Стрим: Михаил Паршин и Святослав Бочаров играют в PUBG Mobile | Online

0

Что заставляет миллиардеров скупать акции ActivisionBlizzard?

Что заставляет миллиардеров скупать акции ActivisionBlizzard?

ActivisionBlizzard становится самой популярной игровой компанией среди глобальных инвесторов. За прошлый квартал 30 миллионов акций эмитента сменило владельцев, причём 27 млн было куплено инвестфондами, и только 3 млн - продано. Крупнейшие транзакции говорят об однозначном бычьем тренде: Lone Pine Capital приобрела сразу 10 млн ценных бумаг Activision, а фонд Paulson & Co. выбросил на свободный рынок только два миллиона.

Так за что воротилы мира больших денег так горячо полюбили детище Бобби Котика? А за то, что Activision не боится не только развивать и менять свой классический бизнес, но и открывать для себя совершенно новые сегменты. Прибыль от продаж в интернете выросла на треть, и теперь составляет больше 50% от совокупного показателя. А это означает, что всё больше денег идёт прямо в карман самой компании, и всё меньше - влиятельным посредникам и третьим лицам, таким, как сеть магазинов GameStop.

В предыдущем квартале продажи Activision подскочили на 50%. Это и не удивляет, ведь орлы Котика продолжают работать над деловой моделью, при которой крупные игры не только производят внушительный финансовый всплеск в момент релиза, но и стабильно генерируют прибыль на протяжении многих месяцев (если не лет). За прошлый год продажи DLC и внутриигровых предметов подскочили на 57%, и превысили $1,5 млрд.

За примерами далеко ходить не надо: народ массово скупает все имеющиеся DLC к Call of Duty Black Ops 3. А осенью выйдет Rise of Iron. И многие любители поворчать на Destiny за однообразие и скуку (включая нас) как миленькие вернутся в игру на фоне разочарования от некоторых новомодных проектов.

К тому же долгоиграющие франшизы - верный способ удержать и нарастить пользовательскую базу. В предыдущем квартале Activision установила новый рекорд: геймеры в её виртуальных вселенных за 3 месяца провели 10 млрд часов. Даже на сравнительно новый Overwatch уже ушло 500 млн часов коллективного времени.

Всего за 3 года Activision проделала огромный путь - как при помощи внутренней эволюции, так и за счёт весьма грамотных приобретении (мы о Blizzard, конечно же). В 2013-м величие господина Котика держалось всего на трёх китах: Call of Duty, World of Warcraft, Skylanders. За сравнительно короткий срок количество ключевых брендов выросло вдвое - прибавилась Destiny, Hearthstone и Overwatch.

Мы в основном рассказываем здесь о классических больших проектах для консолей и ПК, но стоит упомянуть и ход конём Activision на необъятном казуальном рынке игр для смартфонов и планшетов. Компания потратила почти $6 млрд на покупку King Digital. Эта комбинация слов вам ни о чём не говорит? Ну так название главного продукта студии - Candy Crush - cкажет о многом: этот зомбификатор поработил миллионы девушек и женщин. Они готовы забыть о карьере, отношениях и домашних обязанностях, лишь бы бесконечно складывать цветные конфетки в ряд на своём любимом телефоне. Ну а для Activision это потенциальные колоссальные доходы: армия ломателей конфет насчитывает 474 млн активных пользователей.

Есть и ещё одно перспективное и практически не паханное поле для ActivisionBlizzard - киберспорт. Не секрет, что при организации соревнований возникают сотни вопросов - команды, спонсорство, реклама, каналы трансляции, аренда, место и время проведения, и многое другое. Конечно, у Activision было и собственное подразделение, занимавшееся продвижением Call of Duty на виртуальные арены, да и приобретение Blizzard, давно занимающейся чисто соревновательным Starcraft II помогло. Однако в компании решили не копить собственный опыт методом проб и ошибок на протяжении долгих лет, а просто купить чужой. Да причём чуть ли не самый ценный.

