0

25 лет Metal Gear

25 лет Metal Gear

Седьмого июля исполнилось 25 лет со дня выхода Metal Gear — игры, которая дала начало лучшему интерактивному сериалу про шпионов в известной нам части Вселенной. Четверть века — невероятно долгий срок, и многие из тех, кто читает эти строки, наверняка пропустил начало этой удивительной истории. Специально для них редакция Gmbox.ru подготовил краткий словарь от «А» до «Ш», в котором мы объясняем, что такое Metal Gear, и почему его нужно уважать и бояться.

Action

Если спросить искушенного фаната, за что он любит Metal Gear, тот, скорее всего, начнет плести непонятную словесную вязь про героев, драму, тонкие диалоги и постмодернистский юмор. Тем не менее, на коробке с игрой написано другое определение — Tactical Espionage Action. И прежде всего Metal Gear — это шпионский боевик, причем абсолютно сумасшедший. Здесь есть механизированные ниндзя, роботы высотой с пятиэтажный дом, вампиры на службе военных, массовые убийства и зловещие эксперименты. А центральный персонаж, Солид Снейк, (списанный со Змея Плискина — героя кинофильма Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка») — это эталонный герой боевика, идеальный солдат с правильными моральными принципами, наш ответ классическим киновитязям в исполнении Сталлоне и Шварценеггера. При этом сценарий (почти) никогда не скатывается в откровенный балаган: Хидео Кодзима умудряется дать драмы, даже если за секунду до этого вы сражались с глумливым жирным террористом на роликах. В результате Metal Gear (особенно трехмерные части) представляет собой идеальный боевик для взрослых умных мальчиков, которые между игрой в войнушку любят подумать о вечном.

Война

Чем бы ни занимались персонажи Metal Gear, главным героем эпоса Хидео Кодзимы остается сама война. Все делается для нее, ради нее или в ее рамках — в зависимости от стороны конфликта и соображений участников. Не зря серию Metal Gear порой называют «Военной Симфонией», где основная партитура главных героев позволяет показать, как вооруженная стычка превращается в национальный конфликт, в мировое пожарище, в идеологию, в образ жизни, наконец. Следуя принципу дедушки Оруэлла — «Мир — это война!», герои и злодеи серии — ветераны бесчисленных войн, глубоко деформированные люди, которые не смогли реализоваться в гражданской жизни, и теперь при помощи ржавого штык-ножа переделывают под себя весь мир. Военные корпорации с собственными армиями и нанотехнологиями по слежению и контролю разума личного состава; гигантские боевые роботы с ядерным вооружением, способные уничтожить целые страны. Ядерная угроза, как оказалось, не самая большая угроза, которую можно себе представить — намного хуже те люди, которые способны использовать ее для уничтожения целого мира во имя условных идеалов.

Кодзима

Все 25 лет серией Metal Gear заправляет интеллигентный японец в очках по имени Хидео Кодзима. В 80-е он, как и многие его соотечественники, пришел в индустрию, вдохновившись успехом Super Mario Bros. Кодзима с детства любил кино, что в последствии отразилось на его творчестве: игры серии Metal Gear по праву считаются одними из самых кинематографичных в истории. Творческий путь Хидео Кодзимы можно сравнить с профессиональной деятельностью Меттью Вайнера — создателя сериала Mad Men. В начале карьеры, как и Вайнер, Кодзима долго не мог найти работу: его идеи никто не понимал и считал бредовыми. Уже в своих первых играх (в числе которых был и оригинальный Metal Gear) под крылом Konami, в которой все-таки поверили в будущую звезду, он пытается применить свои новаторские идеи. В оригинальном Metal Gear появились стелс-элементы и более-менее приличная история — неслыханные инновации в золотой век «Тетриса»! Следующие 25 лет Кодзима, изредка отвлекаясь на другие проекты (Zone of Enders и Policenauts), будет культивировать и развивать эти качества, постепенно создавая игру своей мечты. Кодзима так высоко задрал планку качества, что сам стал заложником своего произведения — на сегодняшний нет другого человека, который смог бы совладать со столь амбициозным материалом и поставить условный MGS 5. Несмотря на то, что после каждой новой части серии Кодзима говорит, что она для него точно станет последней, недавно официально анонсированную MGS 5 поставит именно он.

