5

Deus Ex и чернокожие: сначала апартеид, теперь #BlackLivesMatter ?

Mankind Divided не дают покоя - вокруг игры разжигается новый скандал

Deus Ex и чернокожие: сначала апартеид, теперь #BlackLivesMatter ?

Как известно, Deus Ex: Mankind Divided выйдет уже очень скоро - 23 августа. Многие фанаты франшизы с нетерпением ждут этой даты, и просто хотят спокойно поиграть в свою любимую игру. Но спокойствие - это понятие, которое в нашем свихнувшемся мире победившей политкорректности вскоре вымрет, как динозавры после удара астероида.

Новейший сканадал с Deus Ex, как и предыдущий, произошёл на почве расизма. Для начала - немного ретроспективы. Mankind Divided переводится как “Разделённое Человечество”. Авторы нового Deus Ex, ещё создавая его концепцию, ввели понятие механического апартеида. В оригинале, апартеид - это политика властей Южной Африки, разделявших чёрных и белых. Причём не какими-то экивоками и намёками, а вполне официально - на государственном уровне. Это касалось абсолютно всего - от карьерных возможностей до разных мест в автобусах и зон ожидания на вокзалах. Разработчики игры просто заменили темнокожих на киборгов, а всё прочее осталось нетронутым.

Сейчас такая политика в ЮАР, конечно, упразднена. Но на Eidos Montreal всё равно посыпались все шишки - дескать, зачем поднимать больной расовый вопрос, сыпать соль на рану и т.д. и т.п.? Скандал удалось замять с большим трудом, ссылаясь на фантастичность событий грядущей игры. Ну а теперь, дорогие соотечественники, взгляните на вышеразмещённый арт. Взгляните хорошенько, изучите все детали, ибо именно он стал поводом для новой шумихи вокруг Deus Ex.

Что мы видим? Да чистой воды клюкву! Кто позволит строить гигантские витые небоскрёбы в стиле Заки Хадид на территории Кремля? Или прямо за собором Василия Блаженного? А почему у всех демонстрантов на транспарантах надписи на английском языке? Работа на западное телевидение, дабы блистательная Элиза Кассан на Picus TV не мучилась с непонятной кириллицей?

Теперь изучим сами надписи. Purity First - Чистота превыше всего. No More Augs - Достаточно киборгов. И на переднем плане - Augs Lives Matters, то есть “Жизни киборгов имеют значение”. Ага, вот оно! Вот тот самый транспарант, вызвавший праведный гнев Манвира Хэйра, ведущего дизайнера BioWare.

Господин Хэйр обвинил Eidos Montreal в пошловатом желании быстренько привязаться к весьма комплексному социальному вопросу, не разобравшись в нём, с единственной целью - увеличить продажи игры. Если вы вдруг окончательно запутались, сейчас объясним, в чём тут вся соль.

В 2013 г. в США белый полицейский Джордж Циммерман при попытке задержания застрелил чернокожего подростка Трэвиона Мартина. Чаша терпения афро-американцев, давно утверждавших, что полиция относится к ним слишком предвзято, переполнилась. Начались стихийные протесты - на улицах и в интернете, под хэштегом BlackLivesMatter, то есть “Жизни чернокожих имеют значение”.

Вот такой конфликт - киборги “примазались” к афро-американцам. Не сказать, чтобы это сейчас было главным хайпом игрового сегмента западного интернета, но пара крупных изданий уже присоединилась к нападкам на Eidos Montreal. По иронии судьбы, позицию компании пришлось защищать Андре Ву - глобальному директору бренда Deus Ex. Сам господин Ву определяет себя как “видимое меньшинство”, ну а мы скажем прямо: он азиат.

Напомним: главным активистом и защитником прав темнокожих в новом скандале выступил Манвир Хэйр, белый голландского происхождения. Поневоле закрадываются подозрения - а не хотят ли наше внимание переключить? Господин Хэйр - ведущий дизайнер BioWare, а каждому мало-мальски подкованному геймеру известно, что BioWare уже не торт. Многие талантливые кадры покинули разработчика - часть ушла в другие крупные компании, ещё часть - в инди-студии. Может, именно поэтому на Е3 вместо давно обещанного геймплея Mass Effect Andromeda показали невразумительные дневники разработчиков? Уважаемые, общие виды планет, пара погодных эффектов и монстры, наполовину отрисованные в графическом редакторе - это не геймплей!

