0

CoD: вехи эволюции и стоит ли франшизе отдохнуть?

Возможно ли играть в Call of Duty бесконечно, и стоит ли Activision каждый год выпускать новую часть? Или всё-таки этот экспириенс может приесться, как слишком частый и обильный Assassin's Creed? Попытаемся разобраться в тонкостях самой продаваемой игры в мире, и ответить на эти вопросы.

CoD: вехи эволюции и стоит ли франшизе отдохнуть?
Call of Duty - поистине уникальный феномен в истории современного игростроя. Каждый год миллионы игроков ждут новую часть, и каждый год недовольных становится всё больше - достаточно вспомнить скандальную негативную реакцию на первый трейлер Infinite Warfare. Однако вот в чём парадокс: не смотря ни на что, CoD продолжает оставаться самой продаваемой игрой в мире. Публика возвращается с завидной регулярностью, и здесь стоит учитывать, что существует огромный пласт геймеров, покупающих всего по несколько игр в год, но потрошащих их до тех пор, пока не выпадет последняя ачивка.

Успех в среде таких перфекционистов - важный, но не единственный фактор поддержки CoD. Но даже и у преданных фанатов терпение не бесконечное. Старт и динамика продаж Infinite Warfare, конечно, лучше, чем у Battlefield 1, но при этом новейшая Call of Duty отстаёт от своей предыдущей части. То есть успех всё ещё сногсшибательный, но первые признаки стагнации уже налицо.

Некоторые наиболее ярые критики утверждают: всё дело в сеттинге. Не надо было CoD перемещаться в сомнительное далёкое будущее. Все эти ракетные ранцы, двойные прыжки и проскальзывания по стенам, якобы, превратили нормальное тактическое противоборство двух команд в хаотическое броуновское движение. Однако все эти вопли диванных воинов - не более, чем повторение пройденного, а не какая-то истинная причина происходящего.

Дело в том, что внушительное количество времени назад - в 2007-м году - франшиза Call of Duty пережила ровно такую же революцию. Действие переместилось из эпохи Второй мировой войны в современную. Лазерные прицелы, удары с воздуха и продвинутые виды вооружения дали тогда Call of Duty куда больше, чем слайд и джетпаки в последние 2 года. И всё равно: даже в те времена возникло немало пуристов и ретроградов, утверждавших, что надо было оставаться в 40-х годах прошлого века.

В общем, сеттинг тут ни при чём. Наоборот: Advanced Warfare вобрала в себя лучшие элементы Crysis, Halo и даже Titanfall, что позволило основательно освежить ключевую франшизу Activision. Infinite Warfare просто пошла по этому пути ещё дальше, развила концепцию экзоскелетов и добавила космические истребители.

Возможно, самое важное событие в истории Call of Duty произошло в 2007-м году. Радикально изменился сам характер мультиплеера: помимо битвы за победу с другими игроками появилась ещё одна ключевая цель - медленный, практически корейский гринд на пушки и аксессуары. И именно в 2007-м, в год кризиса, в Activision осознали: единственный путь - продолжать делать примерно то же самое, но лучше. Или хотя бы больше.

И подход, конечно, применили на практике. В Modern Warfare была всего дюжина стволов, скромное количество модов и пригоршня скинов. К тому же каждая пушка снабжалась всего лишь одним аксессуаром: например, на штурмовую винтовку невозможно было повесить одновременно и подствольный гранатомёт, и инфракрасный прицел. Ну а в Infinite Warfare на каждый ствол можно навешать аж по 6 аксессуаров - эволюция налицо.

Использование некоторых систем корейских ММО - тоже. Новый прицел? 400 фрагов. Новый скин? 50 хэдшотов. Ещё круче дела обстоят с эпическими пушками, дающими реальные преимущества в матче: на покупку даже одной из них среднестатистическому геймеру понадобится порядка 50-ти часов жесточайшего грайнда. В той же Destiny за это время можно просто утонуть в оружии.

И обратите внимание на термин “среднестатистический” - он здесь совсем не случайно. Проще говоря, это кому как повезёт. Известны случаи, когда люди за 40 часов набирали только 600 единиц внутриигровой валюты, а совокупная стоимость арсенала экспериментальной лаборатории составляет 139 тысяч. В общем, всё устроено так, чтобы буквально привязать игрока к экрану телевизора. Или монитора.

Одной из потенциальных проблем может быть дизайн карт и общая механика мультиплеера. Арены устроены так, что их весьма легко и быстро можно пробежать по периметру - особенно, если игрок освоился с джетпаком и слайдом. В результате при несбалансированном матчмэйкинге команды про бегают по кругу и убивают нубов. Подсчитано, что продолжительность одной жизни новичка в Infinite Warfare составляет 15-20 секунд!

Сам по себе аргумент не особо весомый, так как многие могут сказать, что надо самому набраться опыта (git gud, так сказать), и всё будет в шоколаде. Но здесь есть другая проблема: даже при идеальном подборе соперников преимущество будет за теми, кто провёл в игре наибольшее количество времени. И смог приобрести себе те самые легендарные пушки, дающие перевес.

Но и это, в конце концов, не может быть реальным фактором замедления продаж новой CoD. Например, у корейских MMO c весьма похожими недостатками есть миллионы фанатов, и они не жалуются. Для того, чтобы лучше обосновать свою точку зрения и вывод (который всё же последует, не беспокойтесь), мы по быстрому взглянем на вторую самую известную ежегодную франшизу в истории игростроя - Assassin’s Creed.

Специфика приключений ассасинов в сравнении с Call of Duty заключается в том, что АС заточен исключительно под сингл плеер. Игрок проходит одну часть в среднем часов за 60, и точно знает, что в следующем году стоит ждать новую порцию, и это опять будет исторический экшн с беготнёй по крышам и прыжками с высоких колоколен. Только Assassin’s Creed IV: Black Flag сумел разорвать относительную монотонность повествования, как паруса испанских галеонов. Но затем всё вновь вернулось в привычное русло.

В общем, практически никакой интриги: Италия с Испанией уже были, Франция с Великобританией отработаны… Что ещё осталось? Ну разве только Германия. Видимо, для борьбы с такой тотальной предсказуемостью в Ubisoft и решили дать отдохнуть курице, несущей золотые яйца. Возможно, создатели Assassin’s Creed, набравшись сил, совершат некий истинный прорыв, но на ежегодном графике релизов они просто перегорят, и всё.

Activision и Call of Duty - совсем другое дело. Как и в случае с Battlefield, многие игроки даже не заходят в одиночную кампанию, дабы не терять драгоценное время, которое можно было бы потратить на прокачку в мультиплеере. Соответственно, и акцент на игре по интернету практически полностью оправдывает текущую периодичность продаж СoD, ведь в мультиплеере крайне важен именно беспрерывный опыт.

Не самый блестящий старт Infinite Warfare обусловлен не тем, что фанаты окончательно устали от Call of Duty. Совсем наоборот: они сейчас выбивают последние пушки и ачивки из CoD: Black Ops III, последнее DLC к которой вышло чуть ли не месяц до Infinite Warfare. Зато когда предыдущая часть будет выжата, как лимон, у армии поклонников Call of Duty не возникнет никаких вопросов, чего теперь купить, чтобы ни на секунду не отрываться от привычного и милого сердца грайнда. Так что, на наш взгляд, Activision пока рано пересматривать график релизов самой продаваемой в мире игры.

Также по теме