9

Наша рецензия на Overwatch

Наша рецензия на Overwatch

Titan утонул, как Титаник, взлетит ли Overwatch?

Когда стало ясно, что ММО Titan от Blizzard не быть, в игровом сообществе начали поговаривать о кризисе идей. Но сами разработчики намекнули: основная причина ликвидации Titan – он был «скучноват».

И вот теперь мы получили то, что бывает, когда компании масштаба Blizzard немного взгрустнется: аркадный геройский моба шутер с человекосвином в кожаной маске и британской блинкующей летчицей, чья пятая точка едва не затмила своей скандальностью (о боже мой, у женщин есть попы?!) весь остальной контент игры.

Но давайте разберемся, идет ли речь об «оверхайпе», раздувании за счет больших вливаний в маркетинг, или все-таки свершилось, и Blizzard впервые за долгие годы придумала что-то действительно новое, способное задавать вектор развития всему геймдеву, как это сделали в свое время WoW или Starcraft?

Слагаемые успеха и "болезни" Blizzard

Начнем с традиционных слагаемых успеха. Игры Blizzard всегда славились отличной проработкой правдоподобных вселенных и характеров отдельно взятых героев. Второй ингредиент: отточенный как меч Гэндзи и отполированный как пятая точка Вдовы геймплей с кучей едва заметных, но приятных мелочей. Дальше все это заворачивается в обертку из приятной, но не топовой графики, отличного саундтрека, баланса (его, конечно же, никогда и нигде нет, ведь у кого-то всегда бомбит) и буквально парочки новых механик, которые, тем не менее, способны перевернуть представление о том или ином игровом жанре.  

И сразу вспомним о минусах: многие отнесут к ним ту же далеко не топовую графику, и это при том, что трейлеры и тизеры Blizzard еще во времена второго Warcraft были на несколько шагов впереди всей индустрии. Сюда же добавим любовь компании к выпуску платных DLC самых разных размеров, хотя, это обычная история в наши дни. И, конечно, не забудем про «оказуаливание». Blizzard часто обвиняют в том, что буквально все франшизы кроме Diablo и Starcraft превратили в развлечение для казуалов. Хардкора, понимаете ли, не хватает. Особенно жестко за это критикуют самый свежий тайтл – Heroes of The Storm.

Ну что ж, давайте решим, хороша ли Overwatch по меркам Blizzard, а потом сделаем вывод о том, эпохальное это событие или эпохайпное… (ахаха, очень смешно).

История

Начнем с вселенной, истории и персонажей. Действие разворачивается в альтернативной вселенной, но, что редкость для Blizzard, на планете Земля. И здесь есть одна проблема. Если вы не читали комиксы, не смотрели синематики и не засматривали до дыр Reddit и форумы, примерно на этом моменте ваши знания о «лоре» заканчиваются. Как и в случае с MOBA-играми, Overwatch большую часть истории рассказывает за кадром, а сам геймплей не так уж четко придерживается заданных рамок. Куча-мала из нескольких Турбосвинов и пирамидки из роботов D.Va мало что проясняют, и только локации вроде «Вольской индастриз» намекают на то, что, собственно, война, восстание машин, опасность, спасать мир…

Плохо это или хорошо? Вспоминается история с Destiny и «карточками», которые были необходимы для осознания происходящего. Но все-таки в игре Bungie и без того было много истории как в диалогах, так и в миссиях. Для Blizzard вынесение истории за рамки геймплея - это сравнительно новый подход, и не будем делать поспешные выводы. Лишь выразим робкую надежду, что однопользовательские миссии позже появятся. Потому что сама задумка действительно прекрасна: это не спейс-опера, не хай фэнтэзи и не киберпанк, а уникальная смесь будущего, современности и популярных трендов в массовой культуре, и кажется, что «прикрутить» к ней пару тройку (десятков) миссий не так уж сложно.

Персонажи

Персонажи – это самый сильный элемент Overwatch. Если в Heroes of the Storm использовались давно известные герои из знаменитых вселенных Blizzard, то здесь компании буквально с нуля удалось в сжатые сроки раскрутить абсолютно новых. Некоторые персонажи стали культовыми еще до выхода игры. Горилла с Луны, робот-трансформер с птичкой, бразильский диджей баффер на роликах… Смотришь на все это безумие и удивляешься, почему оно выглядит более чем уместно. Видимо, опять сыграла в плюс привычка Blizzard по сто раз тестировать все элементы игры и начинать сначала, если что-то выглядит слабо. Есть история с Гэндзи и Ханзо, которые изначально были одним персонажем, Фаррой, которая по задумке была мужчиной и еще миллиард неизвестных нам моментов. Но итог прекрасен, здесь не поспоришь.

