5

Рецензия на No Man's Sky

Рецензия на No Man's Sky

Прекрасные берега океанов, тропики, адски жаркие пустыни, штормящие ночи при -200 по Цельсию, кислотные дожди, фиолетовый космос: No Man’s Sky проехался по мозгу с изяществом парового катка, и теперь надо собрать все впечатления от этого путешествия (лучше воспользоваться английским словом trip) воедино. Задача не из лёгких, так что в ткани повествования могут возникать чёрные дыры и прочие космические аномалии.

Робинзон будущего

Приключения начинаются на достаточно бедной планете, рядом со своим разбившимся кораблём. Имущества - ноль, воздушное судно - не в кондиции, но в руках есть простейший лазерный резак. Перед первым полётом вас заставят хорошенько побегать, а заодно и изучить простейшие правила выживания в этом негостеприимном мире. Изотопы пополняют энергию боевых систем (как скафандра, так и корабля), оксиды - защитных, ну и так далее.

Затем идёт классический сюрвайвал/крафт, привычный всем фанатам данного жанра - проще говоря, выживаем и рукодельничаем. Дальше чиним ключевые системы корабля - и вперёд: космос открыт для вас, все 18 квинтиллионов планет. Хотя мы несколько забегаем вперёд: для межзвёздных путешествий нужен двигатель гиперпрыжка, и ради его сборки придётся ещё немного помотаться по окрестным небесным телам.

Красоты других планет

Но это совершенно не напрягает. No Man’s Sky дарит ни с чем не сравнимое ощущение полной свободы перемещения. Стоите вы, скажем, на твёрдой поверхности каменистой луны. И тут из-за горизонта медленно и величественно выплывает прекрасная планета с зелёными цветущими континентами и голубыми океанами.

Понятно, что этот факт уже общеизвестен, но всё же вдумайтесь: это не просто skybox, не какая-то анимация, заранее прорисованная в редакторе и натянутая на железную ловушку неба - это, мать её, реальная планета!

А значит, можно прямо сейчас всё бросить, сесть на корабль, слетать и посмотреть - а как там? Забраться на горы, побродить по лесам, изучить безумную фауну (ох уж эти миксы крупных динозавров, наивных грызунов и парнокопытных), залезть в пещеры за редчайшими минералами, ну и занырнуть в океан - выучить языки пришельцев в древних затопленных руинах.

И всё это - без единого пошлого экрана загрузки: на такое в современном игрострое не способен больше никто. Последние несколько лет умами смотрящих в ночное небо владели три космических симулятора - Star Citizen, Elite: Dangerous и No Man’s Sky. Первый вполне может оказаться фарсом и финансовой пирамидой - уж слишком всё затянули. Во втором можно садиться только на безжизненные каменистые планеты с нулевой атмосферой. А трёхсекундная статичная тряска на одном месте с надписью “Переход в режим планетарного полёта” - это, по сути, экран загрузки. И кроме того, в самой Elite даже нет посадок на эти унылые каменные шары. Чтобы они появились, извольте приобрести сезонный пропуск Horizons, который стоит почти как No Man’s Sky. В общем, вы поняли: NMS с лёгкостью выигрывает соревнование по бесшовному космосу и планетарным посадкам.

Величие космоса

Ну а теперь о том, что все эти планеты (и звёзды) объединяет - о космосе: он сказочно красив. У каждой звездной системы - свой оттенок. Одно светило может быть нежно-голубым, другое - кислотно-зелёным. Это накладывает свой отпечаток буквально на всё - от неба планет до открытого космоса. Передвижение по этому межзвёздному океану - отдельный визуальный опыт. Неспешный полёт на маневровых двигателях - это релаксация и чистой воды дзэн. На пульсовых окружающее пространство начинает ощутимо мазать, ну а при межзвёздном прыжке или переходе по “кротовой норе” астронавт погружается в кислотное марево.

Но даже это не сравнится с медленным приближением к планете. Облачные рисунки и очертания континентов постепенно сменяются горными грядами, равнинами и морями, которые затем превращаются во вполне конкретную локацию для исследования. Турбулентность при вхождении в атмосферу, нагрев обшивки, сгорание окружающего газа - в общем, красота, да и только.

Путешествие к центру сознания

Мы не случайно с самого начала описываем визуальные и эстетические впечатления. Как уже не раз было сказано, созерцание - это чуть ли не важнейший компонент No Man’s Sky. Потому что по геймплею здесь всё вполне понятно. Наша цель - центр Вселенной. На окраинах мироздания природа поскупилась - разновидностей минералов и веществ мало. Рецептов крафта, соответственно, тоже. Корабли небольшие и дешёвые, космические пираты не зубастые (если всемогущий генератор случайных чисел не даст сбой), на планетах нет агрессивных форм жизни, роботы-охранники прощают вам многие безобразия.

