0

Master of Orion 2016: ностальгия по 90-ым

Master of Orion 2016: ностальгия по 90-ым

Как часто в вашей жизни светлые воспоминания из прошлого при переносе на настоящее и со стороны прожитых лет или объективных/субъективных (нужное подчеркнуть самостоятельно) обстоятельств становятся не такими уж и светлыми? В компьютерных играх – одной из самых субъективных отраслей жизнедеятельности человечества - такие феномены происходят не просто часто, а, можно сказать, регулярно. Окунувшись в воспоминания детства, связанные с той или иной компьютерной игрой, при запуске этой самой игры в настоящем, начинаешь ощущать себя идиотом: как? Как, скажите на милость, это могло тебе нравиться? Как ты мог потратить 100 (300, 1000 или более) часов своей жизни  на эту… с позволения сказать игру?

С вами бывало такое?

Со мной постоянно. Толи возраст, толи глупеешь. Но в последнее время я даже зарекся, если это возможно, проецировать свои воспоминания на ту или иную новинку. Как сказал один футболист: «Ваши ожидания – это ваши проблемы!». Поэтому лучше не ждать ничего.

В далеком 1993 году вышла и практически сразу заняла достойное место среди только набиравшего популярность в то время жанра пошаговых стратегий игра Master of Orion. И это не удивительно, так как издателем была студия MicroProse, выпустившая в свет Civilization и Colonization.  Сама игра была в некоторой степени упрощенной Цивилизацией. Главное отличие – это была игра про космос.

В игре, по старой легенде, существовала древняя цивилизация Орион, которая расселила семена 10 рас по разным планетам и наблюдала за их развитием. Самих Орионцев никто никогда не видел, но сектор галактики, где все происходит стали называть Орионом. На начальном этапе нам предстояло выбрать одну из рас и пуститься в путь галактического могущества. Каждая раса имеет свои отличия, что стратегически сказывается на способах развития и вносит разнообразие в геймплей.  К примеру, играя за расу Людей, при должных навыках дипломатии, можно почти половину игры не воевать, а развивать науку и экономику и задавить своих противников технически, строя гораздо меньшее количество войск. А играя за Саккру или Силикоидов, можно воевать непрерывно, так как у одних неограниченная способность к воспроизводству, а другие не требуют продовольствия для увеличения населения, и, соответственно, могу колонизировать и развивать любую планету и почти сразу строить флотилию.

Игра была хорошо воспринята игроками, и через три года в 1996 году выходит вторая часть. МООII стала настоящим хитом (если это слово в России того времени можно применить к компьютерной игре, так как более чем у 90% населения не то что компьютера, еды в холодильнике не всегда хватало). Но на форумах олдскульных игр до сих пор кипят баталии, какая из трех частей лучше, и большинство за вторую часть игры. В игре добавили три новых расы, немного усложнили управление экономикой, добавив несколько стратегических возможностей такие как: распределения населения по планетам, распределение планет по направленности деятельности и появление выдающихся личностей, которых можно нанять на роль губернатора. Плюс к этому, замедлили изучение технологий: если раньше можно было изучать несколько технологий сразу, то теперь их можно изучать по одной как в Цивилизации.

Основными отличительными особенностями первых двух частей серии являлась пошаговая боевка, отдаленно напоминающая  боевку Героев Меча и Магии и возможность кастомизировать корабли. Новичок всегда мог на первых шагах  прокачивать свой скил в управлении империей и выигрывать войны количеством армии,  или прокачать скил боевки и выигрывать бои благодаря грамотному управлению войсками и грамотной кастомизации кораблей.

В 2003 году, небезызвестная Infogrames выпустила третью часть серии. Игра, что называется, вызвала противоречивые отзывы из-за своей возросшей сложности. Фанаты серии с головой погрузились в изучение сотен изменений, причем многие из них были написаны самими игроками на профильных форумах и в письмах к разработчикам, да, да – игра создавалась «коллективным умом». Но привлечь новых игроков третья часть практически не могла. Слабая графика, невообразимое количество описательного текста (локализован профессионально на русский он был только в 08-09 годах), сложно подчинённая система управления и развития империи и войсками не оставляли ни малейших шансов новичкам. Только на изучение всей документации для принятия решений для первых 40-50 шагов требовалось от 5 часов игры. Естественно, что после такого, серия притаилась, если не умерла.

