1

Лара Крофт: любовь и уважение

Как героиня Tomb Raider взрослела вместе с игровой индустрией.

Лара Крофт: любовь и уважение

С рождением первых женских персонажей в видеоиграх связано несколько красивых историй. Согласно одной из них, в начале 80-х группа студентов из Массачусетса от скуки перепрограммировала несколько игровых автоматов Pac-Man и Missile Command, добавив туда новые уровни и сделав игру быстрее. Переделанные автоматы набирали популярность до тех пор, пока студентами не заинтересовалась производители видеоигр во главе с Atari. Сначала на юношей подали в суд, а затем предложили им работу: выяснилось, что американский игрок устал от оригинального «Пэк-мэна», а в Японии медлили с выпуском сиквела. Силами молодых дарований было решено форсировать события и в обход японцев сделать сиквел самим. Так родилась Ms. Pac-Man, первая героиня в истории видеоигр.

Знаменитая концовка Metroid (1986). Как это сейчас модно говорить, «каминг аут».

Позже на NES вышел платформер Metroid, главным героем которого была некто Самус Аран. В отличие от Мисс Пэк-Мэн Самус имела человеческий облик, но с ней все тоже было не так просто. О том, что Самус — именно героиня, мы узнавали только после финальных титров, когда фигура в скафандре, которой мы управляли всю игру, снимала шлем.

Такими историями жили героини видеоигр до появления Лары Крофт. Согласно одной из версий (скорее всего, это миф), английский подросток Тоби Гард придумал героя по имени Ларри Крофт, но быстро сообразил, что женщина была бы более привлекательным вариантом, и Ларри стал Ларой. Core Design поддержали идею Гарда пойти против правил и сделать героя женщиной; далее следует известная легенда о том, как 19-летний Гард «случайно» увеличил своей героине грудь, и решил оставить, как есть.  Суть в том, что Гард воспринял этот курьез не так, как это сделали остальные. «Это сильная женщина, настоящий искатель приключений, — рассказывал молодой дизайнер в интервью. — Ее образ — производное от Индианы Джонса, Tank Girl и, как все говорят, моей сестры. Может, подсознательно она и была моей сестрой». 

Трепет, с которым Гард относился и относится к своей работе, читается в каждом интервью, и его можно понять. «Стало не по себе, когда ее начали одевать в откровенные наряды или вообще делали голой, — рассказывал Гард в 1997 году. —  Когда это происходит с героем, которого ты сам придумал — это реально странно. Ты не можешь в это поверить, думаешь — «она на такое не способна!». Я жизнь потратил, чтобы придумать и нарисовать все это, и оно мое, понимаете? Мое». 

Рекламная компания Tomb Raider 2. Черное бикини — от Gucci, пистолет-автомат калибра 9 мм — от Walther.

Надежда Гарда представить Лару Крофт как что-то неприкосновенное рухнула по двум причинам. Первая — судя по всему, финансовая. Не секрет, что на момент заключения сделки с Core Design издательство Eidos было не в лучшем положении. Не использовать для своего спасения феномен Лары Крофт было бы глупо:  виртуальная героиня Гарда в кратчайшие сроки стала лицом Gucci, девушкой месяца в мужских журналах, получила реальное воплощение в лице модели Нелл МакЭндрю, тут же раздевшейся для Playboy. Лара Крофт стала достоянием общественности. Второй причиной стали сами игроки в Tomb Raider. Глупо отрицать, что героиня Tomb Raider воспринималась отдельно от своей игры. Возможно, сам Гард не до конца понял ценность своего творения: еще никогда в руки игрокам не попадал женский персонаж, выглядевший столь правдиво — в первую очередь, внешне. «Достояние общественности» в случае с высокими технологиями означает гораздо больше — небольшое усилие со стороны энтузиастов, и Лара Крофт уже бегает по игре голая; как известно, любительская модификация Nude Raider в свое время стала не меньшим событием, чем сам оригинал. Впервые получив в свое владение более-менее правдоподобный образ женщины, общественность сделала с ней все, что хотела.

Нелл МакЭндрю - «классическая» Лара Крофт.

Гард ушел из Core Design через два месяца после выхода первой Tomb Raider (1997) и залег на дно. Несколько лет он делал приключенческую игру про пиратов Galleon, в итоге без особого шума вышедшую на Xbox 360. Тогда же Eidos позвали Гарда обратно — но уже не в Core Design. В 2004 году возрождением Tomb Raider занялись Crystal Dynamics; Гард принимал участие в разработке новой трилогии — Legend, Anniversary и Underworld. Все три игры имели успех.

С релиза последней части Tomb Raider приключенческие игры изменились до неузнаваемости - как внешне, так и внутренне. Uncharted 3: Drake's Deception (2011).

Незадолго до начала работы над Legend Гард признался, что уже не знает, кто такая Лара Крофт на самом деле. С другой стороны, категория сексуальности в разговоре о ней была уже неизбежна, но он уже не видел в  этом ничего плохого. «В сексуальности нет ничего постыдного, вопрос ли в том, со вкусом ли они изображена. Я даже не говорю плохо это, или хорошо,  просто некоторые заходят слишком далеко», — рассказывал Гард в 2004 году.

Ко второму перезапуску Tomb Raider игровая индустрия повзрослела  — хотя бы формально. Пять лет назад новости о том, что известный автор напишет сценарий для игры, были редкостью. Сейчас было бы странно, если бы для Tomb Raider не пригласили отдельного сценариста. Тоби Гард больше не работает в Crystal Dynamics (расстались, вроде, хорошо), зато вопрос неприкосновенности Лары Крафт стал волновать всех.

Пресс-конференция продюсера Tomb Raider Рона Розенберга на E3 2012, случайно проронившего пару странных реплик про «возможное изнасилование» героини, от которого ее «захочется защитить», запомнилась надолго. После многочисленных высказываний на тему того, что собираются сделать с Ларой Крофт в новой игре, Crystal Dynamics вынуждены были заявить, что на пресс-конференции «что-то пошло не так», Розенберга превратно поняли, изнасилование — это преувеличение, а Лара Крофт — не маленькая девочка, чтобы ее от чего-то защищать.

Согласно другой версии, Crystal Dynamics испугались реакции общественности на жестокие сцены и решили свести их к минимуму.

Сценарий для новых приключений Лары К. написала Рианна Пратчетт — дочка Терри Пратчетта, но не менее важно, что среди ее работ был сценарий для Mirror’s Edge, экшена с девушкой в главной роли. Историю вокруг той пресс-конференции Пратчетт сама называет «two weeks of face-palming» и говорит, что на этом примере еще раз убедилась, насколько трепетно относятся к Ларе все без исключения — и игроки, и разработчики. Что до изнасилований, их в Tomb Raider не будет, если только этого срочно не потребует сюжет: «Tomb Raider — это не  «Девушка с татуировкой дракона», — заявила сценаристка в недавнем интервью Edge. В своих работах Пратчетт всегда старалась не заострять внимание на проблеме полов, но на этот раз избежать этого не удастся. «В случае с Ларой это будет неизбежно», — сетует Пратчетт.

Тоби Гард явно должен быть доволен тем, как сегодня воспринимают его творение: спустя двадцать лет после выхода оригинального Tomb Raider разработчики как никогда пекутся о том, чтобы его героиню воспринимали как человека. 

Tomb Raider в продаже с 4 марта для PC, Xbox 360 и PS3.

Также по теме