0

VR захватит все 5 чувств человека

Зрение, слух, осязание, обоняние и даже вкус - из виртуальной реальности можно будет вообще не вылезать

VR захватит все 5 чувств человека
Виртуальная реальность пока делает первые шаги. Технологии развиваются, но предела совершенству нет. VR - это уже не полигональный монстр из американских аркадных залов 90-х годов, пугающий полным отсутствием текстур. Однако разработчики и сегодня зачастую прибегают к мультипликационной графике, а играющий привязан к своей консоли/ПК двумя - а то и тремя - проводами. Да, всё это так, но задумайтесь - ведь и мобильные телефоны (даже ещё не смартфоны) не столь давно были здоровенными кирпичами с выдвижными антеннами, и умели они только звонить, и ничего более. Дайте виртуальной реальности лет 5, и она захватит все ваши 5 чувств.

Зрение

Здесь, в принципе, всё понятно: нужно наращивать математические мощности, снижать задержку передачи сигналов и избавляться от проводов. И работа над этим уже идёт. По данным анонимных источников, HTC Vive 2.0 (проект даже получил кодовое название “Оазис”) не будет физически подсоединяться к ПК: оглядывайтесь в виртуальных мирах сколько угодно, хоть вращайтесь вокруг своей оси - риска запутаться в кабелях не будет. Чтобы не раскалывать пользовательскую базу, HTC планирует и для первого Vive выпустить специальный аксессуар, позволяющий подключить шлем без проводов.

Сейчас основная загвоздка, из-за которой игрока приходится приковывать к ПК/консоли, заключается в огромных (с точки зрения VR) задержках при передаче данных по Wi-Fi или Bluetooth. Торможение в VR - это вам не то же самое, что на ТВ/мониторе: может и до тошноты довести. Поэтому быть его физически не должно. Специалисты института MIT придумали, как решить проблему: высокочастотные миллиметровые радиоволны вместо Wi-Fi и Bluetooth. Задержка при таком способе стриминга данных на шлем практически полностью отсутствует. Конечно, нужна прямая видимость источника сигнала, но в MIT также работают над ретрансляторами-”зеркалами”.

Слух

С этим проще всего, и ждать будущего - ближайшего или отдалённого - не надо. Конечно, встроенные наушники Oculus слабоваты, но ни PS VR, ни HTC Vive не мешают вам купить дорогие наушники 7.1, и наслаждаться реалистичным позиционным звуком. Скорее всего, тройка производителей VR-шлемов заключит договора с такими марками, как Sennheiser, и будет официально рекомендовать их продукцию.

Осязание

Это самое большое испытание для всех пионеров VR-индустрии. Зрение и, в целом, мозг человека обмануть весьма легко, но как заставить его почувствовать себя в самом сердце виртуального мира, ощутить его реальность? Есть такие решения, как парк развлечений The Void, в котором при помощи VR-технологий на физическое окружение накладываются совершенно другие текстуры (космический корабль или древний замок вместо обычного ангара). Но первый Void в США достроят только к лету, и воспринимать это надо, скорее, как массовый аттракцион минут на 30, а не как полноценное перемещение в иную реальность.

Для индивидуального пользователя ключом к виртуальным мирам может стать VR-костюм. Сейчас разрабатывается сразу 2 варианта - Synthesia Suit в Японии и Tesla Suit в США. Первый будет основан на десятках разнообразных вибромоторов, ну а второй (как несложно догадаться по фамилии восточно-европейского изобретателя) - на мини-электрошоках различной интенсивности. Причём и Tesla, и Synthesia - это не какие-то там заоблачные концепции, существующие только на бумаге, а вполне реальные рабочие прототипы. Оба костюма позволяют почувствовать соприкосновения и столкновения с различными объектами, а также (что немаловажно для геймеров) попадания пуль и взрывы. Tesla при помощи специальных импульсов может ещё и имитировать погоду, так что вы и с закрытыми глазами будете знать, где идут бои - в жарких джунглях или же в ледяной тундре.

В Tesla сигнал подаётся на 52 мини-шокера, Synthesia не уступает по количеству вибромоторов, так что ощущения будут весьма богатыми - и практически во всех частях тела. Конечно, при таком скачке качества VR-опыта разработчики не хотят останавливаться на сегодняшних неуклюжих “руках”. Подумайте: ведь PS Move - это аксессуар из 2010-го года, практически из эпохи динозавров! Да и контроллеры HTC и Oculus недалеко ушли. Они просто отслеживают движения руки, да делают пару примитивных действий по нажатию кнопки - схватить, нажать на курок.

Компании Dexta Robotics никогда не нравился этот примитив, и недавно (после напряжённой работы) она представила рабочий прототип своих VR-перчаток - Dexmo. Тут уже с высокой точностью отслеживается не только положение в пространстве, но и каждое движение каждого пальца. Причём комбинация из вибромоторов и источников электрических импульсов даёт реальную возможность почувствовать виртуальный объект в руке - форму, текстуру, вес… На наш взгляд, вместе с костюмом это будет просто убойная комбинация.

Обоняние

Шутки - шутками, приколы - приколами, но Nosulus Rift, изобретённый в недрах Ubisoft специально для новой части South Park - это настоящий технологический прорыв. Конечно, сам Nosulus имитирует только различные вариации на тему меркаптана - проще говоря, даёт вам почувствовать, каково оно, когда кто-то пустил особо мерзостного шептуна прямо в лицо. Но в этот гаджет при небольшой доработке можно вставить несколько контейнеров с синтетическими веществами, и при их комбинировании создавать нормальные и экзотические запахи. Представьте себе джунгли далёкой планеты, где пахнет озоном и неведомыми фруктами - это уже не пошлые шутки ниже пояса, как в South Park, а новая степень погружения в виртуальные миры.

Вкус

И до вкуса неугомонные VR-изобретатели добрались. Прорыв совершён в Национальном Университете Сингапура. Учёным города-государства удалось имитировать процесс поглощения пищи без использования таковой. Электрические импульсы, подаваемые на язык (через щёку: засовывать электроды прямо в рот не требуется - это было бы уже слишком) позволяют имитировать вкус, причём не только солёный/горький/сладкий, но и всяческие тонкости, вроде привкуса мяты или перцы.

Ну а при помощи электростимулирования мышц челюсти возникает ощущение жевания, а вместе с ним - и понимание текстуры того или иного вида пищи. То есть когда после битвы в подземелье The Elder Scrolls 10 вы съедите сначала кочан капусты, а затем бараний окорок, вы и без всяких описаний в инвентаре поймёте, почему первый пополняет всего лишь 100 НР, а второй - аж все 900.

Шестое чувство

Помимо пяти традиционных чувств, у человека есть ещё и шестое - таинственная интуиция. И вот именно она подсказывает нам, что в не столь отдалённом будущем человеку немного надо будет для счастья: подача питьевой водопроводной воды, мелкооптовая партия “Доширака”... и 350-400 тысяч рублей на полное виртуальное обмундирование. Ну а если серьёзно - по мере того, как беспроводные шлемы и прочие необходимые аксессуары будут становиться более доступными, гейминг станет постепенно лишаться своей главной стигмы. Постоянное сидение на кресле/лежание на диване может привести к проблемам с лишним весом, суставами и сердцем. Но игрок в VR костюме будет в постоянном движении, причём не принудительно, как это бывает со скучными физическими упражнениями, а абсолютно добровольно.

Также по теме