0

Три миллиардера игровой индустрии: для тех, кто в танке

Три миллиардера игровой индустрии: для тех, кто в танке

В мире IT есть немало миллиардеров, косвенно связанных с играми. Но мы поставили перед собой задачу: найти тех, кто построил свой успех исключительно на видеоиграх. Сразу же пришлось отсеять руководителей азиатских компаний, вроде Tencent, занимающихся также мобильными сервисами, микрокредитованием, такси в стиле Uber - в общем, всем подряд. Билл Гейтс тоже не в счёт: спасибо, конечно, Microsoft за Xbox, но основным источником доходов богатейшей персоны на планете Земля всё же была и остаётся ОС Windows и связанные с ней приложения.

Как видите, наши критерии отбора были весьма жёсткими, и вкратце их можно охарактеризовать так: только игры, только хардкор! И чтобы при таком жизненном (и деловом) подходе тот или иной индивидуум жил не на чердаке у бабушки, а обладал бы персональным состоянием, превышающем $1 млрд. Оказалось, что таких людей всего лишь трое. И один из них - чуть ли не наш соотечественник! Ну хорошо: гражданин союзного государства.

Виктор Кислый, личное состояние оценивается в $1 млрд

Вы играли в World of Tanks? 80% из вас наверняка ответит “да”. А 100% знакомых автора данного труда утверждает, что в “Танках” вполне можно добиться победы и без доната. Однако, видимо, так считают не все. Иначе как бы абсолютно бесплатная WoT сделала из Wargaming, занимавшей одну комнату в квартире в Минске, компанию с рыночной капитализацией в $1,5 млрд? По крайней мере, такие цифры значатся в индексе миллиардеров Bloomberg (крупнейшее информагентство в мире, конкурирующее с Reuters).

Wargaming - семейный бизнес: 64% акций у Виктора Кислого, 25% - у его отца. Таким образом, прибыль не утекает сторонним акционерам и третьим лицам: львиная её доля остаётся у создателя World of Tanks. А доходы у Wargaming весьма приличные: за полный 2015-ый год выручка составила $590 млн. Причину успеха не сложно себе представить - международная армия танкистов насчитывает свыше 150 млн человек, и продолжает расти! А теперь представьте себе, что почти каждый из них хотя бы раз донатил, причём не обязательно ради победы, а, например, для покупки оригинальной раскраски своего любимого танка. Есть у WoT и внушительный процент пользователей с премиум-аккаунтами. В общем, поверьте: если у фирмы есть брендированный самолёт, значит, дела у неё идут хорошо.

Сам Виктор Кислый заявляет о том, что ведёт скромный образ жизни, и не даёт большим деньгам вскружить себе голову. В интервью “Ведомостям” создатель World of Tanks признаётся: его любимой игрой всегда была Civilization. Из-за “Цивилизации” Виктор Кислый как-то раз даже чуть не вылетел из универа! Годы идут, а старые увлечения не проходят. Об этом легко можно судить по тому, что под патронажем Wargaming недавно был выпущен ребут ещё одной культовой 4Х-стратегии: Master of Orion.

Но, конечно, “Танки” остаются главным двигателем успеха. По итогам 2015-го года они даже вошли в глобальный топ-5 по выручке, собрав $446 млн. У World of Warcraft, разумеется, больше: $814 млн. При этом Бобби Котик, как ни странно, не миллиардер - даже уважаемое деловое издание Forbes удивляется. Наверное, господин Котик просто забыл купить 64% акций ActivisionBlizzard, пока ещё было дёшево. Абсолютный лидер в пятёрке - League of Legends: $1,63 млрд всего за год! Но LoL - это Tencent, а Tencent помимо игр занимается всем подряд, так что на данный момент в тонкости вдаваться не будем. Господин Пони Ма пока что не релевантен.

Виртуальные “Танки” теперь позволяют Виктору Кислому играть в совсем не детские игрушки. Вместе с такими крупными инвесторами, как Уилбур Росс и Виктор Вексельберг, глава Wargaming принял участие в рекапитализации двух крупнейших кипрских банков после финансового кризиса 2012-го года. Теперь танковая компания контролирует 17% Hellenic Bank Pcl.

Маркус “Notch” Перссон, личное состояние оценивается в $1,5 млрд

Шведский гений-интроверт сказочно разбогател на одной-единственной игре и, в отличии от упоминавшегося нами гражданина Беларуси, ему даже не пришлось искать нового применения своим талантам.

Minecraft стал своеобразным феноменом, даже символом эпохи. Десятки миллионов детей (и великовозрастных) детей пропадали в своих ПК, смартфонах и консолях на сотни и даже тысячи часов. Пока весь игрострой стремился к фотореалистичной графике, инди-девелопер одиночка сумел доказать, что забытье можно найти в ярком примитивизме и кубизме - без всяких там 4К и HDR.

Как это часто бывает в таких историях, революционера с потрохами купил истеблишмент. Да причём какой истеблишмент - самый демонизируемый за всю историю IT. Как известно, Microsoft купила небольшую шведскую студию Mojang за $2,5 млрд. Маркусу Перссону принадлежало 70% акций разработчика Minecraft, поэтому в результате сделки он лично получил $1,75 млрд. Правда, не раскрывалось процентное соотношение кэш/акции Microsoft. Но и акции компании Гейтса - ценный актив. С тех пор их можно было продать с неплохой прибылью.