По мере продвижения к центру появляются как реальные плюсы, так и “прелести” жизни: дорогие звездолёты, мощные апгрейды, редчайшие минералы, сложные рецепты крафта, ночи под -200 градусов, кровожадные динозавры и безумные роботы, готовые испепелить вас за сбор одного-единственного кристаллика плутония.

Критики обвиняют No Man’s Sky в однообразии, и полностью отметать эту претензию нельзя. Действительно, цикличность на лицо: собрали минералов, скрафтили очередной апгрейд для двигателя гиперпрыжка, нахимичили немного межзвёздного топлива - и так постоянно. Ну разве что когда пираты с одного выстрела начнут убивать, надо остановиться в какой-нибудь системе, поторговать и приобрести себе новый звездолёт - помощнее.

Внимание! В NMS ну вот прямо абсолютно всё зависит от вашего стиля игры. Если вам не интересно ничего, кроме центра Вселенной, то No Man’s Sky действительно может превратиться в скучные будни шахтёра/инженера, собирающие единицы и двойки на Metacritic, и негативные рецензии в Steam.

Здесь надо уметь придумывать собственные приключения. Например, в совершенстве овладеть языками инопланетных рас, дабы разговоры с ними перестали быть рандомной тарабарщиной, и превратились в конструктивные диалоги, приносящие отличный лут и редкие рецепты крафта. Так же неплохо изучить историю мира по монументам - это поможет принимать решения в основном квесте не наобум, а осмысленно.

Прокачать скафандр, прожить несколько дней на планете с кислотными дождями, полностью изучить фауну конкретного мира, починить своими руками крутой корабль, потерпевший крушение (а не тратить на похожий 15 млн кредитов) - интересных занятий себе можно придумать немало. Главное - иметь фантазию и воображение.

Кстати, action, о дефиците которого мы писали в первых впечатлениях, появляется в игре сам собой. Причём весьма органично, и это огромнейший плюс. Жизненная ситуация: пираты в космосе нападают всё чаще, а назойливые стражи на поверхности некоей планеты мешают заниматься нелегальным сбором редких жемчужин (возраст каждой - миллионы лет). Но так уж случилось, что самый подходящий материал для ремонта щита звездолёта - титан, а роботы сделаны как раз из него. Всё складывается в отличную картину: покрошили роботов, собрали металл, подлатали поистрепавшийся в космических баталиях корабль.  

Сто лет одиночества?

Будет сложно сделать это без спойлеров, но надо сказать, что и сюжет (то бишь главный квест) No Man’s Sky - выше среднего, а по меркам космического симулятора его даже можно назвать хорошим. В самом начале некто (или нечто?) Атлас предложит вам свою помощь, а затем появятся и другие силы, которые хотели бы увидеть вас в центре Вселенной. Кто они такие, каковы их реальные цели, и как им может помочь одинокий странник, затерянный в глубинах Космоса? Это вам и предстоит выяснить.

Надо сказать, что у автора не возникло гнетущего чувства одиночества, о котором так много пишут другое. В игре несколько инопланетных рас, и разбиты они на три классических архетипа - воин, торговец, учёный. Модели поведения и общения у них соответствующие: одни ценят силу, другие - деньги, третьи - знания. Встретить гуманоидов можно и на космических станциях, и на планетах.

Причём диалоги подчас бывают весьма забавными. Например, один из инопланетян дико радуется, впервые узрев невиданную доселе форму жизни (человека), и просит вас пройти простенький тест на интеллект. Перед вами три картинки: безмозглый слизняк, торговец и мудрец-андроид. С кем вы себя ассоциируете? Правильный ответ - конечно торговец. Робот не хочет вас оскорбить, но показывает, что до синтетической расы, овладевшей секретами чёрных дыр (как бы это ни звучало) homo sapiens явно не дотягивают.

И здесь опять неизбежное сравнение со Star Citizen и Elite Dangerous. Ах да, SC же всё ещё не вышел. Проехали. Ну а в Elite нет никакого сюжетного контента для одного игрока. Главный квест отсутствует как класс, побочные выдаются обезличенными однотипными терминалами на станциях, напоминание о легендарных Таргоидах (инопланетяне старой Elite 90-х годов) присутствует в виде непонятных растений, с которыми ничего нельзя сделать. Так что NMS, не смотря на шквал критики, выдаёт ещё достаточно качественный сюжетный контент для одного игрока.

Мультиплеер, которого не было…

Вот именно, что для одного. Зря, ох зря Шон Мюррей (глава студии-разработчика) давал столь уклончивые ответы по поводу мультиплеера. Посмотрите на него: успешный британский клерк превратился в немного обезумевшего канадского лесоруба! Возможно, Hello Games изначально и хотели создать мультиплеер. Но потом поджимающие сроки, постоянные переносы и напоминания о не бесконечном бюджете сделали своё чёрное дело.

