2

Когда игры станут реальностью?

Когда игры станут реальностью?
Возможно, многие из вас смотрели (или, по крайней мере, знают) такой культовый сериал, как Black Mirror. Вернее, это даже не сериал, а некий набор не слишком больших, но всё же полнометражных фильмов, выходящих с годовой периодичностью. Начиналось всё с группы британских режиссёров-энтузиастов, создававших свои картины чуть ли не на коленке. Но затем публике так понравилось антиутопическое “чёрное зеркало”, регулярно подносимое к лицу современного общества, что успешный проект был перекуплен американской компанией Netflix - настолько крупной и известной, что её название превратилось в глагол, по образцу Google (netflix and chill - смотреть сериалы, валяться на диванчике и кайфовать).

Бюджеты с момента покупки корпорацией из США многократно выросли. В результате новые кинокартины сохранили остроту сюжета, а картинка стала в десятки раз более качественной. Возьмём, например, эпизод “PlayTest” (сразу предупреждаем: жёстких спойлеров не будет, только завязка сюжета). Главный герой серии - некий весьма обеспеченный молодой человек, пресытившийся экстремальными развлечениям. Везде-то он побывал, все хардкорные виды спорта - от бэйс-джампинга и парашюта до рафтинга и горных лыж - он перепробовал.
В этом фиктивном будущем некий японский гений, явный псевдо-Кодзима (в самой киноленте есть пасхалки, прозрачно намекающие на изгнанника Konami) создал безумно популярную хоррор-игру под названием Harlech Shadow V. Проект настолько захватил умы геймерской публики, что одна мега-корпорация решила перенести его с плоских экранов на продвинутый уровень виртуальной реальности. И тут речь даже не об очках или шлемах: разработчики собирались вживлять геймерам чипы, генерирующие их страхи в реальном мире посредством AR, то есть дополненной реальности. Разумеется, главный герой “PlayTest” согласился стать одним из первых подопытных кроликов. Что за этим последовало, догадаться не так уж и сложно… достаточно сказать, что эксперимент вышел из-под контроля, а грань между виртуальной и объективной реальностью была размыта окончательно.

“Да это фантастика, и дело далёкого будущего!” - скажете вы. Что же, возможно, и будущего, но не такого уж и далёкого. Между прочим, HoloLens от Microsoft в одном из своих первых проектов предлагает провести полноценное криминальное расследование в масштабах крупного помещения: все необходимые улики, объекты и элементы окружения накладываются на реальность при помощи AR. То есть почти как в PlayTest, только имплантировать ничего не надо - достаточно надеть девайс на голову. При этом учтите: HoloLens пока что не законченный продукт, а, так сказать, бета-версия. Когда гаджет доберётся до рынка, его возможности будут ещё более впечатляющими.
Как говорится в рекламных роликах, “Но и это ещё не всё!” Возможно, самый интересный прорыв в деле стирания грани между реальным и виртуальным - это The Void. Что такое The Void? Это принципиально новые парки развлечений следующего поколения. В гигантских помещениях инженеры создают полноценное окружение из специальных материалов, и снабжают всё это устройствами для создания реальных явлений: дым, туман, дождь, снег и т.д. Игрокам выдаются рюкзаки с компактными VR-ready ПК, и экипировка соответственно выбранному сценарию. В фэнтези-сеттинге - мечи и секиры, в sci-fi - бластеры и штурмовые винтовки, ну а любителям хорроров придётся обходиться одним лишь тусклым фонарём.

Гигантские ангары поделены на сектора, снабжённые тысячами датчиков движения. Тут всё тоже зависит от сценария: в одном месте VR-шлем создаст жуткий склеп из кошмаров Лавкрафта, в другом - заснеженные горы а-ля Skyrim, в третьем - космическую базу прямиком из Alien, ну и так далее. Весьма радует внимание к деталям создателей The Void. Да что там говорить - просто посмотрите ролик! Для футуристических сценариев даже предусмотрено специальное кресло с поршневыми механизмами, отлично имитирующее передвижение любых летательных аппаратов.