Графика, дизайн и звук

Графика и дизайн проработаны ровно настолько, насколько это требуется. И в фокусе явно был дизайн, а не техническое совершенство. «Мультяшность» - осознанный выбор разработчиков, которые прекрасно представляли, чего хотят добиться. Яркие контрастные цвета, почти карикатурная внешность героев, понятный дизайн локаций, полное отсутствие пафосного освещения и других эффектов – все это обеспечивает максимальный комфорт во время игры. Понимаешь, в кого можно стрелять, в кого нельзя, от кого нужно убегать, а кого преследовать. Все это не тормозит даже на средних компьютерах, но выглядит все равно очень стильно. Плюс одновременно для массовости и киберспорта. И хотя некоторые видеоблогеры утверждают, что в Overwatch будут играть только «анимешники», хочется с ними долго и ожесточенно спорить. Да, стилистика не для всех, но для миллионов.

Звук заслуживает отдельной похвалы. Ключевое слово: информативность. 21 персонаж, у каждого по несколько умений, плюс пушка - зачастую  с двумя режимами стрельбы. Каким-то непостижимым образом всё это многообразие не сливается в единую какофонию: всегда понятно, что происходит на поле боя. Вы никогда не перепутаете ракеты Фарры с гранатами Крысавчика, штурмовую винтовку Солдата 76 со снайперкой Вдовы, а лёгкие шажки Трейсер - с грузным топотом Турбосвина. Кстати, шаги записаны для каждого из персонажей в индивидуальном порядке – представляете, сколько работы в это вложили?

Геймплей и баланс

Перейдем к геймплею и балансу. Опора на уникальных героев и умения, среди которых есть и ультра-способности в сочетании со стрельбой от первого лица – редкая механика. Но считать ее абсолютно новой не стоит. Одни элементы позаимствованы из MOBA, другие из командных шутеров вроде Team Fortress. Но обратим внимание на тот факт, что в Overwatch есть настоящие милишники, такие как Райнхардт, и они вполне комфортно чувствуют себя бок о бок со снайперами – это, безусловно, успех.

Набор героев и умений уступает MOBA по количеству, но не по качеству. Немного раздражает только «однокнопочность» ряда персонажей. Бастион в защите может пол матча просидеть на одной точке, расстреливая противников как в тире. Это, разумеется, при отсутствии грамотной стратегии с их стороны.

Стратегия и тактика – важнейшие составляющие Overwatch. Находясь на базе, игрок может свободно переключаться между героями, и помочь своей команде создать идеальную комбинацию. На каждую точку можно зайти с нескольких сторон, и против каждого «лома» есть тактический прием.

Но здесь мы приходим к классической проблеме всех командных игр: если вы попали в плохую команду, а ваши враги – «конста», да еще с голосовой связью, это почти стопроцентный провал. Еще хуже, когда Overwatch закидывает вас в чужой безнадежный матч, из которого кто-то ушел, потому что «подгорело» или мамка позвала есть борщ. В Overwatch нет реального штрафа за дезертирство. Это решает вопрос несправедливых наказаний, но добавляет то неприятное, о чем мы только что рассказали.

Баланс все время меняется, но свободный выбор героев в практически любой момент сглаживает все шероховатости в этой области. А безусловным плюсом стала идея о награждении игроков по итогам матчей не только за самое большое количество убийств, но и за лучший хил, блокированный урон и так далее. Ваша команда не превратится в сборище ассассинов, старающихся ухватить как можно больше килов. Это радует.

Матчмейкинг и разрыв в скилле

Не радует отсутствие рейтинговых матчей и неидеальный матчмейкинг. Совсем недавно мы высказывали опасение (причём только в качестве примера!) насчёт того, что “про-игроки будут троллить новичков какой-нибудь непростой в управлении Трейсер”. Так вот: именно это и происходит. Окаянная британка скачет во времени и пространстве как ошалелая, и поделать с ней что-либо весьма сложно.

Вдова - другая песня, но из той же оперы. Отдельные CoD-бои уже изучили в доскональности все карты и знают, где наискосок простреливается сразу три дверных проёма (хватит уже играть в проклятый de_dust, ок!?). Они сидят на отдалённых балконах и знать ничего не знают о точках и грузах. А задачи выполняют ракообразные из их команды - соперников всё равно уже нет, все полегли от метких хэдшотов.