Да, Deus Ex переносили аж на пол года, что в своё время вызвало неслабое разочарование. Но Sqare Enix выполнили обещание: Mankind Divided ушла на золото, то бишь 23 августа игра гарантированно станет доступна и в цифровом виде, и на полках магазинов. А BioWare никак не может определиться со сроками релиза нового Mass Effect. Так может Манвиру Хэйру стоит перестать искать неполиткорректные соринки у конкурентов, выудить бревно из собственного глаза, и, наконец, как следует заняться проектом Andromeda?

Как мы уже говорили, западные СМИ взъелись на Eidos Montreal. Мы же считаем, что разработчик Deus Ex поднимает острые социальные темы, и правильно делает. Есть некая вещь, чуждая всяким полунамёкам - полицейская статистика, просто она не на поверхности. Автору этих строк как-то довелось полистать реестр правонарушителей в участке пригорода одной из крупнейших европейских столиц: объёмистый талмуд на 85% состоял из лиц африканского и арабского происхождения. Это не пропаганда и не призыв к чему-либо, а лишь статистический факт.

Создатели Deus Ex: Mankind Divided просто спроецировали такого рода тенденции на не столь уж далёкое будущее. Понятно, что аугментированных (людей с кибернетическими имплантами и конечностями) захотели отделить от обычных homo sapiens: а вдруг последователи Хью Дэрроу или какие-нибудь Иллюминати вновь нажмут секретную кнопку, и все киборги в мире опять превратятся на несколько десятков минут в обезумевших кровожадных убийц? В такой момент захочется быть как можно дальше от них - в другом здании, в другом вагоне метро, хотя бы в другом туалете! Вот правительство и занимается сегрегацией, а аугментированные - борются за свои права. В общем, почти тупиковая ситуация, как и во многих вопросах современного социума.

Общество и человечество в целом так устроено - всегда ищет поводы, чтобы разбиться на десятки новых осколков. Знаменитый физик Стивен Хокинг заявил о том, что ресурсов осталось на несколько сотен лет. Потом закончится всё, и человек вымрет, как класс. По этому для вида в целом приоритетом становятся дальние космические путешествия и колонизация.

На секундочку отвлечёмся от игр, и посмотрим на текущую геополитическую обстановку, раз уж пошла такая пляска. Одни двигают ракеты к границам других, те защищаются всеми доступными средствами. Третьи молчат - они под колпаком компромата первых. Четвёртые выдают юнцам из неблагополучных семей, наслушавшимся националистического металла и рока, стрелковое оружие - авось что выйдет? Пятые на нефтяные деньжищи мутят воду в своём и так взрывоопасном регионе. Шестые хотят под шумок заграбастать целое море, через которое проходит 80% мировых контейнерных перевозок товаров. Похоже это всё на глобальное содружество с целью создания вменяемого космического корабля и колонизационного модуля? Нет, что-то не очень.

Наверное, вы немного в шоке, а в голове дочитавших до этого места крутится вопрос: “А при чём здесь Deus Ex: Mankind Divided!?”. Отвечаем: отношение самое прямое. Разработчикам отдельный респект за поддержку столь сложной франшизы. Подумайте, ведь Eidos могли бы сделать безопасную ставку на фэнтези - оно хорошо продаётся: Skyrim, Ведьмак, Dragon Age, да масса ещё примеров! Какую ошибку можно допустить в фэнтезийном жанре? Ну, максимум, сделать полуобнажённую варваршу с 4-м размером груди или женщину-полуорка со слишком большой задницей, и получить пару несильных шлепков от Аниты Саркесиан и прочих игровых феминисток.

Киберпанк - другое дело: это не прошлое, а будущее, причём не столь далёкое. И на него приходится проецировать не радужные фантазии с обворожительными эльфийками и мешками золота, а неприглядный сегодняшний день. Представить себе реальную ситуацию, в которой смешанные наряды полиции, состоящие из белых и чернокожих, будут дружно избивать людей с имплантами, совсем не сложно. Конечно, ведь и кофейную кожу матушка-Природа задумала, а вот кибернетическая аугментация - сие богомерзкое извращение есмь!

Немногим хватает смелости прямо взглянуть на современные проблемы, попытаться прикинуть, что будет дальше, и представить это в виде серьёзного сюжета. Авторы Mankind Divided, судя по всему, из числа смельчаков. Будем надеяться, что у талантливых канадцев всё получится, не смотря на происки конкурентов. Пожалуй, завершим этот противоречивый материал цитатой PR-службы Eidos Montreal: “Мы не пытаемся быть великими проповедниками, а просто подносим зеркало к лицу нашего общества”.

Также по теме