0

Насилие и еще 5 вещей, которым игры НЕ учат людей

Насилие и еще 5 вещей, которым игры НЕ учат людей

Видеоигры - источник вселенского зла или же новый вид искусства? Этому вопросу уже больше 35-ти лет. Ещё в 1978 году одна из первых культовых аркад, Space Invaders, вызвала интерес со стороны учёных и правительственных комиссий: а не обладает ли сие странное развлечение некими наркотическими свойствами, вызывающими привыкание? И это был только лишь первый шаг. К огромному сожалению, с тех пор отношение к играм сильно поменялось в худшую сторону.

Как известно, сегодня существуют многочисленные комиссии, стоящие на страже рассудка “детей” - совсем юных и великовозрастных. ESRB, PEGI и прочие ни за что не пропустят Carmageddon с красной кровью в Германии или в Австралии, и запросто запретят какой-нибудь безобидный Red Faction про восстание марсианских шахтёров. А игра, вообще-то, пропагандирует демократические идеалы борьбы за равенство и братство.
 

К политике (если быть точным, к политкорректности) мы ещё вернёмся, а пока начнём с самого очевидного - с насилия. Так учат ему видеоигры, или же наоборот - дают выпустить пар? Конечно, бывают перегибы. В сентябре 2007-го года отец семейства и пастор одной из церквей г. Веллингтона, штат Огайо, отнял у своего 16-ти летнего сына Halo 3: отрок тратил на богомерзкое развлечение по 18 часов в сутки! Диск для Xbox был заперт в одном сейфе с отцовским пистолетом, что и стало ошибкой. Сынуля ночью стянул ключ, открыл несгораемый шкаф, и несколько раз выстрелил родителям в голову во сне.

Или взять общеизвестный случай Андерса Брейвика. Если попытаться охарактеризовать его идеологию вкратце, да ещё и на геймерский манер, получится нечто вроде “Скайрим для нордов!”. Брейвик не стал поступать банально - надевать гриндера, бомбер, и под звуки олдскульного Oi! избивать шоколадных мигрантов на улицах Осло. План был более изощрённым. Брейвик отправился на остров Утойя - это местный аналог “Артека”, пионерлагерь для детей элиты. Где и перебил 77 человек, дабы обратить внимание общественности на нерешительность политиков в деле борьбы с нелегальной миграцией. “При чём здесь игры?” - спросите вы. Всё очень просто: в ходе судебного процесса Андерс Брейвик признался в том, что учился целиться и стрелять в Call of Duty: Modern Warfare 2.
 

А теперь внимание: вопрос в студию! Во что играл неуравновешенный сербский студент Гаврило Принцип, хладнокровно пристреливший австро-венгерского принца Франца Фердинанда (не путать с популярными шотландскими рокерами) вместе с супругой? Вероятнее всего, в шахматы, шашки, нарды или же карты. Между прочим, современным норвегам удалось как-то замять дело Брейвика и не допустить какой-нибудь Kristallnacht №2, когда граждане будут резать друг друга в ночи исходя из религии, цвета кожи или любых других факторов. А с выстрелов Принципа началась Первая мировая война - самая жестокая в истории человечества.

Так что мы предлагаем шахматы с шашками запретить - подключить общественные организации, составить петицию, собрать подписи и так далее. Если серьёзно, то на наш взгляд, нормальному (или относительно нормальному) человеку виртуальное насилие помогает расслабиться: выпустить пар после работы/учёбы, снизить уровень стресса, выплеснуть повседневный гнев на кучу полигонов, нулей и единиц. Ну а психопата к непоправимому может сподвигнуть всё, что угодно: миссия в GTA 3, новости по телевизору, роман Фёдора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”, или даже слишком громкое пение птички в парке.
 

Какие там ещё смертные грехи приписывают видеоиграм? Конечно же притеснение и объективацию женщин. В первую очередь бойцы за социальную справедливость нападают на икону геймеров - на Лару Крофт! Британская любительница археологии давно уже исправилась: стала менее грудастой, сквозь снежные бури пробирается как положено (в бесформенном пуховике, а не в коротеньких шортиках), и даже на края скал стала залазить более целомудренно - без всяких там томных стонов и сомнительных движений бёдрами. Но ярым феминисткам всё мало: Лара до сих пор сексуальный объект, как и большинство женщин в играх!

Господа борцы за справедливость, а кто нибудь из вас когда-нибудь задумывался о мужчинах - в реальной и в виртуальной жизни? Ведь как оно всё устроено: будь добр найти нормальную работу, заведи приличную машину, умей поддержать разговор, следи за своей внешностью и стилем одежды, не забывай о диете и спорте. 90% женщин требует от партнёров примерно этого. И чем женщина красивее, тем большего ей хочется. В играх всё весьма похоже: экспа, голда, прокачка уровней, харизма, шмот и т.д. Игроман, потративший сотни часов на всё это, имеет полное право и виртуальную девушку видеть себе под стать: снабжённую соответствующими формами, и желательно в Легендарных Стрингах Бесконечности.
 

