0

«Убеждения»: колонка победителя Hotline Gmbox

«Убеждения»: колонка победителя Hotline Gmbox

Мы уже давно свыклись с пиратством. Оно стало неотъемлемой частью нашей жизни, и мы стали считаться с ним и подстраиваться под него. Авторам пришлось искать новые способы зарабатывать. Музыкантов поддерживают концерты, успех фильма уже давно измеряется исключительно кассовыми сборами, а коллекционер, собирающий репродукции шедевров живописи выглядит так же нелепо, как мачо, накапливающий резиновых женщин. Все копии в данных видах искусства являются лишь рекламой оригиналов и их создателей. Книги же подкупают самим форматом: перелистывать мягкие страницы для большинства людей всё еще приятнее, чем читать с экрана «холодный» текст. Напечатанную книгу невозможно скопировать, да и унести из магазина не так уж и просто.

Но с видеоиграми всё оказалось намного сложнее. Кроме покупки самого носителя (пускай и в цифровом виде), нам нечего предложить автору. Разработчики не публикуют реквизиты, а на всевозможных кикстартерах мы оплачиваем только обещания. Скачав первую часть фильма, на вторую мы пойдем в кино, чтобы посмотреть её «ещё сильнее».  Но скачав второй Far Cry, мы будем ждать третью часть на том же трекере. Верить в то, что пиратство даст определенный толчок игровой индустрии — это то же самое, что надеяться усилить пламя, плеснув в него немного воды.
Мы не можем усилить удовольствие от игры, заплатив за неё деньги, покупка не изменит качество самой игры и наш способ играть в неё. И единственное, что сможет заставить нас покупать, а не скачивать — это убеждения.

Основным аргументом защитников свободного распространения информации является тезис о том, что искусство, которое образовывает и развивает нас, не должно быть привилегией богачей. Другими словами, ты должен иметь возможность читать Достоевского, даже если у тебя нет денег. И речь здесь идет не об отдыхе: подразумевается, что впитав и осмыслив чужое, я смогу создать что-то свое.

Современные видеоигры являются чистой воды развлечениями, отдыхом. Их главный продукт — удовольствие. Даже самые сложные задачи ставят конечной целью радость от их решения. Миссия, пройденная в XCOM на «классике», делает тебя победителем. Но делает ли нас победителем чтение энциклопедии? Или удовольствие от «Тихого Дона» мы получаем только потому, что осилили такой объем текста? Радость от победы и азарт — это то, за что мы любим игры. Но, по большому счету, это всё, что они могут нам дать.

И мы не можем требовать от разработчиков и издателей работать несколько месяцев бесплатно просто потому, что ставим свое желание отдохнуть выше их желания кормить семьи. Это стыдно назвать осознанным мнением и, уж тем более, убеждением. Потому что убеждения — это когда ты готов что-то терять.

Индустрия тратит огромные деньги и силы на борьбу с пиратами, вместо того, чтобы тратить их на создание новых продуктов. Постоянные связки с онлайн-сервисами, надоедающие микротранзакции, угоны аккаунтов и прочая головная боль стали неотъемлемым атрибутом современных игр. Но, к сожалению, эти шаги оправданны. Давайте признаем честно: рассчитывать на сознательность играющих давно не приходится. Состоялся ли бы «Игромир-2012», если бы на «Игромир-2011» можно было бесплатно перелезть через забор? Именно драконовы меры защиты Diablo III сделали её одной из самых продаваемых игр. Мы качаем не потому, что не можем покупать игры, а потому что не хотим. И проблема не в том, что мы отказываемся платить за то, что считаем некачественным. Мы не платим даже за то, что считаем идеальным.

Мало кто возмущается из-за того, что хорошая машина стоит так дорого. Редко кто удивляется высокой цене хорошего костюма. Но когда речь заходит об играх, все сразу начинают считать чужие деньги. Подобно детям, обзывающим жадиной того, кто не отдает другим все свои конфеты, любители видеоигр обзывают жадными издателей, которые не хотят отдавать свой труд за количество сидирующих. Нежелание продавать свою работу за бесценок воспринимается с укором, хотя любой из критиков поступает абсолютно так же, устраиваясь на работу и пытаясь продать свои умения подороже. Знать, чего ты стоишь — это не скупость, а чувство собственного достоинства. Это же чувство заставило уйти редакцию AG в полном составе. И жадность здесь не при чем.

Игровое сообщество — это толпа. И хотя каждый кричит на любимом форуме что-то свое, схемы поведения остаются типичными для любого массового скопления людей: я делаю так, потому что так делают все. Большинство любителей видеоигр просто не задумываются о существующих в сообщесве нормах. И уж тем более, мало у кого хватает смелости пошатнуть незыблемый столб пиратства. Никто не хочет становиться белой вороной, потому что боятся, что их обвинят в службе золотому тельцу.

Как и любое «я», которое прячется за «мы», игроки перестают ощущать ответственность за то, что происходит. Мысль о том, что ты участник происходящего, постоянно отбрасывается, отметается, это не я, это они, так было всегда и так будет всегда. Да и вообще,  сами виноваты. Но эта логика работает и в обратную сторону. Три парня из «Адовой кухни» смогли переубедить многих просто потому, что создали свое, отдельное комьюнити, с другими нормами. Пример показали всего три человека, но этого оказалось достаточно. И дело не в аргументах, слушатели просто оглядывались и поступали так же, как поступают другие. А «другие» перестали качать.

Современные технологии делают мир стеклянным. Мы видим, как работает игровая индустрия, мы видим, как игру придумывают, рисуют, оттачивают, мы видим труд сотни людей. Но что самое важное, мы видим самих людей. Людей, которые делают игры. И это не далекие толстосумы в твидовых костюмах. Это такие же игроки, которые безумно любят игры, любят свою работу, они с горящими глазами рассказывают о своем создании, с по-настоящему родительской гордостью и любовью радуются его первым шагам и успехам. Каждый из них когда-то запустил свою первую игру и загорелся желанием сделать что-то, создать, помочь тем, кто делает, стать частью игровой индустрии. И они тоже сидели на форумах, и они тоже ругали плохие игры.

И именно этим ребятам, ребятам с горящими глазами, я отдаю свои деньги, когда плачу за игру, которую могу скачать. Потому что я понимаю свою ответственность. И я знаю, что эти люди могут сделать игру, которая мне не понравится, что таможня может задержать мои диски, и они не придут вовремя, что хитрец-пират может угнать мой аккаунт в Steam, да и консоль, черт возьми, может сгореть. Но я хочу, чтобы индустрия работала, чтобы игры делались, чтобы система функционировала, росла и развивалась, и я не боюсь отдать за это свои деньги или время. Потому что это мои убеждения, и я готов что-то терять.

Также по теме