Теперь Sony приходится заклеивать специальными наклейками иконку Multiplayer на физических копиях игры. Потому что мультиплеера здесь нет как такового. Даже каталогизация планет, звёзд, флоры и фауны - удовольствие исключительно для себя. Сейчас объясним: предположим, в NMS поиграло 800 тыс. человек (цифра с потолка). В игре 18 квинтиллионов планет. Значит шанс, что кто-то побывает там же, где и вы, и увидит ваши остроумные, высоконаучные или просто матерные названия, составляет приблизительно 1 к 225 000 000 00.

В общем, если вы хотите пол игры дохнуть на пляже из-за банки тушёнки под огнём отлично экипированных гриферов с М-16 и кучей патронов, а вторую половину самому быть таким грифером - забудьте. No Man’s Sky совсем не про это. Построить неприступную базу, вырастить кучу имба-динозавров и скармливать им на десерт нубов тоже не получится. NMS, опять же, не про чувство дома. В игре даже нет карты планет, и если вам особенно сильно понравилась какая-то пещера, лучше попытаться обобрать её по максимуму за один заход, потому что найти её во второй раз на 99,9% не получится.

Резюмируя: если вы классический ПВП-шник, эдакий Ногебатор ХХХ, и смысл игр для вас кроется только в доминации и унижении - сторонитесь No Man’s Sky как чумы. Ну и тем, кто без всякого нагибания хотел в небольшой компании друзей пережить тяготы суровых планет тоже придётся разочароваться.

...и другие ложки дёгтя

Минусы, к сожалению, не только в этом. Основной их набор остался тем же, что и в первых впечатлениях. Самая жуть - 100% аркадное поведение корабля вблизи поверхности планет: ниже 60-100 метров опускаться отказывается, столкновения невозможны, посадка по одной кнопке.

В космосе всё намного лучше, но тоже не без примитивизма. Катастрофически мало видов оружия, никаких ловушек, манёвров, перераспределения энергии между щитами, вооружением и двигателями. У кого толще щит и мощнее пушки - тот и победил, без вариантов.

Оказуалено всё по максимуму. Например, видите вы индикатор на экране - 40 пиратов! А паниковать-то и не надо, если у вас есть на борту несколько запасных бронепластин и пара тонн титана. Космические корсары пачками по 5 штук назойливо крутятся вокруг мирных гигантский фрейтеров, и агрятся так же - по 5 (вместо того, чтобы напасть всей оравой). Истребили пяток комаров, побрызгались титановым лосьоном в спокойной обстановке - и дальше. Мы тут всё критиковали Elite: Dangerous. Так вот: в No Man’s Sky нет и 1/10 глубины тамошних межзвёздных баталий.

Возвращаемся с небес на бренную землю, физики осыпания которой в NMS просто нет. Это очень странно для игры, в которой вы от 20 до 50% времени проводите, добывая минералы и прочие полезные штуки. Пример: подрезаем огромную гору золота у основания, а она спокойно себе так висит в воздухе, назло Ньютону и прочим корифеям науки о взаимодействии тел.

А вот нечто новенькое, чего мы не успели вкусить в первых впечатлениях: зависания, подчас жёсткие, и даже на консоли (где всё якобы должно быть оптимизировано). Приблизительно 1 из 10 межзвёздных прыжков заканчивается заморозкой - даже кнопка системного меню (PS button) не даёт никакого эффекта. Пускай ПК-бояре наслаждаются своей более красивой картинкой и 60 FPS (на PS 4 - 30 с небольшими просадками), но неужели нельзя было к релизу выкорчевать такие досадные глитчи хотя бы на приставке, особенно учитывая количество переносов!?

Объективный взгляд на звёзды

Сложно поставить столь ожидаемой игре адекватную оценку, особенно учитывая предвзятое (в хорошем смысле этого слова) отношение автора рецензии. Но надо учитывать и чаяния широких слоёв населения, понять разочарование сотен тысяч людей, которые обсуждали потенциальные возможности коопа и ПВП, и не получили этого вообще ни в каком виде - ни в инстансах, ни на каналах мега-сервера, ни даже для 2-4 игроков.

No Man’s Sky - прежде всего, для восторженных одиночек, способных иногда минут 5 лететь к незнакомой планете на маневровых двигателях, хотя на пульсовых это расстояние преодолевается за 5 секунд. Но даже таким неисправимым космическим мечтателям рандомный микс из конечного количества деталей конструктора может несколько приесться. No Man’s Sky мы однозначно советуем любителям необычного опыта, но рекомендуем потреблять умеренно и ответственно - во избежании передозировки.

 

+ Бесшовные межпланетные путешествия

+ Вполне сильный сюжет (по меркам космосима)

+ Эпические пропорции! Каждая звезда на небе - реальный объект

 

- Аркадная модель управления кораблём

- Лучше б они сразу и честно сказали про мультиплеер

- Жёсткие зависания даже на консоли

 

Оценка: 8,4/10

Также по теме