3

Рецензия на кампанию Battlefield 1

Рецензия на кампанию Battlefield 1

De gustibus non est disputandum, то есть о вкусах не спорят. Древние римляне из сил выбивались, создавая сотни крылатых фраз (в том числе и эту), но о вкусах весьма даже спорят и по сей день. В школе кому-то из вас больше нравились уроки математики, другим по душе была литература, ну а некоторые вообще прогуливали всё подряд. История зачастую считалась дисциплиной скучной, особенно если историчка была дочерью трудовика и зачастую не могла связать воедино несколько предложений. Но поверьте на слово: если бы история преподавалась так, как это делается в Battlefield 1, все ученики были б пятёрочниками по данному предмету, оставались на дополнительные занятия, и дома бы их дожидались только к ужину.

Первая мировая война

Надо отдать должное смелым шведам из Dice (или их патронам из ЕА): они сделали решительный шаг, и полностью пересмотрели подход к нарративу. Если не брать в расчёт ранние Battlefield, посвящённые Второй мировой и отдалённому будущему, сюжет во франшизе всегда был одинаков. Бравый морпех США, обладающий сверхчеловеческими способностями, в одиночку стабилизирует обстановку на Ближнем Востоке или в Евразии, и предотвращает мировую катастрофу. Иногда в этом ему помогает союзник - русский, араб или китаец. В общем, представитель одной из наций, отстающих с точки зрения западной демократии. Видимо, сценаристы пытались показать, что и среди этих пещерных людей есть надежда на просветление.

В результате навязывания таких эпических сторилайнов некий ощутимый процент геймеров даже не заходил в одиночные кампании Battlefield 3 и 4, а сразу запускал мультиплеер. Battlefield 1 - совсем другое дело. Мнения в нашей редакции разделились: некоторые коллеги посчитали, что связное повествование всё же лучше. Но автору система глав, повествующих о разных участниках Первой мировой, показалась чуть ли не идеальной. В противном случае мы бы рисковали получить “историю” (с нулевой степенью исторической достоверности) какого-нибудь Гарлемского Адского Бойца, который под звуки хип-хопа, доносящегося из бумбокса, собственноручно удушает Кайзера Вильгельма под финальные титры.

Такого, хвала богам, не произошло. Вместо этого у нас на руках карта мира, и небольшие истории пятерых героев: британского танкиста, американского лётчика, итальянского коммандо (ардити), австралийского разведчика и арабской партизанки. Скажем сразу: запасайтесь попкорном и колой, ибо перед вами не абсолютный реализм позиционной войны, в которой две усталые армии перед атакой по нескольку месяцев месили друг друга из тяжёлой артиллерии, а голливудский боевик - с постановочными боями, массой взрывов и прочих спецэффектов, с красивыми интермиссиями и даже с эмоциями.

Ключ зажигания

Игра захватывает сразу, с первых минут. Как только британский доброволец впервые оказывается в танке и поворачивает элегантный ключ зажигания (гигантский рычаг в половину человеческого роста), вас затягивает в ураганный экшн - или же в толковый стэлс, это как кому больше нравится - и уже не отпускает до самого конца. Сразу же поражает общая красота картинки и внимание к мелким деталям. Танк изрыгает клубы дыма, надсадно рычит, траки облепляются грязью и глиной, а скорость при этом - 10 км/ч. Вот такими они и были, эти первые сухопутные Левиафаны. Это вам не Т-90, бодро прыгающий с горочки, словно ралли-кар Себастьена Лёба.

Фрицы засели сбоку от мельницы? Прямой наводкой по ним! Взрыв, клубы дыма, осколки, забавный полёт тел - пол мельницы как не бывало, равно как и немецкой артиллерии. Танковые дуэли - вообще отдельная песня: снаряды влепляются во вражеские машины со смачным свинцовым звуком, ну а мини ядерный взрыв вражеского танка удовлетворит даже самых взыскательных критиков компьютерных спецэффектов - настолько он красив и ярок.

С самолётами всё обстоит несколько сложнее, ведь биплан - это не сверхзвуковой истребитель и, тем более, не вертолёт (в плане удобства управления). У асов небес BF 3 и 4 явно уйдёт приличное количество времени на пере-привыкание и освоение капризных кукурузников. Зато потом будете чувствовать себя Красными Баронами: никаких ракет fire-and-forget, помощи в наведении и электронных ловушек - только пулемёты, отвага и голова на плечах. Однако имейте в виду: как подсказывают коллеги, в мультиплеере бипланы ещё сложнее в управлени, чем в сингле (в котором аэропланам добавили некоей аркадности).

Аки тать в нощи

Если сделать над собой сверхусилие и попробовать отринуть все эмоции, кампанию можно воспринимать, как эпический, красивый и захватывающий… туториал для мультиплеера. Подданный Её Величества научит вас управлять танком, штатовский авантюрист - бипланом, горячий средиземноморец покажет специальный heavy-костюм, предок Безумного Макса продемонстрирует азы наведения орудий линкора. “Стойте, да вы же какой-то клон WoT, Warthunder и World of Warships описываете” - скажете вы. Успокойтесь, всё в порядке: пилотам и механикам придётся побегать и на своих двоих.