И вот, 25 августа 2016 года в 20:00 по Минскому времени, в Стиме и на GOG состоялся релиз Master of Orion. Издателем игры выступила компания WG Labs – подразделение Wargaming.net, занимающееся разработкой, поддержкой и издательством игровых проектов совместно со сторонними разработчиками.  Это означало, что перед нами полноценный релиз новой игры.

Ползунок загрузки клиента игры навеял романтические воспоминания о разведки территории и поисках ресурсов типа «железо», «нефть», «краски» в Civ III, о шахматных боях с компьютером в HMM III и о невероятной атмосфере космоса Starcraft II: Wings of Liberty. Вот такой коктейль из грез и воспоминаний. Меня особо не беспокоили вопросы: зачем вообще нужно выпускать пошаговую стратегию в 2016 году? смогут ли разработчики сохранить атмосферу серии? это новая игра серии или ремейк? Я просто хотел погрузиться в воспоминания 15 летний давности и некой романтикой космоса.


Самое удивительное, что мне это удалось! Несмотря лозунг WG Labs “Innovations in gameplay” (дословно: Инновации в геймплее),  перед нами слегка упрощенный, улучшенный графически ремейк игры 20 летней давности с соответствующим геймплеем. Такие игры мало кто решится делать в настоящее время. В принципе, обзор на этом можно заканчивать, так как фанаты серии сразу же установили игру себе и, как я, погрузились в пучину воспоминаний, а найти новых любителей пошаговых стратегий в 2016 году так же сложно, как и заново слетать на Луну и проверить,  оставил ли Армстронг там свой след или нет.

Но у нас сейчас волна хайпа на космическую тему, вызванная выходом добротного Stellaris, спорами про No Man’s Sky, ожиданием космической Call of Duty и надеждами на выход Star Citizen. Так что не сказать пару слов об Master of Orion было бы преступлением.

Можно сколь угодно долго спорить как именно должна выглядеть пошаговая стратегия в 2016 году, но невозможно упрекнуть аргентинскую студию в отсутствии дизайнерского вкуса. Первая же заставка позволяет погрузиться в мир космических баталий. Становится даже страшно: мне что, дадут управлять полноценной космической битвой? Это же стратегия… Дадут, дадут. Правда, реализовано это будет так, что лучше бы и не было такой возможности, но об этом позже.

Понятный интерфейс позволяет новичку освоиться в игре минут за 20. Все на своих местах, советник появляется с подсказками именно в те моменты, когда нужно, а если у вас за плечами есть опыт игры в Civilization, то туториал смело пропускаем и вперед к завоеваниям.

К слову, помимо визуальной составляющей в игре потрясающее звуковое сопровождение. Профессиональные актеры (в английской версии), симфонический оркестр (для всех), качественные эффекты –  все вместе создают ту благодатную атмосферу, когда вам даже не надо включать свой любимый плейлист, для фона. По крайней мере, первые 10 часов игры точно.

Расы, которые нам предлагаются на выбор, перекочевали в полном объеме из первой части игры со всеми отличительными особенностями, что, несомненно, должно влиять на способы, которым вы будете достигать победы. Все как раньше: Алкари – пилотируют и могут победить в космической битве даже при меньшем количестве кораблей, Булрати – захватят практически любую планету с относительно минимальным количеством десанта, Люди всегда будут при деньгах, благодаря навыкам дипломатии и торговли. Новичок, изучив на первоначальном этапе описание, сможет даже при первом запуске на уровне сложности «средний» к 200 ходу иметь преимущество перед AI. Главное, чуть-чуть подумать и понять механику иры.

Вообще, в угоду рынку, игра получилась достаточно легкой. Причем, если легкость в освоении – это несомненный плюс, то вот простота победы – это скорее минус. Фанат серии, игравший в любую из ранее выходивших частей даже на максимальном уровне сложности к третей-четвертой игре уже будет иметь НЕСКОЛЬКО «читерских» способов победить компьютер. Ну, а игрок, имеющий опыт в Civilization, сможет освоиться на максималке часов за 5-10.

