0

«Хвастуны» — колонка Семена Арефьева

 «Хвастуны» — колонка Семена Арефьева

«Я, ребят, вообще у Тимати в клубе танцую» — Вика ловко скручивает два чебурека с мясом в крошечную трубочку и не глядя закидывает в рот. «Это не так просто, как вы думаете  он меня лично уговаривал долго, ну я ему сказала: Тима, я у тебя потанцую, просто потому что я тебя уважаю». 

2008 год, мы стоим в чебуречной у метро «Китай-город», вокруг усатые мужчины стоя пьют дешевую водку, шутят и грустят. Вика — так она нам представилась — полноватая и весьма потрепанная девица лет двадцати пяти, которая прицепилась к нам у входа и сразу же начала рассказывать о тяготах светской жизни. Вероятно, даму привлекли чехлы с музыкальными инструментами, а возможно — необычный внешний вид: мы были в шапках, а не в принятых здесь «зимних» кепках. Мы решили подыграть ей, по крайней мере, просто не подавать вида, что нам смешно, поэтому стояли и слушали. «Ребят, а че вы пьете? Водку? Не, водку я не хочу, в клубах водку не пьют, купите пива мне». Для чистоты эксперимента покупается «Балтика №9». Вика выпивает банку в три глотка и громко рыгает. Да, это богема.

В рассказах светской львицы было всё: жемчуг, яхты, шуба, любовники, ссоры, квартиры с семиметровыми потолками, элитные коньяки, дорогие подарки и разбитые сердца. Не знаю, где Вика сейчас, но мы смеемся над ней до сих пор. Желание выпендриться и «уделать» незнакомых людей было настолько нелепым, неуместным и глупым, что даже не верилось, что человек действительно говорит всё это. Тогда я подумал, что встретить подобную клоунаду можно только в злачных питейных местах. Но я ошибался. Современный мультиплеер — новая мекка для королей чебуречных.

XXI век — эпоха брендов. Сформировать нужный образ стало ключевой потребностью не только в бизнесе, но и в повседневной жизни. Реклама призывает выглядеть кем-то, а не быть кем-то. Покупая сегодня, мы чаще всего отдаем деньги не за продукт, а за статус, за чужое мнение о себе. Фантик стал стоить дороже конфеты просто потому, что вкус конфеты чувствуешь только ты сам, а вот обертку видят другие. Нас постоянно призывают кому-то что-то демонстрировать, кому-то что-то доказывать, ведь это залог непрерывных покупок.

Молчание сегодня уже не золото: если ты не говоришь о своих достоинствах, значит у тебя их нет. Это привело к тому, что отсутствие агрессии стало восприниматься как трусость. Дескать, если ты не кричишь постоянно о том, что можешь дать мне в глаз, то ты и дать-то в него не можешь. Количество кухонных боксеров растет с каждым днем, а подобная манера поведения — хвастаться на опережение — глубоко проникла во все сферы общения. В том числе и в видеоигры. Если ты не кричишь о том, что играешь лучше всех, значит и играть не умеешь.

Вчера я до поздней ночи сражался в мультиплеере Gears of War 3. Мои друзья уже отправились спать, и я решил сыграть еще один, на этот раз последний (эту фразу я говорю раз по пять за вечер) матч. Два, судя по акценту, англичанина ловко подшучивали над игроками противоположной команды: вы, мол, ребята, ничего не умеете, у вас плохой коннект, вы жулики и позор Блежински. Неожиданно в чат ворвался третий игрок: из-за плохой связи адресовать ругательства у них не получалось, поэтому они просто кричали гадости, кто громче. Через минуту их крики заглушили игру.

Раунд закончился, и противоположной команде, как выяснилось, тоже было, что сказать. Но на испанском! В следующий перерыв в ругань включился еще и француз, а поскольку команды тасуются при смене карты, все смогли поругаться со всеми. Я не включал микрофон, но всё равно получил четыре голосовых сообщения. Самое странное, что в тот вечер я действительно играл хорошо. Видимо, чтобы никого не обидеть, мне нужно было кричать об этом в чат.

Ругань — это одна из главных причин того, что игры считаются уделом маргиналов и школьников. Никто не захочет посадить свою маму за партию в Dota 2. И вы знаете почему. Большинство играющих в соревновательный мультиплеер не любит чай в пакетиках. И вы знаете почему. Хамство стало допустимым, мы стали воспринимать его как стандартную процедуру, как некий атрибут хорошего игрока. А если ты не хочешь получать поток скверны в уши — то ты неженка, слабак, привыкай. Не можешь переиграть — перекричи. 

Злобу и оскорбления принято оправдывать азартом: мол, я переживал, вырвалось. Но нелепость этого аргумента проявляется, когда мы пытаемся им же оправдать своего соперника. Он послал меня и мою маму: какой молодец, он так переживает за команду. И да, можно ссылаться на безнаказанность, но неужели для того, чтобы остановить потоки грязи, нужно иметь возможность дать в глаз по скайпу? Мультиплеер был придуман как способ поиграть с друзьями, а превратился в способ найти врагов.

I can make you mad, but I will always be respectful («я могу тебя разозлить, но я всегда буду относиться к тебе с уважением»). Такую надпись я увидел однажды в профиле одного игрока, когда зашел понизить ему репутацию. Я был очень зол и обвинял в своем поражении, как это часто бывает, чужое интернет-соединение. Демонстративное уважение к сопернику не просто охладило мой пыл, мне стало по-настоящему стыдно. Я не собирался оскорблять соперника, но очень этого хотел. Чужая вежливость мгновенно поставила меня на место. В голове сразу всплыли видеоролики «мама удалила аккаунт в World of Warcraft». Мое ворчание вышло мне боком и я почувствовал себя так, будто только что рассказывал сопернику, что танцую в клубе у Тимати. Чужая сдержанность и такт ударили меня сильнее оскорблений, потому что четко обозначили, кто здесь дурак. Пристыженный, я выключил консоль и пошел спать.

«Ничто не дается так дорого не ценится так дешево, как вежливость», сказал Сервантес. И это правило применимо во всех сферах жизни — в том числе и в мире цифровых развлечений. Пытаться произвести впечатление на других игроков с помощью криков и хамства — это то же самое, что рассказывать о коллекции своих автомобилей незнакомым посетителям чебуречной: глупо, смешно и неуместно. Вежливость всегда смотрит на грубость сверху вниз, и не важно, выиграл ты или проиграл. И только тогда, когда мы научимся уважать людей, с которыми играем, мы сможем создать в видеоиграх ту обстановку,  в которую будет приятно, и, как минимум, не стыдно привести друзей.

Также по теме