И всё это уже не за горами: первый комплекс откроют летом 2017 года. Вряд ли проект бросят на полпути, ведь у The Void серьёзный партнёр - корпорация Sony, делающая ставку на виртуальную реальность. Пионером The Void станет Ghostbusters: Dimensions, который распахнёт свои двери для посетителей 1-го июля в Нью-Йорке. Все желающие смогут, наконец, почувствовать себя Биллом Мюрреем (ну или девушками из новой части - это кому как больше нравится) и вдоволь поохотиться на привидений.

В планах создателей The Void вслед за Нью-Йорком идёт штат Юта. Конечно, до США путь неблизкий, но в случае коммерческого успеха намечена и экспансия в Европе. К тому же вполне могут появиться конкуренты, а конкуренция в этой сфере - это всегда хорошо. Кстати, цена посещения The Void уже обрисована: это два - три десятка долларов. За такие демократичные деньги можно было бы и в России сходить, не правда ли?

Но вернёмся к заявленной теме. Предположим, завтра уже наступило, и все заядлые геймеры практически с головой окунулись в виртуальную реальность. Теперь ответьте себе на один простой вопрос: как мы все будем себя там вести? Вернёмся на секундочку к классическим играм, и возьмём, к примеру, GTA. В первой части люди были лишь пикселями - по 3-4 спрайта на каждого, и всё. К пятой Grand Theft Auto эволюция не оплошала: NPC прогуливаются с собачками, катаются на велосипедах, общаются с друзьями, заходят в магазины за покупками, делают фотоснимки…

Ну и как? Вы лично от всего этого реализма стали уважительнее относиться к пешеходам? (мы всё ещё про GTA) Может, стали соблюдать ПДД - ждать терпеливо на красный, пропускать помеху справа, соблюдать ограничения скорости? Да нет уж, вряд ли. Или, скажем, World of Warcraft. Что там делают заскучавшие хай-левелы? Правильно: втроём-вчетвером отправляются в лоу-левельную локацию вражеской фракции, и для смеха вырезают целый город: со всеми NPC, продавцами, квест-гиверами… и, конечно, реальными игроками. Эльфы (или орки, это без разницы) 80-го уровня могли бы пойти на полупустые role play сервера, и отыгрывать роли рыцарей на белых конях - так нет же: насилие, насилие и ещё раз насилие.

Ну или EVE Online: некоторые главы мега-альянсов занимаются мирным исследованием космоса и развитием экономики, но основная масса всё же предпочитает замутить эпическую битву, по количеству звездолётов капитального класса опережающую - да, вы правильно догадались - предыдущую эпическую битву.

Мы уже подробно разбирали самый очевидный пример в современном искусстве (речь о кино, а не об играх), но сейчас его обойти стороной совершенно невозможно: Westworld. Новый сериал-заменитель Game of Thrones как раз и учит нас тому, что полная свобода в искусственном окружении - она на то и полная свобода, чтобы в ней удовлетворять свои наиболее негативные склонности, которые в реальной жизни ни за что не прошли бы безнаказанными. Ну кто из нас, будучи, в общем-то, благородным Джоном Марстоном (хоть власти штата и признали его преступником) хотя бы раз не надевал чёрный платок, и не устраивал трэш в прериях? Просто чтоб посмотреть - а как будет по сравнению с GTA? Вот то-то же. А теперь представьте, что Westworld - это улучшенный в 10 000 000 000 раз Red Dead Redemption, и всё станет окончательно понятно.

Вот здесь как раз и кроется камень преткновения. Психологи и психиатры вам, разумеется, скажут, что игры - это зло: они, якобы, развивают склонность к насилию. Ну а мы, несмотря ни на что, продолжаем утверждать: виртуальные миры (будь то на экране, в шлеме, в очках или в любых других будущих гаджетах) - это место, позволяющее выпустить пар, что спасает от многих фатальных ошибок в реальной жизни.

Также по теме