1

Слоупок-рецензия: Final Fantasy 15

На что потратить драгоценные праздники...

Слоупок-рецензия: Final Fantasy 15
Наступил год Огненного Петуха. Вы уже подарили подарки родным и близким, доели скоропортящиеся продукты и допили напитки с условно неограниченным сроком годности. И конечно запланирована куча всевозможных активностей, но мы то знаем, что в итоге все закончится диваном и видеоиграми. И это прекрасно! Длинные зимние вечера Gmbox рекомендует провести в компании четырех мужиков в кожаных куртках, которые так любят скакать на петушках: вас ждет сбивающий с толку, но прекрасный мир Final Fantasy 15.

Сразу отмечу, что эта рецензия не для фанатов серии. Не для тех, кто смотрел «Kingsglaive» и аниме-приквел, играл в другие игры Fabula Nova Crystallis. Уверен, что они уже давно приобрели свою копию FFXV, и им мои советы как Чокобо - футболка. Можем где-нибудь в другом месте похвалиться друг перед другом, кто больше ностальгических саундтреков узнал с первой ноты. А вот тех, кто еще сомневается в том, тратить кучу денег на эту игру или нет, постараюсь снабдить необходимой информацией.

Эта игра огромна. Она с удовольствием скушает часов 40 и больше, успеет несколько раз разочаровать и вдохновить, «проверит на петуха», сделает, не один, не два, а с десяток неожиданных сюжетных поворотов и наградит финалом, полностью оправдывающим название серии.

Трудно назвать Final Fantasy японским «Ведьмаком» или «Skyrim». Очевидно, что Square Enix тщательно изучали лучшие образцы игр с открытым миром, но сделали что-то совершенно свое. Более того, может показаться, что оригинальность была самоцелью проекта.

Это чувство появляется буквально с первой минуты, когда в американский «мидуэст» с нефтекачалками, фэнтезийными монстрами и ездовыми птицами въезжает кабриолет класса «люкс» с героями из второго состава японского бойзбенда и с мечами наперевес. И один из них принц. Ок.

И как только пытаешься отогнать от себя мысль о винегрете, начинается еще одна история. Четверо мужиков, все в кожаных куртках, с набриолиненными волосами живут в одной палатке и женщин не видят в упор, даже о свадьбе главного героя и принцессы вспоминая исключительно как о долге и необходимом обряде.

И вот на этом моменте всех суровых орков, благородных эльфов и небритых драконорожденных призываю сделать глубокий вдох и дать игре раскрыть себя. Мы уже привыкли к бесконечным хай-фэнтези мирам в стиле TES, Dragon Age и WoW и совсем забыли, что они являются салатом оливье из фольклора, мифологии и чьих-то личных лингвистических изысканий. Final Fantasy 15 – это просто другая форма, а главное то – содержание.

Довольно быстро становится ясно, что Средний запад в игре сделан с умом и любовью, и огромная карта вмещает в себя целый ряд отсылок к самым разным географическим локациям реального мира, а не только к США.

ЛГБТ-пропаганды здесь нет, это вам не BioWare. В FF15 только суровая и тесная мужская дружба, а самый тщедушный представитель четверки, Промпто, вызывавший больше всего вопросов, оказывается настоящим бабником, разрывающимся между великолепной «королевой бензоколонки» Синди и еще одной особой, которую называть не буду, ибо спойлеры. И все-таки короля он разок хлопнул по заднице в знак признательности. О времена, о нравы!

Пришло время поговорить о настоящей петушиной теме. То есть, о Чокобо. Они просто великолепны, Сефирот меня задери! Вообще в Final Fantasy 15 не один, а два вида транспорта – помимо Чокобо есть конечно и пафосная тачка «Регалия» (ну и еще катер до Альтиссии, гондолы, поезд – но это не управляется). Птиц рекомендуют использовать на пересеченной местности, недоступной для машин. Но скажу честно: я скакал на петушках везде и всюду. Днем и ночью, и даже на мокрых петушках под проливным дождем. И это великолепно. Чокобо с ветерком выносят из неприятных ситуаций, едят мало, кукарекают много… В общем, лучший маунт года, море позитива, 10 из 10.

Причина - стремление разработчиков сделать странный мир абсолютно живым и правдоподобным. Внимание к деталям особенно важно, когда у аудитории нет явных отсылок к другим похожим продуктам, и она не может «додумать» за авторов.

И в нефтяные вышки, и в магические кристаллы, и в героев, и даже в NPC на локациях начинаешь верить и удивляться этому. Каким-то непостижимым образом все кусочки цветастого паззла превращаются в великолепную картину. Ловишь себя на том, что Final Fantasy 15 – единственная игра, в которой не хотелось прокручивать квестовые диалоги.

Из NPC конечно, запомнилась Синди: она буквально выпрыгнула из винтажного черно-белого американского сериала Beverly Hillbillies про простых работяг, которые случайно нашли нефть и выбились в люди. Ну а для поклонников MLP она, конечно, реинкарнация Эпплджек. Эта жизнерадостная девушка умеет за себя постоять, без труда ремонтирует любые автомобили и полирует их во всех необходимых ракурсах.

Четверка главных героев может показаться набором стереотипов. В серьезном и сомневающемся Ноктисе кто-то увидит Клауда Страйфа, остальные и вовсе напоминают типичных аниме-персонажей: умник, здоровяк и непоседа-комик. Но по ходу сюжета каждый из героев изменится, оставив позади первоначальный образ. Ну кто бы мог подумать, что из Ноктиса получится отличный Джон Уик?