Особо стоит отметить древо технологий, изучив которые, можно получать новое оружие, новые здания и другие перки. Количество технологий кажется оптимальным. Создается ощущение, что в игре достигнут необходимый баланс. Теперь, для победы, у вас нет необходимости изучать все технологи в обязательном порядке, как, например в Civilization III, что бы открыть имбового юнита (привет «Казак», запускающий Золотой век, при игре за русских). Перки от технологий не такие сильные, теперь первый час можно вообще не улучшать флот, а перераспределить очки на производство или рост населения. Это, правда, еще больше упростило игру, так думать теперь надо меньше и все сводится только к количеству боевых кораблей и колонизированных планет, способных эти корабли быстро производить.

Отдельно, стоит рассказать про систему боя. Разработчики преподнесли ее как что-то новое, добавляющее драйва во вдумчивый олдсульный геймплей пошаговой стратегии. На проверку, мы получили невнятную real-time боевку, с относительно неплохой анимацией, но совершенно не понятной системой управления. Исторически система боя в Master of Orion – это «шахматы»: клетки для хода, пошаговый режим, группировка войск. А теперь? Теперь мы как бы управляем кораблями в реальном времени. Только управляем – это громко сказано. Мы просто указываем направления полета и, изредка, можем применить дополнительное оружие. Основной способ победить – спрятаться от выстрела за астероид (или метеорид?), которые иногда присутствуют на поле боя. И то – удается это не всегда. Спрашивается, зачем эти нововведения? При всей качественно проработанной аутентичности геймплея вставлять часть настолько слабо реализованной системы real-time боя было, на мой взгляд, ошибочно. Вернуть пошаговый бой немедленно! А пока – только авторасчет битвы.

Но главное, игра затягивает. Планировав поиграть 3-5 часов, для ознакомления, обнаружил, что наиграл уже 20 часов. И это притом, что есть бета Батлы, сезон в F1 2016 еще даже не дошел до экватора, а Spartak Moskva в FIFA 2016 еще даже не сыграл все предсезонные матчи. Ты прям физически хочешь стать повелителем Галактики. Уничтожить холодных кристаллоидов, разбомбить мерзких медведей, подружиться с семейством кошачьих. Бесконечно нажимая кнопку «Следующий ход» никак не можешь остановится, пока победа не станет твоей. И пускай, на пятую-шестую игру сам факт победы уже будет очевиден на половине игры, а оставшиеся 200-300 ходов будет больше похоже на методичный гринд из Dota 2, чем на завоевание Галактики. Само предвкушение от начала новой игры остается неизменным. Ты, как и в первый раз, предвкушаешь свою победу. Планируешь по какой стратегии ты будешь развиваться. Ты уже знаешь что, как и когда ты будешь строить. И все равно захватывает ощущение, что сейчас ты ОПЯТЬ станешь властителем Галактики. Именно это есть главный успех, который позволяет закрыть глаза на все недостатки. Именно этим нас держала почти десятилетие третья Цивилизация. И пусть в MoO проработка поменьше, свое Цивипедии здесь нет, но ощущения…

«Ваши ожидания – это ваши проблемы!» - вот какой лозунг должна была иметь заставка WG Labs в этой игре. Я не ждал от нее ничего, а получил кучу воспоминаний и порцию приятной доброй ностальгии.

Но есть еще два неоспоримых плюса: 499 рублей! Игра стоит 499 рублей! Аттракцион невиданной щедрости по текущим ценам. Это, конечно, не продукт класса ААА, но, господа, это и не инди – проект. Hello Games не постеснялись заломить стандартный ценник в 2000 рублей за свое процедурно сгенерированное творение, не выполнив при этом и 10-ой части обещаний.

Ну, а второе, официально заявляю, Master of Orion 2016 запустится даже на калькуляторе с 15 гигабайт жесткого диска. Вы только посмотрите на минимальные системные требования: игра поддерживает даже интегрированные карты Intel HD 3000. У меня на рабочем нетбуке 7 лет назад такая карта стояла. При этом, даже на минимальном уровне графики игра выглядит достойно – графическая оптимизация просто высший класс.  И у вас будет возможность залипнуть за игрой на пару часов какой-нибудь офисной печатной машинке. Только аккуратнее – пару часами можете не отделаться.

Также по теме