Обратная сторона обилия персонажей - аутсайдеры. Жнецов, Вдов и Трейсер (как дать этот женский род во множественном числе?) на поле боя всегда полно, а вот грамотное использование дебаффера Дзинъятты мы видели буквально пару раз. Хотя и он порой рвет, посмотрите на скриншот, приведенный выше... 

 

Режимы игры и микротранзакции

Режимов игры по прежнему только два (хотя с гибридами – 4): захват точек и защита груза, и никакого ПВЕ. Наивно попытаемся раз и навсегда прояснить жанровые тонкости: Overwatch - не МОВА-шутер, а героический шутер. Проще говоря, здесь вам не Dota, а Team Fortress 2. Нет прокачки даже внутри матча, верного осла нельзя отправить в город за Магическими Ботинками +10 ко всему, а в джунглях не нанять крипов, дабы те хоть чуть-чуть отвлекли озверевшего противника.

Микротранзакции в Overwatch (напомним, что это b2p, то есть, вполне себе платная и далеко не дешевая игра) все-таки есть, но все перманентные анлоки - сугубо косметические: это скины, позы, граффити и реплики персонажей. С одной стороны - хорошо: некий баланс, подразумевавшийся Blizzard, высечен в граните. (Кибер)спортсмены будут рады. Но классическая “морковка на палке” (например, как в Battlefield, где качаешься часов 10 ради нового прицела) пропадает.

Итог

Что ж, в рамках одной рецензии всего не расскажешь, но давайте все-таки попробуем ответить на те вопросы, которые были поставлены в самом ее начале. Создала ли Blizzard игру, которая соответствует ее собственным стандартам? Безусловно, но хотелось бы рассматривать Overwatch именно как стартовую точку для новой вселенной. Если она будет расширяться, то есть, появятся новые режимы в самой OW, или ответвления в других жанрах, как это произошло с Warcraft, разросшейся до Dota, WoW, а также даже фильма про орков и людей, то все будет хорошо. Фундамент для строительства есть. Теперь гному Торбьорну нужно брать в руки инструмент и отчаянно колотить, прокачивая свою турельку.

Если же ставка делается исключительно на раскрутку по типу MOBA – без сюжета, DLC и ответвлений, тут пока есть вопросы. Хочется услышать мнение киберспортсменов. Мы даже не беремся судить об этом, так как играем на гораздо более низком уровне.

В конечном итоге, Overwatch – это удовольствие. Игра, которая не наказывает слишком строго, но засыпает приятными конфетками и блестяшками. Но если вы вложите в нее несколько десятков часов, увидите, что геймплей многогранен и глубок.

Шесть бойцов на одной стороне, 21 персонаж - это тысячи возможных тактик взаимодействия. Как говорится в “Покемоне” - изучи их все! А заодно коробочки с косметикой – всех их вместе соберем! Если у вас есть хотя бы средний уровень скилла в Team Fortress 2, SMITE и Dota - а главное, вам нравятся эти игры - Overwatch можно брать смело и не задумываясь. Возможно, те самые сотни и тысячи часов из TF2 повторятся вновь, как в старые-добрые времена. Только помните о том, что это вам не DOOM: бежать только вперёд, зажав курок авиапушки в надежде на киллы не получится.

Плюсы:

+Персонажи, дизайн и звук

+Оптимизация 

+История подходит для создания целой плеяды игр

+Море бесподобного веселья, ураганный темп 

+Overwatch может стать новой кибер-дисциплиной

Минусы:

-Ограниченное количество ПВП-режимов и полное отсутствие ПВЕ

-Шероховатости баланса

-Отсутствие штрафов за выход и слив матчей    

-Отсутствие рейтинговых матчей

-b2p модель, которая может ограничить аудиторию

 

Наш вердикт: 9/10

 

P.S.Персональное мнение вынесу за рамки этой статьи. Только что в очередной раз с трудом оторвал себя от Overwatch, и поставить ей меньше 10 вынудила лишь тяга к объективности. Для меня и нашего мастера монтажа и съемки Михаила Паршина, это 10/10, но мы любим MOBA-механики. А вот поклонник традиционных шутеров, Рустам Касумов, нашел в игре ряд неприятных для себя моментов. Отсюда и "девятка". Продолжим тестировать игру на ПК и PS4, следите за стримами!

Также по теме

Также по теме