СлавКрафт: Святослав Бочаров играет в StarCraft 2 | Online

1

Топ-5 игр жанра киберпанк

Топ-5 игр жанра киберпанк

Новый скандал с Deus Ex: Mankind Divided только разжёг нестерпимое пламя ожиданий (эх, скорее бы 23 августа) и навеял бурю ностальгических воспоминаний. Мнение 100% субъективное, но порой кажется, что мрачное корпоративное будущее с вечным дождём и лесом небоскрёбов в несколько сотен этажей - оптимальный сеттинг для видеоигр (наряду с пост-ядерной разрухой, конечно). В общем, мы решили вспомнить наилучшие киберпанковские игры всех времён и народов.

Предупреждаем сразу: материал составлен в формате топ-5, но игр будет упомянуто чуть больше (по причинам, которые вскоре станут понятны). Кроме того, перечисляется лишь то, во что автор играл самостоятельно. По этому как минимум одного культового шедевра (подсказка: римейк недавно собрал внушительную сумму на Кикстартере) здесь, к огромному сожалению, не будет. Итак, отправляемся в мрачное будущее - то бишь в прошлое, пропитанное духом ностальгии.  

5. Shadowrun, Shadowrun Returns + add-ons

Это, пожалуй, единственное органичное соединение концепций фэнтези и киберпанка. В будущем пробудилась древняя магия, и вместе с ней вернулись легендарные расы - орки, эльфы, гномы, тролли и так далее. Несколько лет всё это было сенсацией, но потом жизнь пошла своим чередом: компьютерные и кибернетические технологии рука об руку с мистикой.

На “деле” что-то вышло из под контроля и появилась корпоративная полиция? Загипнотизировать, обстрелять из штурмовых винтовок, кинуть файерболлом или хакнуть двери и заблокировать наёмников в коридоре - такой экзотический выбор предлагает вселенная Shadowrun.

Оригинальный Shadowrun вышел в незапамятные времена - ещё на Sega и Super Nintendo. И сразу же стал игрой, опередившей своё время: диалоги, квесты, свободное исследование города, развитие персонажа - всё это было огромной редкостью для консолей того поколения.

Ну а вернулся (как следует из самого названия) Shadowrun Returns в 2013-м году. Профинансировала проект на Кикстартере целая армия фанатов вселенной, и разработчики не подвели. Фундаментальные принципы игры остались теми же, что и во времена SNES, только real time уступил место действию по ходам. После возвращения подоспело и два крупных дополнения: Dragonfall, переносящий игрока из США в Берлин, и Hong Kong (думаем, что объяснять не надо). Неоспоримый плюс Returns и Dragonfall - достаточно качественный порт на Android i iOS: стратегические RPG-приключения можно взять с собой в отпуск или на дачу.

4. Omikron: The Nomad Soul

Omikron в своё время считался одним из ключевых систем селлеров (т.е. игрой, благодаря которой продаётся консоль) Sega Dreamcast. Создатели Omikron - Quantic Dreams, так что если не играли сами, посмотрите хотя бы ролики на YouTube: будет представление, чем легендарный разработчик занимался до Fahrenheit и Heavy Rain.

В Omikron просто блестящая завязка: вставив диск в Dreamcast, вы не просто запустили очередную игру, а открыли портал в другое измерение, куда отправилась частичка вашей души, и теперь она управляет первым встретившимся персонажем. Причём это не наши лирические бредни, а реальное описание начала сюжета!

Киберпанковская детективная драма по мере развития событий превращается в эзотерическую историю о вечном противостоянии добра и зла. Кстати, Nomad Soul (Бродячая Душа) фигурирует в названии не случайно: на определённом этапе вы сможете (даже будете должны) оставить офицера полиции, и вселиться в другого персонажа. Потом - ещё в одного, и так далее.

Кстати, в игре увековечен великий Дэвид Боуи, мир его праху! Талантливый британец не только написал футуристический саундтрэк в своём духе, но и присутствует в Omikron в виде NPC.

3. Blade Runner

1997-й год, разгул пионерских мультимедиа-форматов, расцвет CD-ROM. Аж на шести дисках выходит отличная игра по культовому фильму - снятому, в свою очередь, по легендарной книге. “Мечтают ли андроиды об электрических овцах?” - считается, что с этого сакрального вопроса фантаста Филипа К. Дика, заданного ещё в бородатом 1968-м году, и начался весь жанр киберпанка.

Условия на рудниках Марса просто невыносимы, а для столь тяжёлой работы нужны киборги с человеческим уровнем сознания. Первые серии устраивали массовые бунты, когда понимали, зачем их создали и куда поместили. Тогда учёные поступили хитро - изобрели репликантов. Это особый вид киборгов: срок службы - 5 лет, набор типовых человеческих воспоминаний прилагается. Причём все сценарии сводились к одному: “Я в этой чёртовой дыре на пару лет: платят хорошо, поднакоплю деньжат, улечу обратно на Землю”.

Немногочисленные репликанты, перед которыми случайно раскрывалась суть ужасающего обмана, предпочитали не бунтовать, а тихонько улизнуть на Землю на пару лет - посмотреть хоть, как нормальные люди живут, и ...умереть. Конечно, репликантов в колыбели человечества объявили вне закона. Выслеживать и уничтожать андроидов поручили особым детективам - Бегущим по лезвию бритвы.

Но что-то мы отвлеклись на горячо любимый сюжет: пора бы и о самой игре рассказать. Огромный мир, полностью озвученные диалоги, плавная анимация персонажей и сногсшибательная картинка (по тем временам): 6 дисков - это вам не хухры-мухры! А в плане сюжета даже многие современные игры позавидуют ветвящемуся развитию событий Blade Runner. Можно было идти напролом и уничтожать всех репликантов, но был и куда более сложный вариант: попытаться понять хотя бы некоторых, и помочь им. Концовка в этом случае была совсем другая...   

