0

Super Mario Run и Pokemon Go: чего добивалась Nintendo

Из грязи - да в князи: японская компания перестала быть аутсайдером.

Super Mario Run и Pokemon Go: чего добивалась Nintendo
Super Mario Run - игра рекордов: она стартовала в декабре сразу в 150 странах, и была скачана свыше 10 млн раз уже в первый день релиза. Итальянский водопроводчик заткнул за пояс абсолютно всех. Для сравнения: Pokemon Go летом была выпущена (официально, разумеется) всего в 3-х государствах, и в первые сутки не смогла достичь даже 1-го млн загрузок.

Надо сказать, что Super Mario Run ещё повезло: он пользуется успехом на рынке, на котором стремительно нарастает скептицизм. В США порядка 40% мобильных геймеров заходит на игровую страничку App Store или Google Play реже 1-го раза в месяц. Соответственно, эти респонденты не скачивали/покупали новых игр уже более месяца. В этом отношении Nintendo спасает брендинг: Марио и Покемоны - сильнейшие бренды, которые не могут игнорировать даже скептики.

Особенно это касается Mario. Компания EEDAR недавно провела исследование на предмет знания бренда и позитивного к нему отношения со стороны поклонников мобильного гейминга. Выяснилось, что усатый итальянский сантехник занимает почётное 1-ое место, опережая такие культовые франшизы, как Star Wars, Marvel и даже Candy Crush Saga. Pokemon - где-то в середине таблицы, но это также внушительный результат: от японских монстров отстают не только компьютерные/консольные GTA и Call of Duty, но и сугубо мобильные Clash of Clans или Temple Run.

В Super Mario Run было принято блестящее решение в плане геймдизайна: Nintendo не стала делать классический раннер (вид от 3-го лица; 3 дорожки, которые надо переключать с нарастающей скоростью) - скорее уж у разработчиков вышел классический платформер, только с упрощённым управлением, рассчитанным на смартфон и казуалов. Кроме того, Nintendo скоординировала рекламную кампанию с Apple, поэтому неудивительно, что Super Mario Run стал международным феноменом с первого дня продаж.

Некоторые эксперты опасаются, что модель распространения может стать потолком для новой игры от Nintendo. Первые 3 уровня Super Mario Run проходятся абсолютно бесплатно, ну а чтобы пройти остальные, нужно заплатить порядка 10-ти долларов (Если быть точным, $9,99 - вот она, сила маркетинга!). Это сильно отличается от традиционного для мобильных платформ free-to-play, когда у каждого игрока есть выбор: усердно, по корейски так грайндить, или перечислить небольшую сумму за ускорение прогресса.

Модель “премиум” на мобильных платформах продаётся плохо, и это - научный факт. За исключением самого Super Mario Run на смартфонах ещё не было ни одного премиум-хита. На iOS 90% прибыли в игровом сегменте генерируется именно во free-to-play. В первые 3 дня после релиза выручка от Super Mario Run составила 14 млн долларов, и это при 40 млн закачек. Уровень конверсии (геймер не просто скачал Марио, но и заплатил 10 баксов за полную версию) составил 3,5%. С точки зрения статистики, по раннеру Марио пока нет самого главного: значительного периода анализа. Но эксперты уже сопоставляют некоторые цифры. За первые 3 месяца Pokemon Go собрал 600 млн долларов: чтобы показать аналогичные результаты, Super Mario Run понадобится свыше 600 млн закачек. А это весьма проблемно.

Ещё одна проблема в том, что у раннера от Nintendo нет дополнительных способов монетизации: даже самый ярый фанат Марио сможет истратить в игре 10 долларов. И всё. Японская компания уже заявила о том, что никаких дополнительных уровней и DLC не планируется. Допустим, в той же Clash of Clans новые униты или здания всегда принесут издателю дополнительный доход, а Nintendo сама себе закрыла этот путь.

Удержание долгосрочного интереса игрока - чуть ли не ключевой фактор для любой компании, и это отлично видно на примере Pokemon Go. Эта игра от Nintendo стартовала с безумно высоких позиций - намного более выгодных, чем даже у таких конкурентов, как Clash of Clans или Clash Royale. Но в течении всего пары месяцев после блистательного старта Покемоны съехали в самую настоящую бездну - ниже всех.

Произошло это во многом из-за поверхностного геймплея. Ещё с 80-х годов прошлого века Покемоны зиждились на двух столпах: это трейдинг и битвы тренеров. Как известно, в Pokemon Go нет ни прямого ПвП, ни обмена карточек. А косвенные поединки за спортзалы, населённые копиями чьих-то монстров - неубедительная замена настоящего ПвП. В общем, на Super Mario Run Nintendo якобы теряет потенциальную прибыль, а Pokemon Go вообще получился пустышкой - таково мнение скептиков.

Но не исключено, что для самой японской компании успех этих двух проектов любой ценой вовсе и не был самоцелью. Не так давно Nintendo считалась производителем провалившейся Wii U и нишевой 3DS, а теперь представителей компании зовут на топовые американские ток-шоу, и о Nintendo стали много говорить, причём в позитивном ключе. Для японской компании ключевой задачей по прежнему остаётся продвижение собственного железа, и в этом плане позитивный PR-эффект от Pokemon Go и Super Mario Run куда важнее чем то, будет ли DLC для Марио, или всё-таки нет.

В марте Nintendo предстоит запуск домашней/портативной консоли Switch, и это конечно лучше делать в статусе современной и актуальной компании, а не аутсайдера прямиком из 80-х. Кроме того, по данным EEDAR, свыше 50% мобильных геймеров так же активно играет и на домашних консолях. Для такой публики Switch может стать сочетанием лучшего из двух миров.

Синергетический эффект софта и железа в новейшей истории Nintendo виден на примере Pokemon Go и 3DS. За год продажи откровенно устаревшей Nintendo 3DS выросли на 20%, в то время как её конкурентка (PS Vita) окончательно умерла. Внушительный скачок продаж 3DS привязан исключительно к Pokemon Sun & Moon: наиболее хардкорные мобильные игроки поняли, что истинный опыт Покемонов содержится именно там (а не в бесплатной Pokemon Go), и ради одного этого опыта купили портативную консоль почти в самом конце цикла её жизни. В том, что Switch будет вытеснять и 3DS, и Wii U, сомнений ни у кого не остаётся. И если слухи о новом флагманском Марио и Покемонах на релизе подтвердятся, Switch может ждать более чем внушительный старт.

Также по теме