За $46 млн Activision приобрела MLG - Major League Gaming. Бобби Котик нацелился высоко. Его пример для подражания: ESPN - крупнейший спортивный канал в США. В прошлом году операционная прибыль ESPN и ассоциированных компаний составила приблизительно $5 млрд. Глава ActivisionBlizzard считает, что со временем совокупность их киберспортивных активностей может показать столь же внушительные результаты. Но это, конечно, совсем уж долгосрочный проект.

Для понимания: сейчас годовая операционная прибыль всей ActivisionBlizzard составляет $1,3 млрд (данные за 2015 г.). Прогноз на текущий год составляет $2 млрд. Да и то, основная прибавка пока ожидается от мобильного сегмента, а не от киберспорта.

Любопытно, что чисто спортивный канал ESPN принадлежит Дому Мыши (The House of Mouse) - проще говоря, Walt Disney Company. И орлы Котика ведут борьбу с наследниками великого мультипликатора более чем на одном фронте. Есть такое направление - toys-to-life, то бишь игрушки, воплощённые в жизнь. Схема простая и убийственная, как змей Уроборос, кусающий собственный хвост: специальный код на коробке с физической игрушкой даёт соответствующему персонажу возможность появиться в игре. Ребёнок-тиран так и таскает родителей из магазина к консоли и обратно, ну а Activision получает внушительную прибыль: и электронные копии продаются, и диски, да ещё и китайские фабрики игрушек исправно платят процент.

Skylanders - вот детский бренд владельца CoD, Destiny и Overwatch. Симпатичный фиолетовый дракончик и его друзья смогли сделать невероятное: победить Всесильную Мышь с её миллиардами баксов. Disney уходит с рынка видеоигр и закрывает бренд Infinity. Amiibo от Nintendo не в счёт - не так уж у многих есть Wii U и 3DS. Единственным крупным конкурентом Skylanders остался Time Warner со своим Lego Dimensions.

Конечно, есть у ActivisionBlizzard и проблемы - куда ж без них! Например, колоссальный долг почти в $6 млрд - это в 6 раз больше, чем у Electronic Arts. Но тут надо понимать, для чего в долг берётся и как это потом будет возвращаться. Львиная доля упомянутой суммы - заёмные средства на покупку King Digital (создатели Candy Crush, помните?), и эксперты считают, что это вложение окупится лет за 5.

Предыдущая крупнейшая сумма, которую Activision брала в долг - $4,75 млрд, было это в 2013-м году. Но деньги пошли не на продажных женщин, шампанское, яхты и кокаин, а на то, чтобы выкупить себя у французского медиа-конгломерата Vivendi. Французы позарились на внушительную сумму, и их доля в Activision сократилась с 61-го до 12%, то есть речи о контрольном пакете акций больше не идёт.

Ещё немного простой математики: на выход из-под власти Vivendi было затрачено $4,75 млрд. С тех пор рыночная капитализация Activision выросла на $10 млрд. Как видим, эпоха свободы пошла компании на пользу! Теперь-то французы кусают локти и понимают, что сгоряча продали курицу, несущую золотые яйца. Vivendi хочет компенсировать потерю, и буквально пристаёт с деловыми предложениями к соотечественникам, но семейная компания Ubisoft пока что умудряется сохранять независимость.

В общем, хейтеры так и будут ненавидеть, и говорить о том, что Destiny слишком скучна, CoD одинаков каждый год, Hearthstone - 100% pay to win, а за улыбчивой внешностью котика Роберта Котика кроется безжалостный тигр. Но мы всё же отдадим ActivisionBlizzard должное: хладнокровно заколачивать миллиарды долларов и при этом не забывать поставлять геймерам высококачественные развлечения, многие из которых с лёгкостью тянут на статус культовых - это далеко не каждый может.

Также по теме