«Сливовая Ракия»: Святослав Бочаров и Рустам Касумов играют в Warframe: Fortuna | Online

7

Рецензия на Deus Ex: Mankind Divided

Рецензия на Deus Ex: Mankind Divided

Время и практика показали, кто тут на самом деле - релиз уходящего лета. Сделанные с любовью маленькие кусочки одной-единственной старушки Земли оказались в разы интереснее, чем 18 квинтиллионов одинаковых планет, которых на практике всего то 5 (цветущие джунгли, каменный шар, снежная тундра, палящая пустыня и кислотно-токсичная скала). Конечно, можно до хрипоты в голосе спорить о том, что полёт в бесконечном космосе и сюжетное приключение со стэлсом/стрельбой/хаками - это два совершенно разных опыта.

Никто не мешает учесть и тот факт, что Hello Games - это инди студия из 60-ти человек (с учетом аутсорса), а Eidos Montreal (создатели нашего текущего подопытного) - крупная контора, насчитывающая сотни сотрудников. Но жизнь вообще несправедлива, и сейчас мы говорим не об условиях создания той или иной игры, а о том, сколько она удовольствия принесёт конечному пользователю, то есть нам с вами.

Прежде, чем перейти к оценке Deus Ex: Mankind Divided, вкратце остановимся ещё на одном важном для каждого жителя бывшего Союза вопросе: value for money, ведь нас всех интересует не только то, что мы получаем, но и за какие деньги? Бесконечно мудрые японцы из Square Enix - одни из последних в Steam, кто всё ещё проводит сверх-мягкую политику по отношению к странам СНГ. Всего 1299 руб. за новинку ААА-класса: такого на платформе Гейба уже практически не осталось, все норовят содрать как минимум две штуки. Так, что-то мы отвлеклись, перейдём непосредственно к теме.

Исторический реализм

Ещё три немаловажных предупреждения. Во-первых, нравится вам это или нет, но здесь представлено 100% субъективное мнение автора, предпочитающего киберпанк и порой немного скептически относящегося к фэнтези. Во-вторых, по ходу повествования возможны совсем небольшие спойлеры. В-третьих, самым нетерпеливым настоятельно рекомендуем сразу прокрутить до раздела “А теперь про игру”.

Не прокрутили? Так слушайте же. Первое, о чём хочется рассказать - это поражающий исторический реализм мира Mankind Divided. Конечно, сценарии будут разыгрываться не так быстро, но выглядит всё вполне логично. В 2017-м году представители мега-коропораций получат право войти в Совет безопасности ООН. Ну а чего мучиться? Зачем делать вид, что вопросами войн и мира занимаются политики, якобы не зависящие от большого бизнеса? Лучше уж упразднить досадных посредников.

К 2029 г. практически все новостные компании будут собраны в единый конгломерат - Picus Media. Прекрасное лицо Элизы Кассан расскажет вам все последние новости в ключе, устраивающем крупнейшие транснациональные корпорации. Ну а если в одной из европейских столиц была случайно отравлена вся водопроводная система - это лучше оставить за кадром, дабы не сеять панику среди населения.

Как и полагается, у Picus есть конкуренты-правдорубы - например, чешский Samizdat. Но загрузить революционный листок можно только на хакнутый планшет, и аудитория сужается до тысяч. А госпожу Кассан ежедневно лицезреют миллиарды человек: скрыться от изображения этой брюнетки с замысловатой причёской можно только в канализации или в вентиляционной трубе.

К 2029 г. экономика США значительно ослабеет - без аугментированных Штатам придётся несладко. После Инцидента 2027 г. ощутимее всех пострадают богатые страны Ближнего Востока - там было наибольшее количество модифицированных рабочих, причём с весьма мощными имплантами, предназначенными для строительства. Напомним, что в 2027 г. особый сигнал на несколько часов превратил всех аугментированных людей в не контролирующих себя кровожадных маньяков, после чего вера в кибер-будущее немножечко так пошатнулась.

Россия в мире Mankind Divided трансформировалась в Российское Федеративное Содружество, предоставив больше свобод регионам. Катастрофу 2027 г. удалось пережить малой кровью, так как к аугментированным у нас всегда относились с ретроградным подозрением, и было их немного. Теперь (в смысле, в альтернативном будущем Deus Ex) Россия при помощи своих природных ресурсов с лёгкостью оказывает влияние на ослабевшую Европу, в том числе и при помощи мафии - собственной, и с территории бывшего СНГ.

