0

Рецензия на Verdun

Ждёте Battlefield 1? А первый шутер по Первой мировой уже вышел!

Рецензия на Verdun

Что вам приходит на ум при слове “битва”? Скорее всего, некое решающее столкновение двух армий - достаточно быстрое, кровопролитное и жестокое. Ну а ежели столкновение продолжается 9 месяцев, 3 недели и 6 дней? Это уже лучше назвать осадой. Но мы - не указ дипломированным историкам, а посему чудовищная и невероятно долгая мясорубка, в которую затянуло армии Германии и Франции в 1916-м году получила название “Битвы за Верден”. К чему мы это всё? А к тому, что (практически) одноимённая игра Verdun, попавшая в наш прицел, стремится по максимуму соответствовать тем событиям, жутким и тягучим, как неприглядное болото во французской провинции, перепаханной вдоль и поперёк крупнокалиберными артиллерийскими снарядами.

Суровые уроки истории

Наверняка (почти) все вы играли в открытую бету Battlefield 1. Многие из вас по достоинству оценили новые трюки в классическом BF-стиле на YouTube: пехотинец со скалы запрыгивает на свободное место стрелка в пролетающий мимо самолёт, и сразу же снимает севший на хвост вражеский биплан. Кавалерист скачет бодрым галопом, прыгает с обрывчика, в последний момент соскакивает - а верный конь по инерции влетает в окно на втором этаже глинобитной хаты, и зашибает зазевавшегося снайпера! Или артиллерист на бронепоезде, безошибочно рассчитав скорость, отклонение и вектор, сбивает из крупнокалиберной пушки бомбардировщик, парящий на горизонте.

Не знаем, как у вас, но у нас эти голливудские зарисовки, немного напоминающие Индиану Джонса (наверное, из-за пустынного сеттинга единственной доступной карты) вызвали бурю восторга, и теперь мы ждём Battlefield 1 с нетерпением. Но предупреждаем сразу: не ждите хоть чего-нибудь подобного в Verdun. Здесь всё намного реалистичнее - подпрыгнуть с разбегу, и поставить кому-нибудь no-scope хэдшот, развернувшись в воздухе, не получится, даже если вы непревзойдённый профессионал этого дела.

По свистку командира с десяток французов поднимается в атаку, и бежит в сторону позиций врага. Двоих снимают сразу - с леденящими душу воплями они падают обратно в свой же окоп. Остальные теперь двигаются короткими перебежками или вообще ползком - от воронки к воронке. Вот какой-то новобранец залёг в болотистой яме: тут хотя бы пули не достанут, вроде безопасно. Но рядом разрывается снаряд с хлором - и вот уже бедняга, не успевший вовремя натянуть противогаз, пытается выблевать собственные лёгкие и выцарапать глаза. Ещё один бедолага запутался в колючей проволоке - его уже не спасти. Командир получил пулю в лоб - цейсовская оптика на вес золота никогда не подводила германского снайпера. Троих на подходе срезало пулемётным огнём: клич “Avancez!” сменился нечленораздельными предсмертными хрипами. Ну а два добравшихся героя начинают медленно зачищать вражеский окоп: четыре гранаты да пара револьверов против леса винтовок, и ещё неизвестно, кто кого.

Таковы суровые будни в Verdun. И мы можем сказать точно: если вы всё же собираетесь его оценить, ни в коем случае не пытайтесь играть как в CoD или Battlefield, иначе вас ждёт только разочарование и смерть.    

Лицом к лицу

Главное отличие Verdun от BF - полное отсутствие техники. Конечно, там и сям по картам разбросаны обгоревшие остовы танков и бипланов, врезавшихся в землю под прямым углом, но служат они исключительно в качестве укрытия. Где-то за линией фронта есть невидимая артиллерия, стреляющая по наводке командиров - и этим вмешательство военной техники в жестокий мир Verdun ограничивается.

