личная жизнь, странное хобби — переводы украинской поэзии на английский, единственный друг — кот по кличке мистер Глембовски и единственный шанс хоть что-то сделать со своей жизнью — билет до Джорджтауна и скромные инвестиции в газетный киоск, что между пивной и ломбардом. Эндрюс снимает комнату в мотеле у вредного китайца, питается случайными бубликами и протеиновыми батончиками, курит. Каждый день он едет на работу на автобусе, раскладывает на прилавке газеты, изредка болтает с клиентами, а поздно вечером возвращается домой пешком, через промзону — автобусы в такое время уже не ходят. Если через неделю игрового времени — сеанс игры за каждого персонажа строго ограничен и оговорен сценарием — Эндрюсу хватает на покупку кофеварки и оплату еще одной недели жизни в клоповнике — это считается вполне себе счастливым концом.

У матери-одиночки, тем временем, свои заботы — каждый день после работы нужно забирать ребенка из школы

Особенность Cart Life в том, что любая неприятность, любой мелкий повседневный раздражитель нужно переживать лично. Чтобы отпустить товар клиенту, надо за короткий промежуток времени ответить на его вопрос, понять, что именно он заказал, и подсчитать в уме сдачу. Не успеете — покупатель просто развернется и уйдет. Чтобы подготовить товар к продаже, нужно несколько раз методично напечатать в специальном окошке заданную фразу («складываю газеты» или «отдаю сосиску») — без ошибок и, опять-таки, за ограниченное время. Даже не удовлетворенная вовремя никотиновая зависимость отражается такими мерзкими звуками и содроганиями экрана, что волей-неволей хочется закурить. А у матери-одиночки, тем временем, свои заботы — каждый день после работы нужно забирать ребенка из школы.

Каждый день любого из героев заполняется ворохом мелких и скучных, но обязательных дел. Рутина настолько подминает под себя, что в какой-то момент игрок (отчасти благодаря нарочито однообразным мини-играм) рискует забыть о собственном «я» и начать жить интересами персонажа: почистить зубы; покормить кота; поинтересоваться ценами на подержанную бытовую технику; не забыть продлить лицензию на торговлю. Если не сделать что-либо из этого списка, то жизнь медленно, шаг за шагом, начнет превращаться в ад, главные спутники которого — ночные кошмары и помятое, изможденное лицо в зеркале. Чтобы сохранить рассудок и человеческий облик, приходится снова и снова разворачивать газеты, высчитывать сдачу, плестись в супермаркет, не забывать кормить кота и себя. Любая мелкая удача, в свою очередь — крошечный шажок к лучшей жизни, и при этом огромная победа над собой и клокочущим отчаянием в груди.

В конечном итоге автор Cart Life добивается двух, казалось бы, очень разных эффектов. С одной стороны, по возвращению из игры хочется выть от безнадеги и безысходности. С другой, эта игра учит радоваться мелочам, жадно ловить каждый лучик света в царстве из всех оттенков серого, разрухи и бытовухи. Это игра о больших трагедиях маленьких людей, которая, тем не менее, позволяет понять, что маленьких побед вообще не бывает. Потому что продрать глаза с утра пораньше, подняться с кровати, открыть ларек с газетами, отстоять весь день за прилавком с улыбкой на лице, а вечером забрать, наконец, дочку из школы — тоже своего рода подвиг.

Cart Life можно приобрести в Steam (99 рублей) или на официальном сайте игры

Также по теме

Также по теме