Чехия в реальной истории чуть ли ни первой сбросила коммунистический гнёт, и стала перенимать прогрессивные западные идеи. Поэтому и в Mankind Divided Прага созывала киборгов со всех концов света, как только технология была изобретена. Теперь приходится разбираться с “проблемой аугов”. Пока что для них создали отдельные зоны ожидания в метро, отдельные туалеты, и систему документов, которые невозможно получить.

Полиция проводит рейды, и тех, у кого бумаг нет, сразу отправляют на выселки независимо от социального статуса - будь то талантливый инженер или обычный продавец. Жить киборгам приходится в Голем Сити - это настоящая киберпанковская антиутопия, в которой правит нищета, небоскрёбы из жестяных контейнеров всегда заслоняют солнце, а лекарственный Нейропозин, предотвращающий отторжение имплантов, не сыщешь и днём с огнём.

Весь мир замер в ожидании: ООН, вроде бы, пока не называет такое обращение с аугментированными негуманным. Если Праге всё сойдёт с рук, киборгов по всему миру загонят в резервации. Ну а там и придушить тихонько можно - да хоть теми же одеялами с оспой. Благо, богатый исторический опыт у человечества имеется. Миллиардер Натаниэль Браун, не дожидаясь никаких резолюций ООН, уже строит огороженный “рай на Земле для аугментированных” где-то в песках Саудовской Аравии…

Кем в этом эпическом конфликте выступит агент Адам Дженсен? Защитником притесняемых киборгов - своих собратьев? Или всё-таки безликим представителем закона большинства? Это и предстоит решать игрокам.

Хочется сказать, что в мире Deus Ex: Mankind Divided есть желание прочесть каждую электронную книгу, каждую газету Picus или Samizdat, каждое письмо в хакнутых компьютерах, чтобы почерпнуть ещё больше знаний наподобие вышеперечисленных. В том же Skyrim чтение достаточно быстро надоедает: начинаешь путаться в вымышленных драконах, божествах, героях и событиях. Но здесь… здесь-то совсем другое! Читаешь и думаешь: “Ай да Eidos Montreal, ай да сукины сыны! А ведь правы, правы сто раз, чертяки! Мировая история вполне может пойти приблизительно по такому пути”.

Браво, Eidos Montreal: построить настолько пугающе реалистичный вариант будущего - великое достижение, без всяких шуток. Это вам не Shadowrun, в котором просто намешали небоскрёбов, дождей, корпораций, пушек и имплантов… а, ну и ещё эльфы с орками пробудились в добавок.

А теперь про игру

После небольшого такого вступления сделаем предположение: допустим, вы не играли ни в Deus Ex (2000 г.), ни в сравнительно недавний Deus Ex: Human Revolution, и вот с учётом этого мы будем вести повествование.

Mankind Divided - смесь шутера, стэлса, симулятора хакера и приключения, в котором надо реально думать над своими словами и их последствиями (что называется, “отвечать за базар”). Причём реализация всех компонентов - на высоте: ничего из этого не добавляли просто так, для галочки, лишь бы отвязаться.

Начнём со стэлса, ибо именно так игру должны проходить перфекционисты, признающие только хардкорные уровни сложности и идеальные концовки. Почему именно так? Приведём один пример (чтоб совсем уж всё не заспойлерить). Есть в игре эпизод, в котором пражская полиция вытесняет с места преступления Интерпол и организацию TF29, на которую работает Адам Дженсен. Коррумпированные копы хотят уничтожить доказательства.

Дженсену нужно проникнуть на разбомбленный вокзал и незаметно выкрасть улику. Ключевое слово - “незаметно”. А мы просто перебили всех копов и забрали, что нужно. По возвращении начальник TF29 ругался жутчайшим образом, а СМИ написали о том, что бессердечные киборги-террористы ударили во второй раз в том же месте. Конечно, у этого будут последствия.

Идеальные стэлсеры всегда смогут избежать ненужного кровопролития - благо, инструментов у Дженсена для этого предостаточно, вплоть до практически полной невидимости (которая, правда, жутко жрёт батарейку). Для почувствовавших неладное супостатов есть самонаводящийся электрошокер TESLA; для турелей, лазерных барьеров, мин и камер - дистанционный взлом.