Контекст

Создавая Metal Gear, Кодзима ориентировался на современность и реальные события, создавая историю, которая (за вычетом отдельных глупостей, вроде джунглей и крокодилов в тайге) вполне могла происходить на самом деле — за ширмой всеобщей секретности в Холодную войну прятали и не такое. История ХХ века давала массу исходного материала — Холодная война, секретные опыты, ЦРУ, мировое правительство, масонские ложи, военные корпорации, поп-культура. Кодзима заложил в свою игру неисчислимое количество культурных кодов — от Бонда, до DeepThroat (имя одного из героев и, по совместительству, главного фигуранта уотергейтского скандала); от Годзиллы до летающих боевых ступ, которые реально проектировались в Советском Союзе. Это встречается на каждом шагу, буквально в каждой сцене, комнате или (даже чаще всего!) в разговорах по «кодеку» и является ключевой находкой Кодзимы в повествовательном игровом жанре. Спустя 25 лет, благодаря магии постмодернизма, Metal Gear сам стал частью поп-культуры — отсылки к нему можно найти в огромном множестве произведений.

Музыка

Как правило это смесь из интенсивных электронных композиций и мощных оркестровых фонограмм, которые в игре используются для важнейших сюжетных сцен. Сказалось увлечение Хидео Кодзимой кино: музыкальные вступления здесь используются не только для создания эмоционального фона, но и для раскрытия сущности персонажа — как в сцене с убийством снайпера Wolf, в которой оркестру аккомпанирует целая волчья стая. Для полноты картины Кодзима пригласил из настоящего Голливуда популярного композитора Гарри Грегсона-Уильямса (автора музыки к «Скале», «Шреку», «Прометею» и другим фильмам), который написал в том числе и запоминающуюся основную тему игры, которая часто исполняется на специальном шоу Video Games Live. Ну, а главная работа американца в рамках Metal Gear Solid — пронзительная шпионская композиция Snake Eater из одноименной игры, выполненная в стилистике фильмов о Джеймсе Бонде.

Сволочи, Сюрпризы, Сверхъестественное и Разное

Злодеи Metal Gear — абсолютно асоциальные личности, боевые психопаты, для которых война стала не просто работой, но единственным занятием и смыслом жизни. При этом, как и положено в игре про шпионов, каждый персонаж наделен нешуточной харизмой и скрывает в шкафу роту скелетов. Причем уровень одержимости растет в иерархической прогрессии от относительно прямоходящих солдат, до гениальных генералов — Ликвида Снейка, полковника Волгина, Револьвера Оселота. Это не бездушные горы мышц, но люди со своими взглядами, идеологией и внутренними противоречиями, суть которых, конечно, раскрывается именно в тот момент, когда нам предстоит их убить — из-за этого целиться порой приходится чуть ли не сквозь слезы.

К тому же, отдельные боссы умеют обращаться непосредственно к игроку: например, чтобы не попасть под влияние русского террориста-псионика, требовалось переставить в другое гнездо провод от геймпада (но перед этим злодей успевал поглумиться над сохраненными играми на карте памяти). Другой пример — схватка со снайпером The End, который был настолько стар, что его можно было победить, просто оставив игру на пару дней — в этом случае ветеран попросту умирал от старости.

Шпионский юмор

Несмотря на всю серьезность и глубину Metal Gear, в сериале полно шуток, скрытых и явных. Кодзима не смущаясь смешит публику совершенно разными способами: странными названиями, вроде Shagohod или Yabloko Moloko (на самом деле это заигрывания с языком из «Заводного апельсина» Берджесса), айподом в инвентаре главного героя, эротическими журналами или резиновыми утками, разбросанными по игре. По рации в MGS 3 (еще одно место для хохм), например, можно вызвать на связь самого Джеймса Бонда, правда, подданный ее величества на звонок все же не ответит. Главный хит и одновременно один из самых известных символов Metal Gear — картонные коробки, в которых главный герой может прятаться от своих врагов. Особый цинизм ситуации состоит в том, что для каждого уровня в игре (читай — очередного боевого ангара) вам нужно найти определенную коробку с особой цветной каймой. Единственный важный момент: ко всем безумствам надо относиться с пониманием, иначе все чудачества Кодзимы покажутся вам неуместными.

Материал подготовили: Андрей Загудаев, Илья Овчаренко, Георгий Курган.

Также по теме