0

Нужен ли сюжет в спортивных симуляторах?

Нужен ли сюжет в спортивных симуляторах?

Уже на протяжении нескольких дней все желающие могут почувствовать себя в шкуре Алекса Хантера, новоявленного футболиста-профессионала: для этого надо всего лишь приобрести копию FIFA 17, и выбрать принципиально новый для франшизы режим - “Историю”. Все уже давно привыкли к карьере в FIFA, но The Journey (всё же оригинальное “Путешествие” звучит атмосфернее обычной “Истории”) - это совсем не то же самое. Фанаты FIFA могут до хрипоты в голосе спорить - комом ли первый блин или же нет? Но, в любом случае, “История” сумела сделать главное: привнести некую свежесть. А франшизы с ежегодным выпуском по расписанию отделов продаж и маркетинга весьма нуждаются в свежести, и FIFA - не исключение. Возникает простой вопрос: нужно ли “спасать” жанр спортивных симуляторов, и станут ли его спасением режимы со сценариями?

Соединить заранее созданное приключение и случай, правящий в спорте, долгое время казалось слишком сложной задачей. Нередко попытки скрестить эти два вида заканчивались ужасными провалами, как в случае с Soccer Life. Иногда генетическим экспериментам удавалось увенчаться успехом - это, например, NBA 2K. Однако богатая история со свободой выбора и массой катсцен до сих пор не является необходимым реквизитом, и разработчики до сих пор предпочитают делать классические (несколько холодноватые) “Карьеры”.

Ничего удивительного в таком выборе нет, ведь он требует меньше финансовых затрат, но при этом зачастую позволяет добиться успеха - взгляните только на серию Football Manager. “Какой уж там Алекс Хантер, зачем вся эта голливудская мишура? Вот вам миллионы сводных таблиц, в которых вы сможете рыться на протяжении сотен часов” - вероятно, так думают создатели знаменитой франшизы. PES, FIFA, Colin McRae - привычная карьера есть почти везде. Почему? Причину мы уже называли: сложно скрестить сценарий (в драматургическом понятии данного термина) с почти рандомной чередой побед и поражений в спорте. Кроме того, избавившись от сценарных рамок и ограничений, классическая карьера даёт пространство для полёта фантазии игрока. Нередко можно встретить достаточно яркие случаи ролевых игр. Загляните на YouTube: люди с увлечением отыгрывают талантливых тренеров, ведущих на Олимп победы команды из какого-нибудь захолустья, игроков подобных команд, и так далее. Таким энтузиастам мира спорта жёсткий сценарий только бы помешал.

Проще говоря, карьера - далеко не самый худший вариант. На заре жанра спортивных симуляторов и её не было: в лучшем случае вам предлагали поучаствовать в одном чемпионате, в худшем - вообще в нескольких отдельных соревнованиях. Но время шло, и видеоигры в целом эволюционировали. Появился целый новый жанр, пожертвовавший частью интерактивности во имя кинематографичности. Это, прежде всего, творения Quantic Dream и Telltale: Heavy Rain, Life is Strange, Walking Dead и так далее. У всех этих новелл есть одно неоспоримое достоинство: они пополнили армию геймеров за счёт внушительного количества колебавшихся казуалов (достаточно вспомнить о том, что почти вся продукция Telltale портируется на планшеты).

Жанру спортивных симуляторов тоже не помешает свежая кровь, которую может привлечь кампания для одного игрока, больше похожая на Mass Effect, чем на Football Manager. Пояснить это просто на примере нашей редакции: продюсер/профессионал в области спортивных симуляторов Павел Антонов, относящийся ко всему скептически и уравновешенно, преображается, когда речь заходит о режиме “Путешествие” (простите, “История”) в FIFA17. Павел превращается в некоего пророка, несущего знамя Алекса Хантера в массы: якобы, в “Историю” должны поиграть абсолютно все - даже те, кто в футболе совсем не разбирается. И тогда к заблудшим в пустыне придёт долгожданное просветление.

Как мы уже не раз говорили, в спорте безраздельно властвует Его Величество Случай: конечно, есть и опыт отдельных игроков, и квалификация команды в целом, но без рандома ничего не обходится. Проигрыш - конечно, раздражающий, но неотъемлемый элемент классического спорта. И надо быть готовым к тому, что кинематографичная квестовая ветка неминуемо наложит свои ограничения. В той же самой FIFA 17 мистер Хантер просто обязан выиграть ряд ключевых матчей - в противном случае Game Over, и поединок двух команд начинается сначала. Излишне напоминать о том, что в карьере Football Manager ваши подопечные потеряли бы очки, но сезон продолжили. И тут может возникнуть конфликт между футбольными фанатами (виртуальными конечно - надеемся, до кастетов, “розочек” и файеров не дойдёт) и презренными казуалами: первые могут посчитать, что переигрывать матч несколько раз во имя обязательной победы, как битву с боссом в Castlevania - это низменный чит, недостойный истинного ценителя. Поражение, якобы, надо принимать достойно, а не запускать бесконечную связку Save/Load.

Возможное спасение жанра спортивных симуляторов (если таковое и требуется) кроется в некоем гибриде из ряда сценарных элементов, интегрированных в привычную карьеру. Примеры успешных экспериментов на этом поприще уже есть - NBA 2K. Конечно, в подобных случаях приходится жертвовать отдельными элементами как истории, так и карьеры. В спортивных симуляторах подводных камней хоть отбавляй: создание моделей реальных людей и запись их голосов (причём каждый из сканируемых - миллионер, и в случае чего может вчинить приличный иск), использование различных рекламных брендов (от одежды и напитков до дорогих автомобилей и авиакомпаний), приобретение лицензий на всё и вся… Это чрезвычайно усложняет дело: допустим, отсканировали вы Месси, а он жутко недоволен своей ролью в “Истории”. При этом у каждого футболиста такого калибра есть целая армия агентов и юристов - всё может закончиться плачевно для разработчика.

Есть способ обойти подобные преграды, но подходит он далеко не для всех видов спорта. Mario Tennis - эта игра для Game Boy в своё время была весьма популярна. Но одно дело - помахать ракеткой, будучи итальянским водопроводчиком, и не заплатив какому-нибудь Андрэ Агасси ни цента. И совсем другое - футбол. Что будет, если попытаться подсунуть фанатам сомнительных ёжиков Соников вместо знаменитых лицензированных звёзд футбола? Да они, чего доброго, похватают бейсбольные биты и расхерачат всё вокруг.

Тем не менее, ЕА смогла обойти все рифы: видимо, по той причине, что 17-ти летний Алекс Хантер пока ещё не купается в сотнях миллионов долларов, и предпочитает реально помогать разработчикам со сценарием, а не капризничать бесконечно. За пределами футбола и баскетбола тоже есть удачные примеры интеграции сюжета в карьеру - например, The Crew и Forza Horizon 3. Конечно, академичными гоночными симуляторами эти две игры не являются, но и аркадами их язык не повернётся назвать. В общем, в первом случае мы гоняем ради того, чтобы отомстить за брата, во втором - дабы сделать свой фестиваль под открытым небом круче и отвязнее.

На наш взгляд, ответ на вопрос, поставленный в самом начале данного материала, очевиден: следить за реальным развитием событий и за перипетиями сюжета намного интереснее, чем просто наблюдать, как ваш футболист/команда/хоккеист/автомобиль постепенно перебирается с 99-го места турнирной таблицы на первое.

Также по теме