7

Почему игры - орудие пропаганды

Пропагандировать войну посредством игрушек и развлечений придумали ещё в 1880 г.

Почему игры - орудие пропаганды
В начале подобного материала жизненно необходимо небольшое предисловие. Читая всё, что последует через один абзац, можно подумать: “Ну конечно - будучи в России, можно придумать сколько угодно подобных вещей, и безнаказанно опубликовать их”. Однако пищей для ума в данном случае стали англоязычные материалы с западных сайтов. Проще говоря, критически мыслящие люди есть везде, и они способны разглядеть некоторые факты, лежащие на поверхности. Причём это вообще не зависит от государства, в котором тот или иной думающий человек находится.

Кто предупреждён - тот вооружён. Можно начинать. Чтобы не ударяться сразу в актуальные вопросы современности, начнём с давно минувших дней. Battlefield 1 и Первая мировая война. Логично предположить, что героями глав станут простые солдаты, защищающие свою родину, но это далеко не всегда так. Наглядный пример обратного - пустынная кампания.

Если вспомнить тот исторический период (самое начало 20-го века), то можно с уверенностью сказать: на тот момент Османская империя была лишь скопищем жалких осколков былого величия. Проще говоря, турки лишь вяло пытались защититься, и всё. Но Британии нужна была драгоценная нефть - так зачем же противостоять соблазну отобрать её у слабого?

Получается, что безупречные солдаты Её Величества - вторженцы, а не защитники отечества. И, следовательно, антигерои. Но большая часть геймерской публики никогда об этом не задумается. Британские солдаты и их австралийские союзники - носители западных либеральных ценностей. А значит, они правы, и точка. Тем более, что по ту сторону баррикад - люди в тюрбанах, разговаривающие на странном языке. Тут уж вообще всё понятно.

Или взять Homefront: Revolution. В этой игре сценарий вымышленный, но с изрядной долей реализма. В недалёком будущем злобная Корея без всякого повода атакует США. Главный герой - гопник из пригорода - берёт в руки винтовку, и идёт истреблять безликих интервентов, которых праведные американцы пренебрежительно называют “норками” (North Korea + орк).

А то, что сама Америка - в реальности, а не в игре - вторглась в Корею в 50-х годах 20-го века, перебила массу мирного населения (collateral damage, что вы хотите) и окончательно расколола страну надвое - это сейчас уже никого не волнует. Кушайте бургеры, пейте колу, смотрите современные ТВ-шоу и не вздумайте учить историю - ну кому в наши дни нужны эти пыльные книжонки!?

Повторим: мысль о том, что видеоигры - орудие западной пропаганды, принадлежит не нам. Она свободно циркулирует и в зарубежном интернете. А самое интересное заключается в том, что в данном феномене нет чего-то принципиально нового. Ещё в 1880-м году светлые государственные умы Великобритании догадались запустить серию дешёвых солдатиков, небольших книжек и даже настольных игр под общим названием “Только для мальчиков”. Таким образом, каждый британский мальчуган лет с 6-ти мог почувствовать себя героем, истребляющим врагов во благо Империи. А так как призыв тогда был куда раньше, чем сейчас, то и в жизнь фантазии воплощались уже через несколько лет.

После этого ярчайшим примером эволюции средств распространения информации стал Голливуд во время Второй мировой войны. У Германии его не было, поэтому она могла показывать лишь скучную фронтовую хронику или сомнительные мотивационные ролики, в которых солдаты поедали похлёбку под беззаботные мелодии на гармонике. Ну а Штаты могли себе позволить роскошь полнометражных картин, работающих на благо фронта.

В наши дни подобные тенденции не могли не перекинуться на видеоигры. С многочисленными CoD и Battlefield всё понятно. А вот про America’s Army, возможно, знают не все. Это официальная игра Министерства обороны США, которая используется как для тренировок в самих вооружённых силах, так и для привлечения новых рекрутов среди населения. Распространяется, разумеется, по модели free to play - для наиболее широкого охвата неокрепших умов молодёжи.

Но даже это - не самый интересный пример. Дальше всех пошла армия Австралии. На континенте кенгуру и Безумного Макса ежегодно проводится достаточно крупная игровая выставка EB Games Expo. Министерство обороны Австралии каждый раз размещает свой внушительный стенд с реальным оружием, обмундированием и гаджетами поближе к стендам популярных шутеров, вроде Call of Duty. Возбуждённые подростки, наигравшись в CoD, идут трогать настоящие стволы. В это время услужливые сотрудники нашёптывают им на ухо: уже года через 3 ты сам сможешь из всего этого пострелять - только запишись!

Эмили Робертсон, доктор исторических наук Университета Нового Южного Уэльса, утверждает: использование видеоигр для рекрутирования нового персонала в армии США и Австралии - это самая настоящая пропаганда, и никаких более мягких терминов здесь придумывать не надо.

Примечательно, что с подешевением средств съёмки и монтажа (дроны и GoPro продаются на каждом углу, для нарезки роликов сегодня подходят и не самые мощные ПК) ИГИЛ (*запрещена в России) и сирийские так называемые “повстанцы” быстро скопировали все западные приёмы.

Например, в 15-ти минутном ролике “Ветер Ярости” (размещать не будем, ибо - помимо интересных кадров - в нём полно пропаганды терроризма) многие эпизоды напоминают шутеры от 1-го лица, а на панорамах с дронов правительственные войска обведены в красные квадратики, боевики - в зелёные. Совсем как в real time стратегиях. Command&Akbar, так сказать.

Университет Джорджа Вашингтона провёл масштабное исследование и выяснил, что в пропагандистских видеоматериалах ИГИЛ свыше 15% сцен напрямую позаимствовано из фильмов - таких, как American Sniper или даже Hunger Games. Мимо игр радикалы, разумеется, не прошли. Основными источниками вдохновения послужили GTA и CoD.

На фоне всего этого интересна дальнейшая стратегия действий Китая. Вторая экономика мира аккумулировала поистине безумные финансовые резервы, и это уже начинает проявляться в игровой среде. Например, всем известной МОВА League of Legends владеет китайская компания Tencent. Однако Поднебесная, не смотря на свои колоссальные капиталы и растущий след в мире видеоигр, пока что не пытается продвигать свою философию и точку зрения посредством этого эффективного носителя информации.

Что останавливает КНР, и увидим ли мы в ближайшие годы высокобюджетный ААА-шутер Call of Sun Tzu, в котором бравый морпех Народно-освободительной армии Китая защищает искусственные острова в Южно-Китайском море от непонятных вторженцев, лопочущих на английском? Эти вопросы пока остаются открытыми.

Также по теме