0

Игры доброй воли

Игры доброй воли

В одной из серий «Симпсонов» директор Скиннер предлагает Барту скрасить рутинную работу по заклеиванию конвертов, превратив ее в игру: нужно сосчитать, сколько конвертов успеваешь запечатать за час, а затем — попытаться побить рекорд. Звучит скорее как рекорд по занудству, но самому директору этот способ помог не сойти с ума, когда он на несколько дней оказался погребен под кучей хлама в собственном гараже.

Не люблю признавать правоту школьных директоров, но старик Скиннер, похоже, был прав — метод первоклассный. Единственная поправка: для максимального эффекта его надо перевести в плоскость видеоигр. Соревновательный элемент — мощный инструмент в педагогике: с малых ногтей нас учат, что лучшие в мире люди учатся на одни пятерки, а если уж бегают — то только на олимпийский рекорд. На этом празднике жизни поклонники видеоигр всегда были немножко лишними: взять хотя бы меня. Школу я закончил с четырьмя тройками (университет — с девятью), а быстрее всего бегал за мороженым (в детстве), за девушками (в отрочестве) и пивом (в юности) — да и то сказать, до олимпийского золота было далековато. На таких как я принято ставить крест и клеймить уродливым словом «геймер»

Теперь-то я понимаю, что если бы в первые десять-пятнадцать лет жизни мне встретился бы человек, который смог бы провести аналогию между бегом и видеоиграми — все было бы иначе. В самом деле, я ведь прокачиваю персонажей в ролевых играх? Ведь бьюсь же за первое место по количеству фрагов в сетевых шутерах? Значит, во мне есть та самая соревновательная жилка, двигатель прогресса, который подстегивает каждого из нас с тех пор, как мы были скромными сперматозоидами. Значит — могу!

Впервые я понял это в GTA: San Andreas. Каждый виртуальный день я ходил в виртуальную качалку и наращивал виртуальную мышечную массу: персонаж обрастал мясом на глазах, а я оставался все таким же дрищеватым второкурсником. Наблюдать за все растущей пропастью между виртуальным и реальным «я» в какой-то момент стало невыносимо. И тогда я стал делать по двадцать отжиманий на каждый подход к игровому снаряду.

Следующим шагом стала The Sims 2. Там пример был еще нагляднее: нарисованная копия себя любимого качала мускулы на тренажере, а в жизни все оставалось по-старому. К счастью, прокачка в The Sims не требовала прямого вмешательства, поэтому, регулируя скорость игры, можно было успеть и поотжиматься, и потягать гантели. Потом к этому добавились упражнения на пресс…

Нет, чуда не произошло и титул «Мистер Вселенная» все так же далек (хотя, глядя на прочих мистеров Вселенная — оно, может, и к лучшему). Но мне уже давно не стыдно смотреться в зеркало. Мало того, я перенес тот же принцип на другие сферы жизни, и знаете что — сработало! Главное, все время держать в голове, что ты не просто занимаешься рутинным делом, а прокачиваешь главного персонажа в своей жизни — себя. Поиграл час на пианино — получил шестьдесят очков к скиллу игры на фортепиано. Не пил полгода — сэкономил ресурс печени, отлично, позже пригодится (чем не аналог параметра «энергия» из социальных игр?). Сходил за хлебом — выдал себе мысленный ачивмент («Хороший хозяин», +100G).

Главное, все время держать в голове, что ты не просто занимаешься рутинным делом, а прокачиваешь главного персонажа в своей жизни — себя

Ну и так далее. В грамотной игре перед пользователем, совсем как в жизни, стоит огромное множество микрозадач, решая которые он становится лучше: выполнил квест, продал барахло, построил дополнительный барак — получи уровень. У меня есть гипотеза, согласно которой геймдизайнеры намеренно делают механику игр похожей на реальность. Замечали ли вы, насколько процесс прокачки в ролевых играх напоминает настоящую жизнь: на первых уровнях мы растем феноменально быстро (так же быстро развивается и познает мир ребенок), затем процесс потихоньку замедляется, ну а на поздних уровнях (в «старости») остается почивать на лаврах и делиться опытом с подрастающим поколением. В общем, разработчики отнюдь не дураки — вопрос в том, какие выводы мы делаем из их произведений.

В пелевинском «Generation «П» была отличная фраза: «Поза сейчас у всех одна, просто надо же себя правильно позиционировать» То же — с мотивацией: мотивация у всех одна — все мы хотим стать лучше, богаче и счастливее. Играя в видеоигры, всего этого вряд ли можно добиться. Но, черт побери, надо же себя как-то мотивировать?! Для начала — хотя бы вот так.

Также по теме