1

Готова ли широкая публика к VR?

Готова ли широкая публика к VR?

Этот вопрос задаём себе не только (и не столько) мы, но и сами производители хэдсетов. Понятно, что под “широкой публикой” подразумевается не тётя Клава из соседнего подъезда, а основная масса геймеров, в той или иной степени увлечённых видеоиграми. Казалось бы, о виртуальной реальности эта категория людей начала мечтать ещё с фильма “Газонокосильщик” (если не раньше). Так чего же проще? Предлагаешь каждому страждущему частичку виртуальности, и считаешь прибыль. Но, как оказывается, всё устроено несколько сложнее.

Начнём с самого очевидного - с цены. Как это бывает со всеми новейшими технологиями, она пока что кусается. Oculus Rift, ставший первопроходцем в мире современного VR, стоит 50 - 60 тысяч рублей. Его ближайший конкурент от бывшего лидера в сфере смартфонов - HTC Vive - ещё дороже: уже 70 - 80 тысяч. И, как вы прекрасно понимаете, это далеко не все вложения, которые потребуются. По текущим ценам собрать нормальный компьютер (не блестящий, не прекрасный, не восхитительный, а именно нормальный) для шлема, способного отправить вас прямиком в дивный новый мир, обойдётся тысяч в сто.

У вас и так мощный ПК? Сердечно поздравляем. Если нет, откладывайте на апгрейд, скажем, 50 тыс. рублей. Итого: самый дешёвый Oculus от самой подозрительной конторы (которая запросто продаст вам брак и завтра же переедет в другой “офис”, сдаваемый где-нибудь на заброшенном заводе) + апгрейд ПК = 100 тыс. рублей. Деньги то, прямо скажем, не шуточные.

Самым “бюджетным” вариантом считается PS VR. Сам шлем от Sony в России, скорее всего, можно будет приобрести за 35 тысяч рублей. Вроде бы более-менее разумная сумма, правда? Но не торопитесь. Ведь для навигации в виртуальных пространствах вам необходима PS Camera и контроллеры Move. Комплект с ними будет стоить уже порядка 45 тыс. рублей. Теперь вспоминаем недавнее честное признание Sony: на PS4 Pro VR-игры будут выглядеть ощутимо красивее, чем на классической PS4. Рекомендованная цена PS4 для России составляет 35 тыс. руб. Смело берём транспортные расходы, растаможку и накрутку ритейлеров, и получаем как минимум +10 тысяч.

В итоге видим, что и на ПК, и на консоли порог входа в VR приблизительно одинаковый: 90 - 100 тысяч. Конечно, есть вариант: купить PS VR без всего для своей старенькой PS4, и управлять исключительно при помощи классического DualShock. Но ощущение того, что у кого-то всё лучше в плане “железа” (даже в стандартизированном мире консолей!) окончательно отравит вам жизнь. Поэтому мы продолжаем утверждать: не 35, а именно 90 - 100 тысяч рублей.

И что на текущий момент предлагается за эту завалявшуюся в кармане сдачу (сакразм включен/сарказм выключен)? Чисто официально, наименований свыше сотни: текущее поколение консолей запускалось с троекратным отставанием по количеству игр. Но Игорь всё равно продолжает отчаянно тонуть, ведь дело далеко не всегда в количестве - на качество тоже следует обращать внимание. Недаром в интернете сейчас так распространено мнение, что игры для Oculus - это EVE Valkyrie и куча демок.

И действительно, симулятор боёв космических истребителей - чуть ли не единственный серьёзный проект от крупной студии. Все остальные “игры” предлагают вам сварить обед, отпилить ветки бензопилой известной скандинавской марки или же сыгрануть партию в бильярд. Понятно, что всё это - развлечение на 40 минут и, по сути, демонстрация будущих возможностей новейшего типа техники.

В плане проектов с большой буквы “П” вся надежда теперь на Sony (и не надо сразу выдвигать обвинения в Сони-бойстве: мы будем только рады, когда Microsoft со своей многообещающей HoloLens включится в игру). HTC, прежде всего, производитель железа, и собственных связей в мире игр у него почти нет. Партнёрство с Valve, это, конечно, хорошо… но Half-Life 3 и Portal 3 на Vive придётся ждать ещё лет 15, так что пока забыли об этом.