И раз уж мы заговорили о сюжете, здесь надо расставить точки над «i».
Часто говорят о скучном сценарии, из-за которого открытый мир становится пустым. Якобы мы всю игру едем к какой-то принцессе, и эта квестовая ветка быстро надоедает.
Эта идея возникла у тех авторов рецензий, которые успели поиграть часов 5-10 и поспешили объявить, что все поняли.

Final Fantasy 15 – это не игра про поиск принцессы, которая все время оказывается в другом замке. Никакой беготни, никаких похищений и прочих избитых тем.
По крутости главной квестовой ветки FF15 как раз ближе к «Ведьмаку», основанному на реальных книгах и построенному вокруг хорошо прописанной сюжетной линии. Сайдквесты тоже неплохи, но никакого «Темного братства» из TES с целыми гроздями дополнительных квестов здесь не найти. С данжами так же: те, что относятся к основной ветке – прекрасны, основные – ок. Империя Нифельхейм напала на Люцис - это конфликт государств и силами, которые стоят за этими государствами. Игра про это, а не про принцессу, которая, к слову, оракул.

Поддерживать сюжет помогают эпичнейшие битвы. Скайримовский Алдуин покажется тараканом в сравнении с Левиафаном, на помощь Ноктису придут настоящие божества, города уйдут под воду… в общем, Square Enix не изменили себе и за десять лет нарисовали просто кучу гигантских тварей, рубящих друг друга в щепки.

Щедрая рука дизайнера одарила не только боссами, но и, рискну предположить, самым гигантским городом в истории игростроя. Алтиссия могла бы вместить в себя все города игры-конкурента. И дизайн поражает. Начинаешь задумываться о том, как выглядели бы другие известные тайтлы, если бы их разработчики сумели нарисовать хотя бы один такой город.

Эпичные сражения требуют эпичных злодеев, и Ардин, который в фильме "Королевский меч" появился лишь в паре сцен, отыгрывает свое по полной. Приятно, что он не вписывается в традиционные представления об антагонистах в играх. Он немного Ваас Монтенегро или Шеогорат, то бишь, поехавший товарищ, который смеется над этим миром и будто спрашивает пафосную четверку в кожаных куртках "Вы что такие серьезные?" Аранея Хайвинд показывает совсем другую сторону Империи, заставляя поверить, что по обе стороны баррикад сражаются живые люди.

Ближе к концу рецензии расскажу про боевую систему. Почему? Потому что, на мой взгляд, это в Final Fantasy 15 не главное. Одни говорят, что в этой «финалке» наконец-то сделали нормальную боевку без пошаговости, другие – что она вообще революционная, третьи – что кривая. Спорить с кем-то на словах здесь сложно. Боевая система, которую, кстати можно слегка перестраивать через меню, унаследовала от классических FF основную особенность: чем толще моб, тем чаще приходится отъедаться поушенами. С поправкой на управление группой все это напоминает Dragon Age: Inquisition. Только нельзя полностью переключаться на союзников, а отдавать им приказы получается быстрее. Прокликивание приказов и использование хилок делает режим реального времени достаточно условным понятием. Но в более простых стычках геймплей действительно почти плавный, без остановок. Система наведения и телепортации с ударом достаточно интересна, но вот вмонтированные в бой простенькие квиктайм ивенты из области «отрази, контратакуй» не всегда приводят к желаемому результату, потому что героя в тот же момент может внезапно атаковать совершенно другой противник.

Но игре такая боевка подходит. Она достаточно динамична: не стоишь на месте как шахматная фигура, а летаешь туда-сюда аки вихрь. Она включает в себя элементы тактики: есть комбоудары, которые проводишь совместно с союзниками. Специализация есть у каждого сопартийца, и на высоких уровнях такие бесполезные на первый взгляд способности, как пробивной выстрел Промпто, оказываются очень нужными.
Магия очень сильна, даже дисбалансна, что для однопользовательской игры не так важно. Древнее оружие, подконтрольное главному герою, отнимает его здоровье, но бьет сильнее. К сожалению, многие клинки похожи один на другой по урону и стилю боя. Удобно сделана система повышения уровня во время ночевки с возможностью подкрепиться и получить полезный бафф.

К слову о кулинарии и других особых скиллах героев. Ноктис любит рыбачить, Гладиолус ищет предметы, Игнис готовит, Промпто - фотограф. Руками приходится только выбирать блюдо или понравившееся фото и ловить рыбу. Большая часть процесса происходит сама собой и не раздражает. И, кстати, рыбалка сделана очень недурно, а еда выглядит так хорошо, что все время бегаешь к холодильнику, нагоняя здоровый геймерский жир. Жаль, что фотографии Промпто очень неудобно экспортировать из игры. В результате у меня на них стоит копирайт Square Enix, но поверьте, это мои скрины, то есть, моего Промпто!

И напоследок ложка дегтя. Поиграв осенью в демо Final Fantasy 15, я удивился жуткому падению FPS в ряде сцен. Тогда решил, что к релизу либо порежут графику, либо как-то еще поправят оптимизацию. Увы, этого не произошло. Игра практически не выдает 60 кадров в секунду на обычной PlayStation 4. Просадка не мешает драться, но психологически давит достаточно сильно. При этом графика технологичностью не удивляет. Графический дизайн часто спасает ситуацию, но для AAA проекта неспособность поддерживать достойный FPS - стыдоба. Пожалуй, именно из-за этого стоит скинуть практически идеальной японской "песочнице" балл. А жаль, была заявка на "золото"!

+Живой, огромный мир
+Музыка, графический дизайн
+Интересный, хоть и "медленный" поначалу сюжет
+Неожиданно интересные персонажи
+Чокобо


-Просадки FPS
-Игра раскрывается не сразу
-Тесная мужская компания в одной палатке
-Необходимость упиваться поушенами в бою

Вердикт: 9/10

Также по теме