Здесь имеет значение только пехота - матчи идут в режиме 16 на 16: 4 отряда по 4 человека с каждой стороны. Роли в каждом отряде, как правило, стандартные. Это командир, снабжённый лишь пистолетом, но управляющий артиллерией, способной стрелять как разрывными снарядами, так и несколькими видами отравляющих газов. Далее следует меткий стрелок или снайпер - кстати, далеко не у каждого из них есть оптика. Третий, как правило, пулемётчик - куда ж без него!? Кстати, в отличие от BF, пулемёты здесь не стреляют от бедра - только после установки на сошки. В четвёртом слоте - головорез-суицидник. То есть штурмовик окопов с дробовиком, лопатой и гранатами. В чистом поле такому делать нечего, но уж ежели дополз до вражеских редутов - держитесь, гады!

Чрезмерный реализм

На тотальном дефиците оптики мы остановились не просто так, ибо это основополагающий элемент геймплея Verdun. Свыкнитесь с мыслью, что здесь 95% личного состава будет целиться только при помощи стальной мушки - так, и только так. В BF1 сносную оптику можно повесить на всё - даже на пулемёт. Помнится, в St. Quentin scar это очень помогало.

В Verdun вы выбираете исключительно класс, но не оружие. Модификаций стволов тоже нет, и даже у большинства “метких стрелков” - обычная винтовка. Только у отдельных отрядов вроде Альпийских охотников (или что-то типа того) есть полноценный снайпер, снабжённый редчайшим оптическим прицелом.

По этой причине матч нередко превращается в осторожное переползание от укрытия к укрытию с одной лишь надеждой: первым зацелить еле шевелящуюся точку на горизонте и сделать смертоносный выстрел. В отличие от BF1, камера никогда не показывает убийцу, и в 75% случаев смерть приходит незнамо откуда. Зато в окопах начинается уникальное и весьма брутальное веселье. Десять человек в рамках одного изгибающегося 5-ти метрового коридора расстреливает друг друга из однозарядных винтовок - отвечаем, такого вы не увидите ни в одной другой игре!

Конечно, BF1 зрелищна, красочна и высокобюджетна, захватывающего дух действия в ней в тысячу раз больше, но Verdun лучше показывает ужасы медленной и кошмарной позиционной войны. Две гигантские армии встали друг напротив друга, безжалостно молотили артиллерией мелкие клочки земли, душили газом и кололи штыками сотни тысяч людей. Не две, не три недели. А 9 месяцев. Verdun каким-то образом удаётся отразить этот мрачный факт, а Battlefield 1 - это чистейшей воды Голливуд.

Однако весь этот чрезмерный реализм и мрак иногда играет с Verdun злую шутку. Наверное, обозлённые люди, месяцами ползавшие в грязи в шинелях, действительно выглядели одинаково. Но отличить неприятеля от союзника в Verdun весьма сложно. Исключение составляют, пожалуй, лишь некоторые германские пехотинцы в комичных шлемах с пикой. И то - метров с 30-ти этот головной убор разглядеть нелегко. Подсветить супостата (как в Battlefield) нельзя. И тут разработчики остановились на пол пути: friendly fire в игре просто нет, по этому лучше стрелять во всё, что движется. А жаль. При достигнутом уровне реализма иногда даже хочешь, чтобы создавались “забавные” ситуации. Дёрнул потным от напряжения и нервов пальцем спусковой крючок винтовки только ради того, чтобы осознать, что жертвой стал свой же штурмовик, который до этого выкосил пол окопа германцев.

Море грязи и форт Дуомон

Зато жертвой реализма пали многие карты. Нет, конечно понятно, что если бомбардировать небольшой сектор ничем не примечательной французской провинции на протяжении многих месяцев, местность станет ещё скучнее, превратившись в гигантскую кучу грязи, глины и слякоти. Но мы же говорим о видеоигре, а не о жизни, верно? В общем, разработчикам BF1 удалось интересно обыграть последствия позиционной войны в плане внутренней компоновки карт, чего не скажешь о Verdun. Сотни воронок, чуть-чуть обгоревшей флоры, пара подбитых танков и две цепи окопов - вот стандартное поле боя в Вердене, на большее не надейтесь.