Ключевой партнёр (да какой там партнёр - владелец!) Oculus - это Facebook. Компания Цукерберга заинтересована, прежде всего, в социальных аспектах: виртуальные платформы общения, туризм, дистанционное обучение и всякие прочие казуальные вещи, вроде просмотра Netflix на трёхметровом экране в просторном швейцарском шале (хотя на самом деле вы находитесь в обычной тесной квартирке). Повторимся: надежда пока только на Sony, которая помимо обширных связей в сфере разработки игр может похвастаться несколькими собственными студиями.

VR-контент будет и для Final Fantasy XV, и для Resident Evil 7, и для Star Wars: Battlefront, и много для чего ещё. Обещают бои гигантских человекоподобных роботов в RIGS, а это вам уже не бутеры лепить: всё-таки речь идёт об ААА-проектах. Sony так же занимается и разработкой новых аксессуаров, хотя сам PS VR ещё даже не вышел: мы говорим о штурмовой винтовке для Farpoint, в которой игроку предстоит исследовать далёкую чужую планету. Всего этого, несомненно, стоит ждать.

Однако помимо цены есть ещё 4 тяжеленных якоря, способных задержать основную массу геймеров, раздумывающих о том, чтобы пуститься в виртуальное плавание прямо сейчас. Первый из них - изоляция. Подумайте: на голове у вас - шлем, нейтрализующий не только все визуальные, но и аудио-сигналы реального мира. О том, чтобы перекинуться с близкими хотя бы парой слов в ходе игры, можно сразу забыть. Конечно, истинного геймера (социопата и мизантропа по своей природе) это не остановит, но для некоторых может стать препятствием.

Второй якорь - пространство и практичность. Прежде всего, это касается HTC Vive: для его продвинутых датчиков требуется гигантская комната. А ежели таковой нет? Что тогда? Но даже если и есть, остаётся проблема проводов. Играя в какой-нибудь хоррор, вы обязательно запутаетесь в них, упадёте, расшибёте голову, а заодно и дорогущий системный блок (рванув за кабель). Ведущие азиатские компании уже предлагают решение: VR-подготовленные ноутбуки в рюкзаках. А теперь представьте, что четырёхкилограммовая дачная электроплитка у вас прямо за плечами нон-стоп жарит яичницу. Практичность свыше 9000 (градусов по Кельвину, как температура в рюкзаке).

Третий - испытание для человеческого зрения. Это прозвучит как реплика обеспокоенной бабушки, но различные здравоохранительные организации советуют минимальное расстояние до экрана - не менее 20 см. А в случае VR дисплей прикрепляется прямо к глазам. Одно дело - ветки 40 минут попилить в таком виде. А представьте, что вы залипнете часов на 6, как в какой-нибудь Deus Ex или Ведьмак (кому что больше нравится)? Ваши драгоценные органические очи вам за это спасибо не скажут - вы ж не аугментированный по самые глазные яблоки Адам Дженсен в конце концов.

Якорь номер 4 как нельзя более тесно связан с морской темой - это морская болезнь. Представьте, что вы поворачиваете голову, а картинка движется чуть медленнее, чем следовало бы. У многих моментально возникают рвотные позывы. Но этот недостаток, пожалуй, наименее серьёзный, так как с ним разработчики игр и самого железа борются наиболее активно.

Попутным ветром, способным заставить публику всё же поднять якоря и пуститься в плавание, могут стать очки Gear VR от Samsung. Их основное достоинство - цена: в зависимости от модели, она стартует от 7 - 8 тыс. рублей, что для гаджета такого уровня можно смело назвать доступным. Мысль в том, что ощутимый процент юзеров проникнется самой идеей VR, и захочет приобрести более продвинутые предложения конкурентов. Главное, чтобы VR не постигла судьба Kinect и Move, ведь “революционно новый способ играть” закончил свой краткий жизненный путь на пыльной антресоли.

Заканчивать материал о столь многообещающей технологии на минорной ноте не хочется. Автор признается вам честно: он бы первым подключился к некоей альтернативной электронной реальности, и выходил бы из неё на полчаса в день - попить воды и съесть доширак для поддержания жизни (хотя зачем терять время на воду - в дошираке же есть бульон!). Но, на наш взгляд, домашним технологиям VR ещё нужно месяцев 5 - 6, чтобы дойти до кондиции consumer ready, то бишь стать полностью пригодными для потребителей. Саму технику более-менее до ума довели, теперь очередь за толковыми играми.

Также по теме