0

Рецензия на Final Fantasy XIII-2

Рецензия на Final Fantasy XIII-2

Забавно, но героиня с обложки Final Fantasy XIII-2 появляется на экране всего несколько раз. В самом начале Лайтнинг сражается с новым злодеем, ближе к развязке разговаривает с сестрой и перед финальными титрами блестит кристальным лицом (да, это спойлер, и сейчас будет еще один) — сразу перед надписью «продолжение следует». Сэра — так зовут сестру Лайтнинг — теперь выступает как главная героиня, сопровождаемая непонятным юношей по имени Ноэль. Им противостоит Каюс, время от времени на экране мелькает припадочная провидица. Вот и все персонажи продолжения самой неоднозначной японской RPG последних лет. Остальные действующие лица удостаиваются дай бог пяти минут эфирного времени. Впрочем, нет, есть еще один герой — летающий мугл, существо с пухлыми щечками и круглым розовым носом. Мимими.

Сказать, что сюжет Final Fantasy XIII-2 — это не самая сильная сценарная работа в видеоиграх, значило бы выразиться слишком мягко. В ранних интервью разработчики говорили о том, что в новом выпуске учтут все пожелания игроков, но почему-то ничего не сделали с бессмысленными сценками в духе «диалог двух капитанов Очевидность», и все самое интересное приберегли напоследок. Радости от финальных откровений тоже не так много, как могло бы быть: во-первых, надпись «продолжение следует» обнуляет все метафизические достижения и как-то обескураживает, а, во-вторых, первую половину игры показывают не тех персонажей и обсуждают не те темы, ради которых хочется дать FF XIII-2 еще один шанс.

Вместе с тем, надо отметить одно важное изменение. Если раньше игрок был своего рода туристом и просто следовал по размеченному пути, любуясь красивыми фонами, то теперь с него сняли кандалы и выпустили в более-менее открытый мир. Лейтмотив — путешествия во времени и пространстве — был идеально отработан еще в Chrono Trigger, и здесь Square Enix просто не могли напортачить. И все же система отдельных островков-пространств, где нужно искать артефакты, разрешать парадоксы и выполнять побочные квесты, выглядит как не самая талантливая работа над ошибками. Это лучше, чем было, но все равно не больше, чем промежуточный этап глобальной перестройки.

Зато гораздо интереснее стала выглядеть злополучная боевая система. В Final Fantasy XIII от нее плевались все, но Square Enix, будто фея-крестная, сделали из тыквы роскошную карету. Неоспоримое достоинство сиквела заключается в том, что он может удерживать у экрана благодаря одной прокачке и системе коллекционирования монстров (на манер игр серии Pokemon, только в упрощенном варианте). Я двое суток оставался на одной локации просто потому, что мне нравилось уничтожать армии чертей, пробовать разные умения и искать победные тактики. Да, механика все та же: персонажам заранее назначаются роли в команде, а для победы важно правильно переключаться между героями с разной специализацией. Благодаря ускоренной прокачке и появлению случайных битв с монстрами боевая система стала разнообразнее, динамичнее, глубже. Примерно тем же в свое время цепляли старые jRPG (говорить о сюжете в первых Final Fantasy как-то даже неловко), и именно за счет этого выезжает Final Fantasy XIII-2.

Еще в превью я задавался вопросом: для кого предназначена Final Fantasy XIII-2? Тогда казалось, что не осилившие тринадцатый выпуск люди просто не смогут найти ничего интересного в продолжении, потому что не будет точек соприкосновения. Как стало ясно теперь, это не совсем верно. Из-за буксующего, медленного и какого-то даже анимешного (в плохом смысле слова) стиля повествования ценность сиквела и для фанатов, и для простых прохожих, примерно одинакова. Но Final Fantasy XIII-2 готова предложить больше, чем просто красиво рассказанную сказку. Временами в нее хочется просто играть, снова возвращаться в изученные миры, искать способ увидеть альтернативный финал. В конце концов, если прокачка не вызывает рвотный рефлекс, значит, это успех. Пусть и временный — точка-то пока не поставлена, и черт знает какой эксперимент родится в следующий раз.

Также по теме