0

Почему Overwatch - киберспортивная игра года?

Тёплая ламповость, помноженная на баснословный капитал Activision Blizzard

Почему Overwatch - киберспортивная игра года?
Overwatch сейчас буквально везде. Сообщество командного шутера от Blizzard растёт, персонажей из Overwatch отыгрывают и роскошные девицы из России, и скромные труженики госпиталей Таиланда, Brazzers делает порно-пародию на нелёгкие отношения Вдовы и Жнеца, организуются первые профессиональные турниры - в общем, хайп вокруг игры не утихает.

Поэтому неудивительно, что Overwatch победил в номинации “Лучший киберспорт года” на The Game Awards 2016. Почему так произошло, ведь у новичка (пускай и от легендарной студии) были весьма знаменитые конкуренты? Давайте попробуем разобраться - чего же такое есть в Overwatch, чего нет в других играх, заточенных исключительно под соревновательный мультиплеер.

Во-первых, командный (с акцентом на “командный”) шутер от Blizzard объединяет. Долгое время профессионалы Quake, Team Fortress, Tribes и Wolfenstein: Enemy Territory практиковались в своих дисциплинах исключительно в качестве хобби. Никакого понятия киберспорта практически не существовало. Ни турниров, ни профессиональных команд, ни спонсорства - ничего этого не было. Всё работало на чистом энтузиазме - и зачастую затухало, когда этот энтузиазм иссякал, как керосин в лампе.

Теперь ветераны Quake и TF нашли новую путеводную звезду в виде Overwatch, и на этой сцене скиллы мастеров будут оценены по достоинству.

Второй фактор - специфика конкурентов. В первую очередь это, конечно, CS:GO. Каждая чисто мультиплеерная игра существует ровно столько же, сколько её сообщество, и Counter Strike - не исключение. И поклонникам CS:GO приходится вести сложную самостоятельную жизнь почти без поддержки со стороны Valve. Апдейты для “Контры” могут не выходить месяц, а то и больше. Ну а когда долгожданный патч, наконец, скачивается, это оказывается очередной ящик с оружейными скинами. Не поймите неправильно: сама игра весьма сильная, поддержка со стороны крупных киберспортивных организаций (в том числе и российских) идеальная… но складывается впечатление, что Valve просто не слушает игроков, отдав всё на откуп третьим лицам.

League of Legends - крупнейший киберспорт в мире, но Riot зачем-то обратились за консультациями по развитию в Valve. Из всех компаний выбрали именно эту. Ну а что могут посоветовать создатели CS:GO кроме как отчаянно монетизировать внутриигровую косметику?

Как ни странно, одним из самых серьёзных соперников Overwatch на The Game Awards 2016 была Rocket League. За инновации в области e-sports игра вполне могла получить главный приз. Но здесь другая проблема: Rocket League разработана небольшой инди-командой, которая и в дичайших снах не могла увидеть безумный успех своего детища. За игрой нет крупного издателя, который мог бы превратить её в киберспорт ААА-класса. Одних лишь поступлений от продаж на консолях и ПК недостаточно.

И здесь мы подходим к третьему - самому серьёзному - фактору: к спонсорству. Конечно, Overwatch - это мультипликация и сплошной юмор, но за игрой стоит Activision Blizzard, а это самые что ни на есть серьёзные деньги. После Quake и Team Fortress в подвалах, был в киберспорте ещё один период: подтянулись первые спонсоры. Но это были специализированные компании (Razer, Intel и т.д.), и масштабы были поскромнее. Теперь - и это более-менее совпало с разработкой и релизом Overwatch - в e-sports приходят компании FMCG (Red Bull, Coca-Cola) производящие товары для всех групп населения. Соответственно, суммы контрактов выросли в разы. Blizzard сейчас как раз работает с Coca-Cola: обсуждаются новые модели сотрудничества.
Итак, Overwatch - это командный шутер, создатели которого постоянно слушают коммьюнити, регулярно выпускают патчи, бесплатные карты и персонажей, и не делают дикого хайпа из ящиков со скинами. Кроме того, благодаря мультипликации и отсутствию крови, игра не отпугивает действительно крупных спонсоров. В общем, вокруг Overwatch создаётся тёплая ламповая атмосфера, но при этом всё это поддерживается баснословными капиталами Blizzard. Если это не залог успеха, то мы уже и не знаем, что подходит под это определение.

Также по теме