2

"Изгой-один": рецензия

самые взрослые "Звездные войны"

"Изгой-один": рецензия
Идет космическая битва. Иксвинги сопротивления разбиваются о щиты планеты Скариф, с потерявшим управление крейсером вот-вот случится страховое событие, которое вряд ли покрывает имперское ОСАГО. Где-то там, внизу смелая девушка с упорством Лары Крофт ловит сигнал на вершине огромной башни. Бородатые повстанцы в обмундировании американских солдат осаждают Дубай, пока их приятель тянет телефонный кабель. Звуков "пиу-пиу" почти не слышно, а что такое световой меч, похоже, никто уже и не помнит. Спокойная и торжественная оркестровая музыка склеивает разноцветные черепки этой истории в бесконечном вакууме, и порой кажется, что сейчас ухнет Циммеровский орган из "Интерстеллара". "Изгой-один" - не подделка, не попытка уйти от канона "Звездных войн". Это уход от космической оперы.

Как ни пытался Дж. Дж. Абрамс снять "другие Звездные войны", а не получилось. Феминистские темы и губошлеп-крестоносец в "Пробуждении силы" - лишь веяния времени, все остальное - от театральности, до маленького смешного робота, - ровно так же снял бы и Лукас. Я не говорю, что это плохо, но никакой революции не произошло.

А вот Гарет Эдвардс, режиссер последней "Годзиллы", не побоялся создать во вселенной "Звездных войн" что-то совершенно новое, оставив за кадром всего две вещи - силу и джедаев. Не пугайтесь, канон никто не менял: магистр Йода общается с чайками в системе Дагоба, Люку Скайуокеру скоро расшарят судьбоносное видео от сестры посредством ведроида. Но все это происходит за кадром где-то в далекой галактике.

Сила присутствует в "Изгое" скорее как надежда, добро. Так до конца и не понимаешь, работает она или нет. И никаких мидихлорианов... Для некоторых зрителей это безусловный минус. Как утешительный приз - потрясающе красивая, хоть и короткая сцена с Дартом Вейдером.

Но если посмотреть на космический конфликт глазами обычного солдата сопротивления, то становится понятно, что Люка Скайуокера и Оби Вана видели единицы, даже в "Звезду смерти" мало кто верит. Именно по этой причине "Изгой-один" отлично вписывается во вселенную "Звездных войн". Просто действующие лица - не избранные, а обычные люди со своими более приземленными идеями и амбициями. И вот про них то нам до сих пор никто не рассказывал.

Главная героиня, Джин Эрсо, один из самых удачных женских персонажей за всю историю франшизы. Она почти не страдает приступами морализаторства, не играет в принцессу, не проталкивает идеи феминизма. Она действительно напомнила о новой Ларе Крофт, даже внешне сильно похожа на расхитительницу гробниц. И очень важный момент: Эрсо может постоять за себя, но не обладает уникальными способностями и не раскидывает в одиночку толпы противников. То же можно сказать и о компаньонах: капитан Альянса Диего Луна, боязливый пилот-перебежчик, совсем не игрушечный робот K-2S0 и замечательный дуэт из слепого монаха и здоровяка с пулеметом - отличная замена традиционному набору персонажей. Эдакие "Стражи галактики", только менее мультяшные.

Для меня единственным сюрпризом стал Мадс Миккельсен в роли Галена Эрсо. Это как Хьюго Уивинг в роли Элронда, ну честное слово! Но кто не смотрел "Ганнибала", не поймет, в чем проблема. Игрет Миккельсен отлично.

К слову, об актерской игре, точнее, о постановке. Она стала гораздо менее театральной, эмоции в "Изгое" более естественны, диалоги обрывочны, герои больше думают о том, как выбраться из ситуаций, в которые они попадают, а не о том, в чем их призвание. И это не мешает им делать великие дела. Лукас когда-то хотел сделать Люка именно таким персонажем, простым пареньком с Татуина, не имеющим представления о "Звездах смерти" и телекинезе. Но создатель "Звездных войн" писал именно космическую оперу, наполненную четкими посланиями и представлениями о добре и зле. Ну а мы, в это время и в этой галактике, слишком сильно разочаровались во всем, и уже не верим в деление мира на черное и белое. Поэтому нам и нужен "Изгой-один". Он показывает, что даже без четких ориентиров и указаний простой человек может в нужный момент принять правильное решение и изменить мир. Эта сила действительно течет в каждом из нас.

Что еще можно сказать о новой картине во вселенной "Звездных войн"? Идеальна ли она? Конечно нет. Повествование порой сбивается с ритма так же, как это было в "Годзилле". Герои все-таки исторгают из себя пафосные монологи, и выглядит это менее логично, чем в классических "театральных Звездных войнах". Бородачи в современной американской военной форме, атакующие нечто похожее на Дубай, выглядят нелепо.

Но главный вопрос в том, что дает "Изгой" франшизе, и захочется ли идти в кино смотреть следующий фильм. Далее небольшие спойлеры, так что сначала коротко: да и снова да. Фильм наконец объясняет, почему у "Звезды смерти" есть уязвимое место. Возможно, где-то уже поднималась эта тема, но в таком случае каюсь, я не в курсе. Также показаны интриги внутри правящей верхушки Империи и экстремизм среди повстанцев. И, конечно, раскрыта тема маленького простого человека в большом конфликте. Про концовку рассказывать не буду, отмечу лишь, что и такое в истории франшизы происходит впервые.

Вердикт: Когда я шел в кино на "Изгой-один. Звездные войны: истории", думал, что увижу некий вторпродукт. Один эпизод сериала, а не полноценный фильм. Но как с технической точки зрения, так и с идейной, "Изгой" превзошел ожидания и доказал, что великая сага жива, а истории из далекой-далекой галактики актуальны здесь и сейчас. За это, несмотря на небольшие недочеты, фильм получает 9/10.


Также по теме