1

От Deep Blue до Skynet: победа AI над разумом

От Deep Blue до Skynet: победа AI над разумом

Различные проявления искусственного интеллекта становятся всё изощрённее, и вот уже кинокартина “Терминатор”, которую можно было посмотреть ещё на VHS, не кажется такой фантастикой. Компьютер Deep Blue обыграл чемпиона по шахматам аж 20 лет назад, азиатская традиционная игра Го (не путать с Counter Strike) продержалась несколько дольше. Но год назад искусственный интеллект AlphaGo, рождённый в недрах лабораторий Google, смог раскусить и этот крепкий орешек.

Перед нами отличный пример того, как скакнул в развитии AI за два десятка лет. Ведь в шахматах игрок каждый ход рассматривает примерно 35 вариантов действий (отметая заведомо суицидные стратегии), а в Го количество вариантов возрастает до 300, если не больше. То есть налицо десятикратное увеличение сложности поставленной задачи, но искусственный интеллект и с этим справился.

Жертвой хладнокровного AlphaGo стал чемпион мира по игре в Го по имени Ли Се-Дол. Из Южной Кореи. Вам это название страны ни о чём не напоминает? Корейцы отлично играют не только в традиционное Го, но и в классический (то бишь в первый) Starcraft. Именно эта культовая RTS от Blizzard стала следующей целью неугомонных создателей искусственного разума. Об этом прямым текстом заявил Демис Хассабис, отец AlphaGo. А Джефф Дин, ведущий инженер проекта Google Brain, подтвердил его слова.

Starcraft стал следующим Эверестом для ИИ сразу по нескольким причинам. Во-первых, в нём нет клеток, что увеличивает количество возможностей в миллиарды раз. Во-вторых, действие идёт в реальном времени: человеческое сознание, конечно, крайне неповоротливо, но искусственному интеллекту всё равно приходится просчитывать (условно) не сотни, а всего десятки триллионов вариантов. В третьих, униты. В шахматах всего несколько типов фигур, в Го их вообще только два (чёрные и белые камушки), ну а в Starcraft опций куда больше.

С 2010-го года при поддержке Blizzard проводятся специальные ивенты, в ходе которых соревнуются ИИ, предоставленные различными научными лабораториями и сообществами. Сравнительно недавно первым Starcraft заинтересовались не только его же создатели, независимые энтузиасты и жители Южной Кореи, но и крупные компании - Facebook и Microsoft (помимо уже упомянутой Google).

Их цель очевидна, да и сами корпорации её не скрывают: применить навыки будущих успешных AI, способных одолеть корейских чемпионов, в реальной жизни. Так что не удивляйтесь, если лет через 15 на Ближнем Востоке роботы с логотипами Facebook при поддержке летающих дронов будут самостоятельно “модерировать” деятельность неких чрезмерно бородатых граждан. “Вы нарушили условия договора об этике поведения в соцсетях, действие вашего пользовательского соглашения приостанавливается, равно как и ваша жизнедеятельность” - и залп из всех орудий.
 
Возможно, мы несколько загнули, но вы понимаете, к чему мы клоним: достойное применение высококлассным ИИ в оборонной сфере точно найдётся. Да и в мирном русле есть множество эффективных способов использования. Например, при помощи искусственного интеллекта можно создать поистине бесперебойный цикл производства, при котором роботы сами решают проблемы, если вдруг конвейер встал, а не ждут главного инженера, мигая красными дисплеями с надписью ОШИБКА.

Но всё вышеперечисленное - перспективы будущего. Пока же AI наталкиваются на весьма серьёзные препятствия. На данный момент самой успешной методикой формирования искусственного разума является так называемое глубинное обучение: ИИ буквально скармливают чудовищные объёмы данных по той или иной сфере знаний человечества, и заставляют его искать паттерны - повторяющиеся логические закономерности и цепочки действий. Именно благодаря глубинному обучению компьютер смог одержать верх над человеком в шахматах и в Го. “Однако Starcraft - совсем другое дело” - высказывает свои опасения Джулиан Тоджелиус, директор инновационной лаборатории NYU Game.

Го от шахмат отделяет десятикратный скачок сложности (в плане количества просчитываемых вариантов), ну а Starcraft оторвался от Го вообще на сотни световых лет. Тут перед программистами стоит весьма сложная задача: научить компьютер не просто много, хорошо и быстро считать, а относиться к Starcraft, как к реальной жизни, упрощённой проекцией которой он, по сути, и является.

На примере карт - не топографических, а игральных - видно, насколько это непросто. Компьютер худо-бедно научили играть в простейший покер для двоих человек с ограничением ставок (Texas Hold’em) на профессиональном уровне, но большие группы и неограниченные денежные ставки - это пока выше сил искусственного интеллекта. Например, играть в бридж на равных с чемпионами AI пока не может. Любопытная деталь: одно из главных препятствий заключается в том, что добросовестного и честного обработчика квадриллионов нулей и единиц очень сложно обучить чисто человеческой концепции блефа.

Тут уже нужен не просто технический анализ, а самый настоящий живой разум. Ну а что будет, если снабдить машину полноценным сознанием и свободой воли, мы все и так прекрасно знаем. Если кто-то вдруг подзабыл, рекомендуем пересмотреть “Терминатора” и “Матрицу”, иль перечесть - нет, не “Женитьбу Фигаро”, а творчество фантаста Филипа К. Дика.

Также по теме