Кстати, стэлс ощутимо упрощается динамическим видом от 3-го лица: точка обзора отъезжает при прилипании к стенам и перебежкам между укрытиями. Кто играл в The Division сразу поймёт о чём мы. Огромный плюс в том, что Deus Ex насильно не навязывает вам скрытное прохождение. Например, в одной из побочных миссий можно перебить всех полицейских в участке, и они не будут бесконечно респавниться, как в GTA. В ещё одном сайд-квесте нужно похитить человека из логова бандитов. Вместо похищения можно - вы правильно догадались: перестрелять всех бандитов и просто вынести отключенное тело.

Даже если началась пальба, у Адама есть ещё шанс сохранить жизнь нападающим (это нужно, например, если вы чувствуете к собратьям-киборгам особую душевную теплоту, а они бегут на вас с дробовиками и автоматами). Для этого в игре предусмотрены нелетальные виды оружия - например, винтовка, стреляющая зарядами транквилизатора.

Ну а если вы привыкли шагать по горам трупов, и оставлять в живых очередного бандита, сказавшего вам uebok (c ударением на последний слог, как Колобок) не хочется - к вашим услугам классический арсенал из штурмовой винтовки, пистолета, дробовика, ну и так далее. Всё это можно модифицировать - прикрутить глушитель, снизить отдачу, разблокировать новый режим огня. Функциональность оружия меняется прямо на ходу: допустим, к штурмовой винтовке можно приделать 4-х кратный прицел и глушитель, чуть-чуть прокачать урон, по максимуму - стабильность, и активировать стрельбу по одной пуле. Тогда ваш верный автомат станет достойным заменителем громоздкой снайперки, занимающей чуть ли не половину инвентаря.

И, конечно, самое страшное оружие, мощнее любой винтовки или гранаты - сам Дженсен. Про шокер TESLA мы уже говорили, но агент может так же выстрелить “Тайфуном” по площади вокруг себя, или пригвоздить несчастных врагов к стене скоростными графитовыми стержнями, синтезирующимся прямо внутри аугментированных рук. Которые, кстати, можно проапгрейдить, дабы швыряться холодильниками и ломать стены, аки заправский Халк. Ну а модуль безболезненного приземления “Икарус” позволяет Дженсену вырубить врага, зазевавшегося где-то внизу.

Но не все импланты предназначены для боя. Многие - для стэлса и хакерства. Например, радар можно прокачать настолько, что он будет показывать даже звук ваших собственных шагов. Важный момент: все импланты одновременно включить нельзя, так как экспериментальные вызывают перегрев системы (то есть самого Дженсена, а расплавляться нашему герою неохота). Концепция не напрягает: например, в местности без особых высот можно отключить “Икарус”, и напрочь забыть про него.

Хакерство - увлекательная мини-игра. Выходя из центра захвата, надо оккупировать точки данных, чтобы добраться до ключевого узла, который разблокирует компьютер, откроет дверь и т.д. Сначала всё кажется простым, но затем наличие файерволлов, антивирусных программ и мощных вирусов превращает взлом электронных систем в интересный тест рефлексов и интеллекта.   

Со взломами, стрельбой и стэлсом всё понятно. Но есть и и ещё один тип имплантов - социальный. Обычный разговор при наличии такой аугментации головного мозга преображается: у вас появляется визуальный интерфейс, анализирующий личность собеседника и его психотип. То есть в вашей голове как-бы консилиум из Фрейда, Юнга, а заодно и всех остальных именитых психологов, и эта когорта даёт вам советы, как вести дальнейшую беседу.

А помощь психолога вам точно понадобится, потому что персонажи в Mankind Divided встречаются весьма и весьма колоритные. Крупногабаритный эмигрант из бывшего СССР, борющийся за права киборгов, глава секретного агентства, которому приходится вести двойную игру и с коллегами, и с высшим начальством, босс грузинской мафии, пророк церкви Машинного Бога, желающий во что бы то ни стало загрузить сознания последователей в глобальную сеть… И хотелось бы рассказать обо всём сюжетном великолепии побольше, но это уже будут откровенные спойлеры.