В кампании Battlefield 1 есть некий весьма увлекательный элемент, который вы не найдёте в мультиплеере: стэлс. История знает немало примеров, когда стэлс навязывают исключительно во благо моды, да к тому же тем жанрам, где он вовсе не нужен. Классический пример - кинематографичный Order 1886, где в некоторых “шпионских” секвенциях обнаружение автоматически заканчивалось синематиком гибели и провала. Решение, прямо скажем, отвратительное.

Так вот: BF1 - эпический шутер про глобальный конфликт, а не задание Джеймса Бонда. Разработчики вполне могли ограничиться скриптовыми боями, и никто бы их ни в чём не обвинил. Вместо этого шведы - честь им и хвала! - прикрутили к привычной “Баттле” весьма приличный полноценный стэлс, который не кажется вымученным довеском. В тумане враги не видят вообще ни черта, ночью ситуация чуть получше (для них, конечно), ну а днём часовой заметит что-то неладное и за километр, и поднимет тревогу, если вы не спрячетесь за пару секунд. Мёртвые тела вызывают вполне логичные подозрения, после чего начинается поиск вторженца по всему лагерю. При этом AI и есть AI: сделан он так, чтоб вы могли почувствовать своё превосходство над куском кремния. Дурить компьютерных болванчиков - одно удовольствие. Кинул гильзу, отвлёк, ударил киркой сзади, как истинный король российской поп-сцены.

Если стэлс поднадоел, можно и Терминатором себя почувствовать. Становитесь итальянским ардити, облачайтесь в рыцарский доспех, берите в руки тяжёлый пулемёт - и вперёд, только вперёд! В этот момент Голливуд превращается в Болливуд (индийский центр кинематографа): несчастные немцы еле-еле успевают десятками валить со всех сторон, дабы вовремя попадать под ваши пули и весьма картинно погибать.

Адский Гарлем и две серии “Властелина Колец”

А теперь, по традиции, критика. Мы не случайно не упомянули пролог в списке миссий, ибо на наш взгляд, это просто какое-то недоразумение. Причём не надо сразу же сыпать обвинениями в расизме в наш адрес. Мы были бы не против, если б Dice сделали красивую и качественную главу про темнокожего парня из рабочих окраин Питтсбурга, которого властная рука Дядюшки Сэма вырвала из объятий любимой Мэгги и бросила прямиком в горнило чуждого конфликта каких-то непонятных немцев и французов.

Вместо этого мы видим, как на протяжении одной плюгавенькой миссии несколько безымянных темнокожих бойцов либо выкашивает десятки врагов, либо погибает под плотным огнём. И всё - ни ответа, ни привета, никакой человеческой истории. Закрадывается нехорошее подозрение: нордические личности из Dice уже на 85% были готовы к наступлению, но тут из-за океана с особо выносливым почтовым голубем из центрального штаба (ЕА) пришла шифрованная депеша: “срочно включить темнокожих зпт одного на обложку тчк”. Остальные главы шведы делали с душой, а в данном случае просто отбывали повинность под угрозой всесильного трибунала политкорректности.

Мы также не упомянули ещё одной - более важной - детали: кампания займёт у вас порядка 5-6 часов времени, даже если вы не спидраннер. Можно, конечно, попытаться поставить уровень сложности повыше, но автору кажется, что нормал на геймпаде - это как хард на мышке/клавиатуре, так что 10 часов вы к своему опыту никак не прибавите. Только если стоять, втыкать на каждую керосинку по 30 минут и восторгаться тому, что ещё лет 5 назад мотыльки были просто точками, а теперь это чётко прорисованные и достаточно высокополигональные насекомые.

Упомянутую продолжительность можно воспринимать по разному, но мы всё же советуем позитивный подход. Как мы уже не раз говорили, стоимость базового издания BF1 на ПК - 2000 рублей, что по нашим временам достаточно демократично. Просто представьте, что вы купили себе и девушке два билета в IMAX, и насладились эпичной кинолентой с кучей взрывов. С той лишь разницей, что потом вам это “кино” принесёт ещё сотни (если не свыше тысячи) часов отличнейшего мультиплеера.

Кстати, о мультиплеере: он чертовски хорош! Не будем опускаться до совсем уж жёлтых стандартов журналистики, и говорить “Лучше, чем в …” К тому же не хочется скакать галопом по Европам (хоть BF1 и предоставляет всем такую возможность посредством своей кавалерии, сделанной не хуже, чем в игре, установившей высочайшие стандарты коневодства - Red Dead Redemption). Проще говоря, в мультиплеер надо поиграть с чувством, с толком, с расстановкой, и достаточно долго - он достоин того! Сюжет и мультиплеер в Battlefield всегда были как две отдельных игры - так мы их и оценим в случае с BF1: сначала кампанию, а позже ПВП.


+ Отличная графика, блестящие спецэффекты, сильнейший движок современности

+ На удивление хороший стэлс

+ Герои вызывают эмпатию, несмотря на краткость глав


- 5-6 часов? Мало! Требуем долива после отстоя пены!!!

- Пролог - чистой воды недоразумение

- Бипланы сложноваты в управлении

 

Оценка: 8,9/10

Также по теме