2. Syndicate, Syndicate Wars, Satellite Reign

Ну а здесь - без нюансов, всё прямо и конкретно. Первый Syndicate вышел в 1993 г., и сразу начал продвигать понятную идею анти-утопии. В будущем крупные корпорации окончательно уничтожат границы между государствами и подомнут всё под себя. Вместо утомительных судов деловые разногласия будут решаться просто: высылаешь к конкуренту команду из 4-х вооружённых до зубов и модифицированных по самый головной мозг наёмников, и ждёшь результатов.

Через 3 года вышел Syndicate Wars. Изометрическая графика сменилась на 3D с видом сверху (камеру можно было крутить и даже немного приближать), а так же в Wars появилась интересная концепция того, как корпорации станут бороться с общественным недовольством и бунтами. Большинству граждан в кору мозга имплантируют чип, генерирующий картинку на основе реальной, но только намного лучше и радостнее. В 1996 г. понятия дополненной реальности ещё не существовало, но, видимо, авторы имели в виду именно её. В общем, представьте, что у вас в голове 24 часа в сутки прыгают радостные Покемоны, а вокруг на самом деле дождь и мрак, и суровые мужчины в чёрных плащах, расстреливающие соперников из шестистволок - это Syndicate Wars.

Затем разработчики обанкротились, а права на франшизу выкупила Electronic Arts. Попытку ребута Syndicate (шутер от первого лица с проходным сюжетом и отдельными миссиями в коопе на 4-х человек) лучше забыть всем, кроме самых хардкорных фанатов жанра киберпанк.

А вот на Satellite Reign внимание заострить стоит. Создатели того самого Syndicate больше не могли использовать оригинальное название, но выйти на Kickstarter и собрать деньги на нечто очень похожее им никто не мешал.

В центре сюжета новой игры - уже не контроль сознания, а клонирование, ведущее к квази-бессмертию. Некая мега-корпорация изобрела технологию, позволяющую делать регулярный бэк-ап сознания и ДНК человека. По спутнику информация передаётся в любой из сотен центров клонирования, раскиданных по всем мегаполисам мира, и оперативно создаётся копия. Разумеется, услуга доступна лишь самым обеспеченным. Произошёл несчастный случай - без проблем, вот ваш бэк-ап. Хотите тело помоложе? Запросто - сейчас похимичим чуток с ДНК, быстро вырастим, и загрузим туда ваше текущее сознание. Мега-корпорация стала мега-богатой, и у неё появились конкуренты - вот за них-то мы и играем.

С 1993 года немало воды утекло, и механика Satellite Reign стала намного сложнее. В оригинальном Syndicate универсальной стратегией было снабдить всю команду самым тяжёлым вооружением и непробиваемыми имплантами. Ну а в Satellite Reign есть принципиально разные классы. Солдат ближе всего к своим синдицированным предкам: он носит тяжёлую броню и оружие. Хакер делает понятно что, Саппорт лечит, ну а Оперативник ловко обращается со снайперскими винтовками, и может уходить в полную невидимость на несколько секунд.

Это создаёт множество подходов к решению одной и той же задачи. Например, банк можно банально ограбить: взорвать хранилище, единожды взять крупный куш, но затем учреждение закроют. А можно поступить хитро: проникнуть по стэлсу, поставить хакерские модули, и заветные кредиты будут ежеминутно капать всю игру.

1. Deus Ex

Вот мы и подобрались к гвоздю нашей программы - первый Deus Ex. Нет, многоуважаемая молодёжь, не Human Revolution, а именно первый Deus Ex, вышедший на заре миллениума - ровно в двухтысячном году. Просто попытайтесь представить себе (или вспомнить) те времена, когда эталоном шутера был Quake 2, а Half-Life ассоциировался не с горькими шутками про третью часть, а с достаточно свежими впечатлениями и искренними восторгами по поводу революционной сюжетной концепции.

И в этот момент выходит Deus Ex. Каждый уровень - огромен. Исследовать его можно беспрепятственно. Помимо боевых зон встречаются и мирные хабы, где позволяется поговорить с NPC и получить новые квесты. Своего персонажа можно развивать как угодно - боевая машина, невидимый призрак, хакер, обходящий все препятствия, или микс этих трёх ключевых составляющих в любых пропорциях. Гигантские уровни, NPC, задания, RPG-прокачка, стэлс, пальба и хакерство: сегодня такие вещи звучат несколько банально, однако в начале тысячелетия это было настоящей революцией!

По сюжету в мире будущего терроризм окончательно вышел из под контроля (жаль, но правдоподобно) и наш герой, Джей Си Дентон, призван это безобразие прекратить. Кстати, забавный факт: Адам Дженсен к тому времени уже будет давно на пенсии. Обе современные игры, Human Revolution и Mankind Divided - приквелы к событиям оригинального Deus Ex, которые происходят аж в 2052 г.

… Cyberpunk 2077

Рейтинг уже закончен, но про этот проект мы никак не могли умолчать. На наш взгляд, это надежда и будущее всего игрового жанра киберпанк, не меньше. Конечно, нет даже примерных сроков релиза, но это будет явно не скоро - для разработки Cyberpunk 2077 нет даже движка! Но есть нечто обнадёживающее. В интервью одному деловому изданию босс CD Projekt заявил о том, что для него Rockstar и GTA - идеальные примеры истории успеха и отличной игры. Что же, если Cyberpunk будет представлять собой киберпанковскую GTA с мега-интересными квестами а-ля Ведьмак - мы не против. И даже очень за! Осталось только подождать каких-то 60 с лишним лет...

Также по теме