Пара слов о графике

Если вы не хотите присоединиться к толпе людей, орущих на форумах: “Плохая оптимизация! Верните бабло!”, послушайте совета - нашего и разработчиков. Например, карточка Nvidia GTX 970 до сих пор считается достойной. Но Eidos Montreal чёрным по белому пишут - сглаживание MSAA и графические пресеты Very High и Ultra только для карт, у которых больше 4 Гб памяти! Так что не вздумайте на посредственном компе врубать ультру и MSAA 4x, и потом жаловаться, что вас не предупреждали.

Автор, наигравший в Deus Ex Human Revolution не один десяток часов, со всей ответственностью заявляет: графика в Mankind Divided по сравнению с предыдущей частью скакнула на тысячи миль вперёд, и смотрится вполне достойно даже на детализации High (и без этой набившей оскомину MSAA).

Ну а чтобы избежать всех этих метаний, есть опция консольного VIP-коммунизма. Почему коммунизма? А потому, что графика у всех одинаковая. Ну и с VIP всё понятно: на PS4 новый Deus Ex стоит чуть ли не в 3 раза дороже, чем в Steam.  

Каменные мешки и неусыпная бдительность

Пора бы уже и к критике перейти. А она вполне ожидаемая: ну сложно, сложно даже при современном развитии технологий сделать в игре нормальный мегаполис (если это, конечно, не клон GTA). Прага будущего осталась совершенно такой же, как и Детройт 2027 г. Это не город, а, скорее, лабиринт. Конечно, “каменный мешок” - это уж преувеличение. Встречаются и красивые маленькие площади, и достопримечательности, и достойная архитектура… но людей слишком мало, самые большие улицы напоминают переулки в реальной жизни, нет магистралей и движения транспорта.

В каком-нибудь Thief такой городской хаб воспринимается совершенно нормально: понятно, что в средневековье особого города не нагородишь - что-то влезло в крепостные стены, крыша над головой не течёт и ладно. Но ведь в лоре Deus Ex делается особый акцент на небывалом размахе строительства, да и как ещё может быть, если два гастарбайтера теперь способны поднять стальной контейнер? Однако мы по прежнему заключены в бетонном лабиринте, и о свободе Watch Dogs в комбинации с крутейшеми квестами самой Deus Ex остаётся лишь только мечтать.

Второй момент - чрезмерно реалистичный стэлс, иногда вредящий игре. Враги в Mankind Divided видят вас издалека, полукруг бдительности и тревоги (как в Far Cry) заполняется очень быстро. Единожды психанув, супостаты уже не хотят терять вас из виду, а если скрыться вам всё же удалось, то возвращаются к стандартным маршрутам патрулирования крайне неохотно.  

В пятиэтажном здании на один-единственный выстрел сбегается охрана с 4-х этажей. Вы медленно и верно, отлечиваясь и используя импланты, выкашиваете целую толпу врагов, перебегая между двумя-тремя укрытиями. А потом идёте 4 пустых этажа, взламывая двери и собирая предметы. Это, прямо скажем, немного скучное занятие. Единственная отрада - на 5-м этаже голыми руками придушить одинокого охранника, замешкавшегося в момент общей тревоги.

Полёт Икара

Как в греческом мифе, Deus Ex Mankind Divided иногда пытается взлететь слишком высоко - к самому Солнцу. Тогда восковые крылья оплавляются, перья опадают и зрелище получается не самое красивое. Но разработчикам - честь и хвала за сами попытки прикоснуться к ускользающей звезде. Как мы уже не раз говорили, киберпанк - дефицитный жанр: на безрыбье сойдут даже 16-ти битные инди проекты вроде Dex. А тут - игра класса ААА, да к тому ж ещё и сделанная, что называется, с душою. Аугментировать среднюю продолжительность жизни специалисты по кибернетике и био-инженерии пока не научились, технологий загрузки сознания в глобальную сеть на данный момент тоже нет. Так что если вы считаете себя поклонником киберпанка и не собираетесь ждать Идеальную Игру года эдак до 2077-го, ни в коем случае не пропустите Deus Ex: Mankind Divided.

 

+ Отличный киберпанковский сеттинг

+ Разнообразие геймплея

+ Суровый моральный выбор, Филипп К. Дик одобряет!

 

- Неправдоподобный город-лабиринт

- Слишком реалистичный стэлс

- Долгие загрузки районов города

 

Оценка: 9,11010 /10              

 

Также по теме