0

Рецензия на Max Payne 3

Рецензия на Max Payne 3

Макс Пэйн — бывший полицейский средних лет, вдовец со следами долгого запоя на лице, лучший экшен-герой начала нулевых — в 2012 году стал неуловимо похож на разбуженную кем-то сову, по слепоте случайно залетевшую в центр бразильского карнавала. Он зарабатывает себе на пенсию, работая телохранителем в Сан-Паулу, куда его, прямиком из вонючего нью-йоркского бара, выдернул давно забытый сокурсник по академии… впрочем, Макс и сам в этом до конца не уверен.

Он нетрезво щурится на яркое бразильское солнце с верхнего этажа пентхауса и глушит неразбавленный виски, пока его новые работодатели — неприятная семья местных олигархов — прожигают жизнь на кокаиновых вечеринках. А поскольку вечеринки раз за разом дежурно заканчиваются вторжением вооруженных людей в масках, Макс трясущимися руками хватается за пистолет. За прошедшие со времен второй части годы он нехотя научился пользоваться укрытиями при стрельбе (взамен став вдвое медлительнее и неповоротливее), но именно в этот момент особенно остро понимаешь — мы здорово соскучились.

[video: http://gmbox.ru/video/treyler-max-payne-3-6?ref=_M1_]

Несмотря на смену разработчика, сценариста и места действия, Max Payne 3 — снова лучшее игровое воплощение истории про «плохого лейтенанта», который без суда и следствия стреляет в лицо наркобаронам и глотает конфискованные таблетки, запивая их скотчем. От действия препаратов (Rockstar наконец-то внесли ясность по поводу происхождения того, что раньше стыдливо назвалось «болеутоляющими») кровь колотит в мозгу, картинка подергивается немужественными цветами из арсенала раннего Майкла Манна, а ноги еще быстрее несут в единственно верном направлении. Взрываются бомжи, горят усы

Времени разбираться, кто прав, кто виноват, и что вообще происходит — нет. Бандиты похищают жену босса, следом — ее сестру, а еще спустя полчаса Макс внезапно обнаруживает себя в центре огромного ночного стадиона, с сумкой денег в руке и под прицелом снайперской винтовки. События разворачиваются быстрее, чем может их обрабатывать пропитанный алкоголем и наркотиками мозг.

Rockstar жирными мазками рисуют вокруг игрока декорации дикого нео-нуара: Макс свешивается с вертолета. Прибегают итальянские мафиози в трениках и кожанках, наставляют пистолет и заставляют копать себе могилу; Макс равнодушно копает. Наркобароны стреляют в раздевалках, чуть ли не высовываясь из джакузи. Взрываются бомжи, горят усы.

Макс давно утратил контроль над реальностью, но и реальность давно утратила контроль над ним: словно лунатик, он равнодушно бубнит под нос «Я упустил Джованну во второй раз», а на экране в этот момент взрываются здания и догорают аэропорты. Отчаянная вендетта за убитую семью и не менее отчаянная одержимость женщиной ушли в прошлое: нынешний Макс имеет мало общего с живым, чувствующим человеком — он просто бежит вперед, подгоняемый таблетками. И слепо бросается в омут за каждым встреченным на пути говорящим персонажем, не замечая, что те беззастенчиво помыкают им.

Ровно ту же цель по отношению к игроку преследуют и Rockstar. Они лихо рубят экран на части, поддерживая пульс игры на опасной для здоровья отметке, убирают малейшие намеки на загрузки между уровнями, превращая действие в безостановочный интерактивный сериал длиной 10-12 часов, который хочется немедленно выключить, но почему-то нельзя. Ролики плавно перетекают в управляемую перестрелку, а через пару минут управление отбирают обратно — чтобы в очередной раз сменить обстановку, забросив нас в зимний Нью-Йорк или на шикарную яхту с контрабандным грузом. 

Пара эпизодов игры снова проходит в зимнем Нью-Йорке, и именно эти флэшбэки получились лучше всего остального.

Сюжет Max Payne 3 — это череда ярких, слабо связанных между собой вспышек в мозгу героя, чье сознание находится на пути в пучину ада («А что, мы потом еще и в фавелы с ружьями поперлись? О, господи...»). И глядя на то, как Макс, исполнившись самурайской решимости умереть, в одиночку выходит против пятидесяти человек, несложно поверить в то, что очень скоро это сознание прибудет туда насовсем. Если в первой части трилогии Макс чувствовал себя персонажем видеоигры лишь в кошмарном сне, то в Max Payne 3 он стал им уже окончательно и бесповоротно. Жестокой, сидящей на таблетках машиной для убийств. Макс давно утратил контроль над реальностью, но и реальность давно утратила контроль над ним

Содержание полностью соответствует форме: Max Payne 3 — это экшен почти наркотического свойства, каждую сцену, каждую перестрелку которого хочется проходить снова и снова. Любая комната — это отдельная, уникальная и безумно сложная дуэль: как и в 2001 году, здесь выше всего ценится реакция и артистизм. Макс прыгает в рапиде, поливая врагов свинцом из двух «Узи», приземляется на спину, и, продолжая лежать на полу, добивает оставшихся врагов из винтовки. Пули прорезают воздух, словно желе, оставляя на телах людей глубокие раны, из которых хлещет кровь.

Постаревший Макс с одышкой тащит в простреленной руке тяжелый дробовик: нам очень хочется поднять еще одну «Беретту», но тогда придется выкинуть его. Носить с собой полные карманы оружия теперь нельзя, и от этого болезненная бескомпромиссность перестрелок чувствуется только острее. Патронов мало, убивают на каждом шагу, но мастерство, как известно, не пропьешь.     

Смертельно ранившему Макса врагу всегда можно отомстить, в приступе ярости разрядив в него всю оставшуюся обойму. Камера на время отклеится от спины героя и покажет убийство со стороны, оставляя при этом возможность давить на гашетку, пока патроны не кончатся. Если расправиться с обидчиком удалось, а в кармане есть еще пилюли — Макс будет жить; не вышло — нас отправят на последнюю точку сохранения (которая тут обычно находится минутах в десяти до последней перестрелки).

На таких примерах хорошо заметно, что Rockstar слабо представляют себе, как делают линейные шутеры сегодня (Max Payne 3 неоправданно сложен уже на Normal и по-хамски плохо сбалансирован), но в этом-то как раз и состоит главная сила игры. Rockstar удалось главное — сохранить абсолютно уникальный дух первой части, синтезированный финнами Remedy в 2001 году. Игры про человека, стоящего на краю пропасти, и готового вот-вот сделать последний шаг вперед. После ее прохождения наступает натуральное похмелье: ты чувствуешь, что отлично провел последние пару дней, но при всем желании не можешь вспомнить подробностей. Остается только попробовать еще раз.

* — рецензия написана по американской версии игры.

Читайте также: почему нуар может быть солнечным? Шесть нуар-фильмов, в которых все не так, как у людей.

Также по теме

Также по теме