0

Почему девушек-программисток так мало?

Виды "программистка" и "разработчица игр" рискуют попасть в Красную книгу!

Почему девушек-программисток так мало?
В мире программирования - а следовательно, и разработки видеоигр - доминируют мужчины. Не надо сразу обвинять нас в сексизме, шовинизме и во всех смертных грехах: это не голословное утверждение, призванное посеять семена раскола в обществе, а научный факт. Преобразившийся Картман, вопреки всему, утверждает, что “девочки смешные И умные”, и мы не собираемся спорить с этим культовым персонажем South Park. Мы просто попытаемся разобраться в том, когда и как смешных И умных представительниц прекрасного пола вытеснили из чисто мужского мира разработки приложений (тогда они ещё назывались программами) для ПК.

Взгляните на этот график. Персональные компьютеры появились в 70-х годах прошлого века, и были они чем-то принципиально новым, даже магическим. ПК помогали нести просвещение в общество, структурировали пласты человеческих знаний, даже спасали жизни. Неудивительно, что в США несколько лет подряд молодых выпускниц по специальности “программирование” было ощутимо больше, чем обладательниц свежих, пахнущих типографской краской дипломов врача или адвоката.

Но в 1984 - 85-м году всё стало меняться радикальным образом. Процент девушек, окончивших полный курс программирования в том или ином университете, сначала достиг плато, а затем стал неумолимо снижаться. В наши дни ремесло разработчика приложений среди представительниц прекрасного пола раза в 3 менее популярно, чем престижная работа правозащитника или же медика (не надо сарказма: речь всё ещё идёт о США).

Так что же именно произошло? Однозначный ответ на этот вопрос дать крайне сложно, однако некие закономерности всё же прослеживаются. Именно в упомянутый период (84 - 85 гг. 20-го века) компьютер перестал быть только лишь таинственным помощником человечества, обитающим в стерильных лабораториях, обслуживаемым лишь священнослужителями в белых одеждах, и стал обыденным объектом во многих домах. Если можно так выразиться, американские обыватели “опошлили” ПК, превратив его в очередной фетиш культуры потребления.
Теперь взгляните на эту классическую рекламу Apple - в ней-то как раз и заложены стереотипы 80-х. Вот он - мальчик-мечтатель, который благодаря ПК, возможно, станет астронавтом. А девочка нужна только для того, чтобы нажать ей Esc на уроке информатики, чем поставить её в логический тупик. Миллионы родителей по всем Штатам видели этот ролик (а также десятки ему подобных), и понимали: так, компьютер покупаем сыну.

Практически сразу же на помощь IBM и Apple подоспел Голливуд. В таких картинах, как Weird Science, War Games и Revenge of the Nerds продвигалась одна и та же мысль: за счёт новых технологий стеснительный мальчик/юноша может самоутвердиться, а благодаря этому и завоевать благосклонность прекрасной половины человечества. Тут уже в головах родителей окончательно закрепилась мысль: компьютеры - только для мальчиков. В конце концов, одними из первых игр (помимо легендарного Pong) были примитивнейшие космические стрелялки. Ну а стрельба - это не куклы: понятно, на кого всё это было нацелено.

Таким образом, гик-культура на западе была сформирована ещё до наступления 90-х, и стало понятно: гик - это юноша, а не девушка. А как раз в 90-х в университете Carnegie Mellon было проведено масштабное исследование среди тысячи с лишним студентов, и гипотеза подтвердилась. Выяснилось, что родители в подавляющем большинстве случаев действительно покупали ПК мальчикам. Причём многие девушки-респонденты особо подчеркнули: даже если они сами в детстве просили компьютер на ключевые праздники (день рождения или Рождество), то всё равно получали от ворот поворот.

В ходе относительно недавних изысканий в Университете Джона Хопкинса выявилась ещё одна любопытная вещь касаемо радикальной разницы трендов 70-х и 80-х годов прошлого века. В 70-х у юношей и девушек с одинаково высокими познаниями в области математики были равные шансы получить диплом программиста в этом учреждении. А дело было в том, что компьютеры на тот момент представляли собой неких лабораторных бестий, которых до поступления и не видел никто.

Но уже в 80-х профессора считали само собой разумеющимся, что первокурсники приходят с базовыми навыками программирования и обращения с ПК, так как тот уже завоевал право быть неотъемлемой частью домашней обстановки, как телевизор. Разумеется, преподавательский состав до крайности раздражался, когда многие девушки не могли даже толком включить компьютер или вставить флоппи-диск. Нередко всё это заканчивалось тем, что расстроенные барышни, знающие математику ничуть не хуже юношей, переходили на какой-нибудь другой факультет - подальше от шайтан-машин и программирования.

Второй этап отчуждения прекрасной половины человечества начался в 2000-х, но с психологической точки зрения он был связан ровно с тем же, с чем и в 80-х: компьютер стал ещё более популярен, ведь появился Интернет! Конечно, некий всплеск женского интереса к информатике всемирная паутина всё же вызвала, но он не сравним с настоящей волной среди мужчин. Взгляните на вышеприведённый график: молодые люди не просто валом повалили на программирование, но и успешно получали дипломы. Конечно, интерес потом охладел, но совершенно очевидный разрыв мужчина-женщина прослеживается и по сей день.

Чем это обуславливалось на тот момент? А вы вспомните, что такое интернет начала 2000-х: dial-up, медленные скорости, неудобные интерфейсы, сообщества ролевиков, самиздат фантастических рассказов, первые фанатские сайты об играх - и конечно же картинные галереи порнографического характера. В общем, Facebook, Instagram, стриминга сериалов и музыки - то есть всего того, что могло бы заманить девушку в интернет - ещё и в помине не было. Соответственно, представительницы прекрасного пола в массе своей не понимали всемирную паутину, и не особо стремились участвовать в её развитии.

Автор берёт на себя смелость сделать выводы из всего вышесказанного. Призывать к тому, чтобы девушки стройными рядами шли в программирование и разработку игр только ради политкорректного равноправия - глупо и недальновидно. В конце концов, ключевой фактор - талант, а вовсе не пол разработчика/-цы. Если брать девушек только за то, что они девушки, не учитывая их профессиональные качества, на выходе может получиться такой продукт, в который будут играть разве что только самые оголтелые феминистки, вроде Аниты Саркесиан.

И хватит уже говорить о притеснении и ущемлении прав прекрасной половины человечества. В конце концов, у обладающих хорошей внешностью девушек есть десятки способов устроиться на отличную работу или как-то иначе устроить свою жизнь, а мужчины подобных способов лишены. Конечно, для рекламы трусов Calvin Klein или часов Ulysse Nardin тоже нужно некоторое количество моделей, но их неизмеримо меньше, чем роскошных девиц, уверенно шагающих по подиумам во всех уголках земного шара. Почему же тогда никто не бьёт тревогу по этому поводу?...

Также по теме