За единственным исключением - форт Дуомон. Эту крепость немцы и французы отбирали друг у друга несколько раз. Сама карта - такое же море грязи, как и всё остальное… но ровно посередине стоит внушительное каменное укрепление. Спавн - по две стороны от него. Если команды более-менне равновесны по скиллу, бои ведутся в основном внутри форта, в котором немало комнат, соединённых коридорами. Ещё не догадываетесь, к чему мы клоним? Наверное, названия Metro и Locker Room скажут больше тысячи слов.

Эти две карты из Battlefield - классический случай love it or hate it. Относиться к ним равнодушно просто невозможно: либо любовь, либо ненависть - третьего не дано. Судя по тому, что до сих пор в поиске есть немало серверов в стиле Metro/Locker 24/7 400% Tickets, где круглосуточно крутят эти две адские мясорубки, поклонников таких экзотических развлечений набирается прилично. Так вот: ежели вы любите “Локер” и Метро так же, как любит их автор сей рецензии - попробуйте Verdun на карте Форт Дуомон. Вам это лакомство может прийтись по вкусу.

Военный трибунал постановил…

К огромному сожалению, по Verdun сразу видно - это инди-проект. Ну не у всех есть гигантские бюджеты и колоссальная поддержка Electronic Arts, чтобы выехать в чисто поле, пострелять из реальных пушек времён Первой мировой, затратить тысячи часов и полигонов на каждую модельку. Что уж тут поделаешь. Но всё же как-то постараться можно было. А так - графика 2007 года. Каменные лица солдат, пластиковая анимация движений, низкая детализация всего, что только попадается на глаза - от грязищи под ногами до усов французского командира.

И на фоне всего этого - отвратительная оптимизация для консолей. На одном экране игра одновременно показывает нам кучу глины и с десяток человек, перестреливающихся из однозарядных винтовок. И всё. Не грохочут бронепоезда, не скачут кони, не летят на бреющем бипланы, не пылят пылевые бури, в конце-то концов! При этом частота кадров нередко падает эдак до 22 FPS. А теперь вспомните, что целиться-то приходится не через оптику, а с мушки. Как осторожно не трогай стик, а при торможении прицел перескакивает то вправо, то влево на пару пикселей. Учитывая, что враг на горизонте вообще однопиксельный - бесит неимоверно.

И всё равно, оценку Verdun приходится ставить с тяжёлым сердцем. После матча с k/d 32 на 5, в ходе которого вся вражеская команда штурмовала пулемётное гнездо, в котором засел автор, игре были прощены многие ошибки. Но влияние личных ощущений надо отринуть, и постараться представить, какую ценность Verdun представляет для широкой геймерской общественности. С этой точки зрения инди-шутер, пожалуй, можно назвать сырым алмазом, которому требуется слишком уж много огранки, чтобы превратиться в брильянт. Свои ценители, конечно, найдутся. Но основной массе игроков вряд ли понравится с остервенением десятки часов точить неподдающийся камень.

Однако всё же вердикт военного трибунала (даже под давлением общественности) - не расстрел, а исправительные работы. Обвиняемого частично оправдывает низкая цена. Меньше тысячи рублей в PSN и порядка 650 р. в Steam (+частые распродажи с падением до трёхсот). Почему бы, в конце концов, и не попробовать?

 

+ Затягивающий реализм: один выстрел - одна смерть

+ Магия ожесточённых окопных боёв на ближних дистанциях

+ Форт Дуомон (наследник идей Metro и Locker Room)

 

- Звонили из 2007 г., просили передать привет графике

- Отвратительная оптимизация для консолей

- Жуткий интерфейс, банальные шрифты и общее ощущение дешевизны   

 

Оценка: 6,9/10

Также по теме