А если серьёзно - игры учат отношениям мужчина/женщина без прекрас, без этого бестолкового налёта современной политкорректности. С пещерных времён на самом деле мало что изменилось: охотник принёс много мяса? Значит, именно он и нужен, а не кто-то другой. У самки большая грудь? Детишки здоровее будут. Хоть и весьма иносказательно, но игры тоже повествуют об этом. Вернее, укладываются в подобные рамки. По крайней мере, это честно, в отличие от оголтелой пропаганды равноправия любой ценой.

Теперь о притеснениях/глумлении над ЛГБТ. Да мы вас умоляем! Может, в ранних GTA и Saints Row и была пара сальных шуточек про задний привод, но игры уже давно признали свободу отношений между полами, активно продвигаемую в реальном мире. В Mass Effect или Dragon Age запросто можно крутить и гомосексуальные, и лесбийские романы (ой, простите: их тоже полагается теперь называть “гомосексуальными”, а то в противном случае возникают аллюзии с лесбийским порно, которое, как известно, всё фэйковое и постановочное - ведь истинные отношения двух любящих женщин выглядят совсем не так).

В аббревиатуре ЛГБТ есть ещё и буква Т - трансгендеры. Уверяем вас: с ними тоже полный порядок. Раньше в играх пол был изначальной настройкой, которую впоследствии нельзя менять. Теперь продвигается новая норма - свободная смена пола. В том же Titanfall 2 это просто кнопка на экране подбора оружия, рядом с цветом камуфляжа. Так что уважаемые господа/дамы/оно трансгендеры могут кликать её хоть перед каждым матчем, фантазируя о частых операциях. Даже пол класса-робота предусмотрен, чтоб вообще никому обидно не было.
 

Что там у нас далее по списку? Ах да, старый-добрый расизм. С ним сейчас борются стахановскими темпами. На переднем краю борьбы - Mafia 3: станьте афроамериканцем на юге США, в логове конфедератов, и перережьте тысячи белых глоток. Вы предпочитаете интеллектуальный подход? Пожалуйста: кофейный протагонист Watch Dogs 2 позволит вам взломать банковские счета - опять же, белых. Почти во всех ММО есть настройки цвета кожи. Хотите быть лимонно-жёлтым или шоколадным? Пожалуйста. Хоть фиолетовым можно быть, дабы продемонстрировать неприятие расизма, космополитичность и открытость современным идеям.

Многие разработчики идут ещё дальше, и привязывают цвет кожи к классу. Например, Sacred 3: воин там сугубо чернокожий, без всяких вариантов. Ничего, что мы назвали его чернокожим? Конечно же, мы выступаем за современные стандарты политкорректности, но называть жителя вымышленной фэнтезийной страны афроамериканцем - это уже слишком. Теперь кроме всяких шуток: современные игры строго следуют установке celebrate the diversity, и “празднуют разнообразие” рас, словно какой-нибудь свитер Benetton - без всяких намёков на притеснение.
 

Ну и напоследок вещества - наркотики и алкоголь. Теоретически, напиться можно хоть в далёком фэнтезийном прошлом Witcher, хоть в настоящем GTA, хоть в отдалённом кибернетическом будущем Deus Ex. Последствия известны всем: затуманенное зрение, сложно перемещаться, сложно стрелять, так ещё и отрубиться можно. Да, игры иногда демонстрируют юному поколению алкоголь, но сразу же наглядно показывают его минусы. А это куда эффективнее, чем банальная социальная (анти)реклама “Потребляйте умеренно! Детям запрещено!”.

Примерно то же самое и с наркотиками. Например, в Fallout можно всерьёз подсесть на ментаты или любые другие медикаменты - даже на лечащие стимпаки. Сначала появятся некие позитивные эффекты, но затем дозу таблеток/количество инъекций нужно будет по экспоненте увеличивать просто для того, чтобы поддержать себя в нормальном состоянии, и со временем качество этой “нормы” упадёт ниже плинтуса. Опять же: кошмарные последствия - наглядно, для молодёжи. Может, самые разумные даже и не станут пробовать, понаблюдав за всеми этими ломками да отходняками?
 
Любой вид искусства способен толкнуть единицы безумцев на ужасные преступления, и игры, к сожалению, не исключение. Но надо учитывать, что для основной массы геймеров игры являются одним из главных источников вдохновения и даже некоей путеводной звездой в повседневной жизни. Как в кинематографе, театре или живописи, в видеоиграх порой встречаются слишком яркие сцены, способные шокировать многих критиков. Но ни один из видов искусства пока ещё не искоренили из-за слишком сильного воздействия на неокрепшие умы, хотя в отношении того же кинематографа такие призывы звучали. Надеемся, что и видеоигры ждёт светлое будущее.                   
 

Также по теме