0

«Вовремя» — колонка Семена Арефьева

«Вовремя» — колонка Семена Арефьева

Утро 31 декабря выдалось невероятно напряженным. Я проклял все, я покрылся испариной, перенервничал, вероятно поседел и даже стрельнул у соседки сигарету, впервые за долгое время. Спустя часы гнева и терзаний, мне наконец-таки удалось. Я выбил три звезды в рейтинговом испытании Jocker’s Carnival в Batman: Arkham City. И первым желанием было, естественно, похвастаться. Открыв твиттер, я гордо набрал «Ребята, я самый оху...» Так, стоп. Все мои друзья уже поиграли в Бэтмена. Более того, они все уже обсудили Бэтмена. Что еще хуже, они все уже осмеяли меня за то, что я не играл в Бэтмена. Розовый зверек из «Покемонов» на секунду появился перед глазами. В ужасе закрыв твиттер, я дал себе обещание никогда не опаздывать в Новом Году.

Перед выходом Halo 4 мы с товарищами решили как следует ознакомиться со вселенной. Мы прошли первую часть, вторую (правда на YouTube), третью и Halo: Reach. От прохождения ODST мы решили отказаться. Потому что все это время мы больше матерились, чем радовались. Решив выяснить, справедливо ли эти игры получили статус культовых по всему миру, мы выяснили — да, справедливо. Но только это было справедливо 10 лет назад! В принципе, мы не особо расстроились о потраченных деньгах, но вот что мы по-настоящему потеряли, так это время.

Топ лучших игр 2012 года по версии Gmbox.ru меня нисколько не огорчил. Я не расстроился, не законючил и не стал гневно плеваться в комментариях. Проблема была в другом: я не играл в половину игр из этого списка. Когда меня спрашивают о хитах года, с которыми мне не удалось познакомиться, я либо отвечаю «достойный проект», либо перевожу тему. «Ты играл в XCOM?» Я задумался. «Что ты думаешь об Assassin’s Creed III?»  — во второй части собрал почти все перья. «Ты убивал в Dishonored?»  — я вчера бабку в метро видел, у нее усы как у Буденова. Я честно пытался поиграть во все громкие релизы, но времени мне не хватило. Вопрос в том, может ли его хватить в принципе?

Ради интереса я набрал в «Яндексе» фразу «Игры 2012». Вторая ссылка сверху вывела  меня на список, где было указано порядка 400 игр, с пометкой «их не стоит пропускать». Даже если убрать дополнения к The Sims 3, то останется порядка двухсот игр, которые на слуху. Их обсуждали, хвалили и советовали. Да там одних Resident Evil только три штуки. Я играл в шестую часть, на прохождение только одной кампании в кооперативе потратил 10 часов, то есть для прохождения оставшихся мне понадобится еще 30. Тридцать часов. Этого хватит, чтобы три раза пройти Spec Ops: The Line (стоит играть как минимум из-за сюжета), три раза пройти Halo 4 (стоит играть как минимум из-за графики) и четыре раза — Call Of Duty: Black Ops 2. И если учесть, что час-два в день — это тот лимит, который нельзя превышать, чтобы в твоей жизни остались работа, хобби, близкие и сон, то становится ясно, что какими-то играми придется жертвовать в любом случае. Вопрос в том, какими.

Развитие игровых серий чаще напоминает снежный ком — игра забирает все лучшее, что было в старых частях и добавляет что-то новое. Это значит, что самой большой, насыщенной частью всегда будет последняя. Именно последняя часть даст наилучшее представление о всей серии. И если последняя часть не понравилась, то играть в остальные просто не имеет смысла. Более того, современные игры забирают все ключевые фишки и механики геймплея не только из предыдущих частей, но и из других нашумевших игр.

Не стоит играть в Kill.Switch, чтобы оценить придуманную систему укрытий, если вы уже играли в любую часть Gears of War, да и вообще в половину современных игр от третьего лица. Не стоит играть в первый Modern Warfare, чтобы оценить кинематографичность и постановку, если вы уже играли в более поздние части серии, да и вообще в любые современные милитари-шутеры.

Первый Hitman был создан для тех, кто играл в него тогда, в 2000 году, и выстрелил он именно поэтому. Контекст индустрии: игры того времени, тенденции того времени, игроки того времени, — был другим. И Tomb Raider (1996) отличается от Tomb Raider (2013) точно так же, как 1996 год отличается от 2013-го, ведь то, что не меняется — умирает. Терять время и играть для галочки в целях развития игровой эрудиции не имеет никакого смысла: это напоминает историю про Ахиллеса и черепаху. Тот, кто всё время пытается догнать, никогда не будет первым. 

В 2013 году выйдет немало отличных игр. И я уже знаю, что многие из них пройдут мимо меня. И пускай я опять буду говорить о ряде «достойных проектов», пускай я опять буду путаться в санта-барбаре персонажей, как в Resident Evil 6. В новом году я хочу играть в игры, которые сделаны для меня, для играющего в 2013-м, ведь первое, чему учит время — расставлять приоритеты. Видеоигры всегда разговаривают со своими современниками, ведь найти общий язык — это первый шаг к тому, чтобы понравиться. И если мы хотим играть только в то, что доставляет нам удовольствие, нужно научиться ценить своё время и распоряжаться им правильно. Ведь тот, кто пытается всюду успеть, всегда пропускает самое интересное.

Также по теме