На самом деле, всё и шло к этой сделке века. Minecraft изначально распространялся по бесплатной модели, и только самые сердобольные донатили создателю. Настоящий коммерческий успех пришёл к Mojang только после 2012-го года, когда компания начала сотрудничать с Microsoft. Там быстро разглядели потенциал примитивного кубизма, и после порта Minecraft на Xbox 360 продажи буквально взорвались.

Вместе с тем друзья Перссона утверждали: по своему характеру Нотч - инди-разработчик, и перестроиться он не мог. По мере роста популярности Minecraft господин Перссон терял покой и сон, не мог заниматься ничем посторонним, а что делать с самим Minecraft - понять, опять же, не мог. Ну и решил его продать от греха подальше. Благо, Microsoft предлагала неплохие деньги.

Помните, как мы говорили о том, как Виктор Кислый пытается вести скромный образ жизни, несмотря на свой миллиард? Так это или нет в действительности, мы предоставим выяснять совсем уж желтушным папарацци. Мы лишь можем заявить о том, что господин Перссон, в отличии от господина Кислого, не пытается создать даже иллюзию скромности.

Получив внушительную сумму, Нотч практически сразу же покинул свою Швецию, и отправился в США, на западное побережье, прямиком в солнечный Лос-Анджелес. Там Нотч ввязался в аукцион, и купил в ходе него особняк в Беверли Хиллз за $70 млн. В торгах также участвовали Beyonce и Jay-Z, но кубики оказались сильнее соблазнительной пятой точки и крутого рэпчика. Агентство недвижимости John Aaroe Group бодро отрапортовало: Нотч установил исторический рекорд по цене дома в Беверли Хиллз.

Сделка включала в себя не только полную люксовую меблировку, но и несколько ящиков Dom Perignon - самого дорогого шампанского в мире. Видимо, для того, чтобы Перссону самому не пришлось бежать в ближайший магазин за горячительными напитками для новоселья. Куда скромный швед помимо приятелей из Blizzard и Respawn позвал, например, голливудскую звезду Селену Гомез.

Гейб Ньюэлл, личное состояние оценивается в $4,1 млрд

Нет, ну а куда же без него - великого и могучего председателя палаты ПК-бояр? Пока часть общественности с наиболее обострённым чувством справедливости критикует мутные дела вокруг оружейных скинов CS:GO, Гейб и в ус (и в бороду) себе не дует. Его состояние уже превысило $4 млрд, господин Ньюэлл занимает 134-ю строчку в рейтинге Forbes 400: в таком положении можно и нападки активистов справедливости потерпеть, не правда ли?

Гейб Ньюэлл пересёк Рубикон миллиарда (обычно эту метафору используют в негативном ключе, ну да ладно) в 2012-м году. По итогам 2011-го Valve показала блестящие финансовые результаты, и личное состояние мистера Ньюэлла сразу же телепортировалось из области сотен миллионов к отметке в $1,5 млрд. Всю молодость и часть зрелости Гейб Ньюэлл честно проработал на Microsoft. Но затем он продал опционы на акции Microsoft, полагающиеся ему по стажу, и ушёл в неизвестность.

Как показала история, этой “неизвестностью” стала Valve, в которой господину Ньюэллу принадлежит больше 50% ценных бумаг, то есть контрольный пакет. Ни для кого не секрет, что по началу Valve была известна, как разработчик культовых игр. Left for Dead, Half-Life, Portal - да найдётся ли хоть один дикий варвар, не игравший во что либо из этого? Сыщется ли хотя бы один еретик, смеющий утверждать, что данные культовые франшизы - отстой!? Вряд ли. Даже Portal, подчас требующий от притупившегося в бесконечных шутерах мозга слишком многого, весьма хорош, если играть в него со знающими людьми.

Но всё это, к сожалению, в далёком прошлом. Сейчас Гэйб Ньюэлл всё так же специализируется на видеоиграх, но теперь он предпочитает продавать, а не создавать их. За полный 2015-ый год выручка от продаж в Steam превысила $3,5 млрд. И действительно - зачем при таких астрономических показателях брать на себя какие-то там муки творчества!? Пару лет назад Valve через третьи источники попыталась робко тизерить буквально 2 скриншота, которые могли свидетельствовать о разработке нового движка Source и - о чудо! - Left for Dead 3.

Но с тех пор - ничего. Тишина, молчание. Тут можно легко почувствовать классическую смесь корпоративного страха и жадности: Portal 3 и Half-Life 3 могут жестоко разочаровать заждавшихся фанатов, а вот новую порцию скинов для CS:GO публика скушает как миленькая. Кстати, годовой оборот оружейных раскрасок по разным оценкам составляет от $2,3 до $4 млрд, и одним лишь богам известно, какой процент с этого имеет Valve и лично Гейб Ньюэлл.   

Однако хватит нагнетать негатив. Лучше пожелаем мистеру Ньюэллу здоровья и долголетия - большое ему человеческое спасибо за Steam. Вот и осенняя распродажа грядёт. Господа, карточки наголо, во славу Великого Габена!

Также по теме