0

15 лет Nintendo 64

15 лет Nintendo 64

Самая противоречивая консоль Nintendo вышла в Европе 15 лет назад. Для многих из нас она так и осталась странным заморским чудом с безумно дорогими картриджами, в то время как народной консолью в России (да и в мире) надолго стала PlayStation. 


Conker’s Bad Fur Day — самый похабный платформер на Nintendo 64; одним из боссов в игре был говорящий кусок кала.


Гейб Ньюэлл: «Super Mario 64 — моя любимая игра. Она убедила меня, что игры — искусство». Nintendo 64 стала провалом, после которого Nintendo не могла оправиться до выхода Wii. Но именно на ней появились The Legend of Zelda: Ocarina of Time, GoldenEye 007 и Super Mario 64, придумавшие новые правила игры в своих жанрах и навсегда изменившие индустрию. Технические ограничения консоли — например, малый объем текстурной памяти — в правильных руках превращались в достоинства, позволяя разработчикам создавать неповторимый «мультяшный» графический стиль. В кинематографичных играх для PlayStation было много видео, пререндеренных задников и полноценная озвучка, тогда как Nintendo вынужденно избегала всего этого, сосредоточившись на геймдизайне.

Именно поэтому Super Mario 64, GoldenEye 007 и Ocarina of Time получились такими прорывными: им не раз признавались в любви Гейб Ньюэлл, Джон Кармак, Уоррен Спектор, Питер Молинье и другие известные разработчики, не говоря уже про обычных игроков. Высокий класс игровой библиотеки Nintendo 64 показывает хотя бы то, что прошлогодние 3DS-ремастеры Ocarina of Time и Star Fox 64 даже сегодня играются по-прежнему здорово.  Тогда как главные игры с первой PlayStation выглядят безнадежно устаревшими.


Джессика Чобот: «Zelda — это единственная игра, где я никогда не меняю стандартное имя персонажа». 


Одной из главных причин, погубивших Nintendo 64, были дорогие и маловместительные картриджи, использовать которые Nintendo решила из-за любви ее дизайнеров к быстрым загрузкам. Тогдашние четырехскоростные CD-приводы работали очень медленно, а делать компьютерное видео в компании никто не умел и не хотел. Да и бороться с пиратством так было проще. Джессика Чобот: «Zelda — это единственная игра, где я никогда не меняю стандартное имя персонажа».

Многие сторонние разработчики, поняв, что не смогут портировать PlayStation-игры на Nintendo 64 без серьезного урезания, отказались ее поддерживать. Технологическое демо Final Fantasy так и осталось обычным демо: Square выпускали свои игры на PlayStation, лишив Nintendo ролевых игр. Европейцы требовали реалистичного футбола и гонок, так что PlayStation с ежегодными FIFA и двумя Gran Turismo им вполне хватало. Только в США Nintendo 64 продавалась более-менее успешно, но и там соревноваться с PlayStation было бесполезно.


Гейб Ньюэлл: «Super Mario 64 — моя любимая игра. Она убедила меня, что игры — искусство».


Впрочем, была и другая причина, из-за которой Nintendo выбрали картриджи:  в 1991 году Sony и Nintendo вместе работали над подключаемым CD-приводом для приставки Super Nintendo. Но будущие конкуренты не смогли договориться о дележе прибыли; кроме того, Sony требовала часть прав на игры Nintendo, в том числе и «Марио». Президент Nintendo Хироси Ямаути смертельно обиделся на такую наглость: в итоге ему пришлось отказаться от CD в Nintendo 64 и провозгласить 1994-й «годом картриджа». 


Nintendo 64 — это не только хиты на все времена. Игру Superman, вышедшую в 1999 году, часто называют одной из худших игр в истории. Она ужасно выглядит, она неуправляема, в ней полно багов, у нее завышенная сложность — в ней плохо буквально все. Superman лучше любой другой игры показывает, что только студии самой Nintendo понимали, как нужно работать с консолью.


Но не стоит думать, что Nintendo 64 была мертворожденной от начала до конца — в ее дизайне встречались и передовые на тот момент вещи. Это была первая консоль, поддерживающая мультиплеер на четырех игроков без дополнительных аксессуаров (был особенно популярен в шутере GoldenEye 007). На контроллере располагался аналоговый стик, который вскоре позаимствовала Sony для своего DualShock. Наконец, Nintendo первой задала моду на консоли разных цветов: за пять лет кроме стандартной серой вышли красная, зеленая, голубая, фиолетовая и золотая консоли. Таким образом Nintendo держала продажи на достойном уровне даже когда новых игр особо не выходило. К этому хитрому приему компания прибегает и по сей день, буквально месяц назад выпустив розовую 3DS.

Вот она — консоль моей мечты

С Nintendo 64 связан один очень популярный мем. Nintendo 64 Kid — это маленький мальчик, который находит под рождественской елкой коробку с приставкой и начинает  бешено орать от радости. Важно и то, как сдержанно он реагирует на второй подарок, радиоуправляемую машинку — уже тогда приоритеты у детей поменялись навсегда.

Также по теме