0

Киберспорт на Олимпиаде: фантазии или реальность?

Киберспорт на Олимпиаде: фантазии или реальность?

Олимпиады канули в небытие вместе с древней Грецией, и долгое время там и оставались. Сейчас регулярные масштабные состязания стали для нас чем-то привычным, но многие сотни лет в человеческой истории не было ничего подобного. Концепцию, созданную греками в незапамятные времена, предложил возродить французский аристократ Пьер де Кубертен, и сделал он это в самом конце 19-го века - в 1894 г.

Но господин де Кубертен словно в воду глядел, делая своё предложение с прицелом как на современность (с его точки зрения, конечно), так и на далёкое будущее. Предусмотрительный француз настаивал на том, чтобы вдохновляться исключительным примером греков, но всё же не копировать его на 100%. Именно этот нюанс дал многим “не академическим” видам спорта шанс на вхождение в Олимпиады.

Включение в реестр олимпийских дисциплин - всегда огромный плюс для любого вида активностей. Возьмём настольный теннис: понятно, что его не было в древней Греции. Однако со временем он был признан олимпийским видом спорта, что позволило “маргинальному развлечению” превратиться в серьёзное занятие. Параллели с миром видеоигр очевидны. Игры давно уже превратились в серьёзнейшую индустрию с оборотами в десятки миллиардов долларов, но в сознании масс это до сих пор бестолковое развлечение школьников и студентов первых курсов. В общем, серьёзный PR-бафф не помешал бы.

С точки зрения рекламодателей, телеканалов и спонсоров альянс выйдет неплохой. Киберспорт потенциально способен привести с собой огромную аудиторию, которая не то что Олимпиаду, а вообще телевизор сегодня не смотрит. Некий процент, посмотрев матч Dota 2, LoL или CS:GO, неминуемо останется и на состязания легкоатлетов или гребцов. Налицо синергетический эффект.

Всё больше ключевых фигур в мире спорта начинают это понимать. И не просто понимать, а делать реальные шаги. Международная федерация киберспорта со штаб-квартирой в Южной Корее (хммм, почему именно там? Как странно и не очевидно… #сарказм) ещё в феврале запросила у Международного олимпийского комитета официальную информацию касательно того, как правильно подать заявку на вступление. В апреле в Сеуле получили исчерпывающий ответ. В декабре Международная федерация киберспорта начнёт процесс подачи документов.

Проще говоря, процесс сдвинулся с мёртвой точки. У видеоигр появился первый реальный шанс стать олимпийской дисциплиной - пускай и не через год, и не через два. Надо понимать, что у этой революционной идеи немало противников. Причём некоторых из них можно назвать очевидными ретроградами, но вот другие вызывают откровенное удивление.

Например, Тим Уорвуд, бывший чемпион по сноуборду, заявивший о том, что киберспорту следует держаться подальше от зимних Игр. Это что же получается!? Ещё не так давно сноуборд считался чуть ли не богохульным издевательством над лыжами и с огромным трудом отвоёвывал себе место под солнцем (т.е. в реестре олимпийских дисциплин), а теперь вчерашний экстремальный спорт, нагуляв жирок, преграждает путь свежим веяниям? Между прочим, ещё сам Пьер де Кубертен говорил о том, что возрождённые Олимпиады должны прежде всего завоевать симпатии молодёжи.

Но даже традиционные соперники понемногу уступают. Сторонники классического уклада жизни до сих пор считают видеоигры тратой времени для отстающих школьников, но они больше не могут игнорировать сотни миллионов долларов, крутящиеся в этой индустрии. В 2014 г. босс крупнейшего спортивного канала США - ESPN - заявил о том, что компьютерные игры, конечно, не дотягивают до статуса спорта. А комментатор Колин Каухёрд с упорством стада коров (фамилия Cowherd обязывает) обещал уйти с канала, как только он начнёт показывать передачи про игры. С тех пор прошло не так уж много времени, и киберспорт стал одним из важных разделов сайта ESPN, и видеотрансляции - тоже не за горами. Колин, пора нести заявление на подпись!

Одна из важнейших задач Международной федерации киберспорта - как раз борьба с этой заскорузлой ментальностью, стремящейся признать видеоигры чем-то неудобным, постыдным и подходящим только для нежного возраста, а затем запихнуть их на бабушкин чердак, вместе с пластиковой саблей и лошадкой на колёсах.  

В федерацию входит 44 государства, и некоторые из них делают весьма прогрессивные шаги. Радует, что наша страна в данном случае не копирует чьи-то революционные идеи, а сама становится трендсеттером. Министерство спорта РФ одним из первых приравняло киберспортсменов по статусу к классическим спортсменам.

Конечно, остаётся масса вопросов, связанная с классическими спортивными факторами, а не с психологией. Например, физические усилия. Должно ли их быть колоссальное количество, чтобы то или иное состязание считалось видом спорта? Например, про шахматы вплоть до начала 80-х писал знаменитый журнал Sports Illustrated, в те времена был особенно высок шанс включения первой в мире стратегии по ходам в реестр олимпийских видов спорта. Это неудивительно, ведь тогда шахматы были неотъемлемой частью всего - от масс-культуры до холодной войны США и СССР.

Но шахматы - это чистой воды игры разума. От того, насколько быстро спортсмен передвинет пешку на клетку вперёд, и насколько энергично шарахнет ферзём по доске в патовой ситуации ровным счётом ничего не зависит. А, например, строительство и одновременная атака в Starcraft с безумным количеством АРМ (действий в минуту), или no-scope хэдшот в прыжке с разворота в CS:GO - это уже моторика пальцев и кистей рук, и рефлексы на уровне спинного мозга. То есть хоть какая-то физическая активность имеется, да и на один лишь интеллект положиться нельзя.

Как бы там ни было, даже ярко выраженный физический компонент не является залогом успеха. Например, американский футбол в 2012 г. хотели сделать олимпийским видом спорта, но не смотря на все усилия влиятельной организации NFL, Международный олимпийский комитет не поддался на уговоры.

Любопытно, что американец Крис Клаве, игравший за Seattle Seahawks, Minnesota Vikings и Oakland Rangers, уважительно отзывается о League of Legends. LoL требует от игроков поразительной ловкости и нечеловеческого времени реакции, а потому достойна стать официальным видом спорта - считает футболист.

Стоит упомянуть один интересный момент на стыке психологии и спорта, о котором говорит руководитель киберспортивного направления Treyarch (разработчики Call of Duty) - самопожертвование. Понятно, что чемпион мира по прыжкам в длину вряд ли одновременно является талантливым литератором, сильным математиком или гениальным художником: ясное дело, он же всю жизнь только и делал, что прыгал в длину! Так же и в киберспорте: тот самый хэдшот без прицела потребует тысяч часов игры, а профессиональные старкрафтеры говорят о том, что противостоянию терранов, зергов и протоссов следует уделять по 16 - 18 часов в сутки.

Представители Международной федерации Киберспорта, побывавшие на конвенции SportAccord 2016 в швейцарской Лозанне, утверждают: за какой-то год всё радикально поменялось - представители крупнейших международных организаций сами идут на контакт, на панельных дискуссиях обсуждаются всевозможные варианты сближения. Влиятельные фигуры, вершащие судьбы мира классических состязаний, уже почти готовы воспринять концепцию киберспорта, которая, казалось бы, только вчера зародилась в бурлящем водоёме подвальных LAN-клубов.

Также по теме