1

Tencent продолжит скупать разработчиков по всему миру

Похоже, что китайцы не намерены сворачивать с намеченного пути.

Tencent продолжит скупать разработчиков по всему миру
За последние несколько лет китайская Tencent зарекомендовала себя как серьезного игрока в индустрии видеоигр. И не просто серьезного, на родном рынке компания является крупнейшей в отрасли. Все это стало возможным в том числе благодаря и довольно агрессивной политике в плане слияний и поглощений. Tencent буквально скупает разработчиков по всему миру, которые делают для нее шедевры, остающиеся в топе по продажам и популярности не один год подряд. И похоже, что китайцы не намерены сворачивать с намеченного пути.

Для того, чтобы лучше понимать стратегию компании и планы на будущее, посмотрим на основные покупки Tencent за последнее время. В начале 2011 г. Tencent выкупила контрольный пакет акций Riot Games. Позже компания сообщила, что сделка составила примерно $231 млн. В декабре 2015 г. американский разработчик продал Tencent оставшуюся часть акций. Основное детище Riot Games - MOBA League of Legends - до сих пор не просто приносит значительную прибыль китайскому владельцу, но и является самой прибыльной ПК-игрой в мире. За 2015 г. игра смогла привлечь $1,63 млрд, став безусловным лидером. В 2016 г. LoL сохранила первенство и даже улучшила результат, заработав $1,7 млрд.

Теперь поговорим о мобильном сегменте, в котором Tencent также значительно преуспевает, и в сторону которого постепенно смещаются акценты не только самой компании, но и китайского рынка в целом. В прошлом году Tencent купила финского разработчика мобильных игр Supercell. Для того, чтобы завладеть активом, компании пришлось приобрести у японской SoftBank 73% акций студии, которая за 2015 г. принесла $1,35 млрд чистого дохода. Весь бизнес Supercell аналитики оценивают в $10,2 млрд, сделка оценивается примерно в $8,6 млрд. В свое время, в относительно далеком 2013 г., SoftBank приобрела 51% Supercell за $1,53 млрд, а в 2015 г. увеличила свою долю до 73%. Сумма второй сделки осталась в секрете. По оценке издания The Wall Street Journal, тогда финский разработчик оценивался в $5,25 млрд.

Общая выручка трех ключевых проектов Supercell за 2015 г. составила $2,32 млрд. Для сравнения, в 2014 г. прибыль компании до выплаты налогов составила $592 млн при выручке в $1,77 млрд. Компания также объявила о выплате дивидендов своим акционерам на общую сумму около $669 млн ($15,5 на акцию). Помимо этого, в 2015 г. Supercell запустила программу выкупа своих акций на сумму $128 млн.

После покупки контрольного пакета Supercell компания Tencent стала владельцем двух самых прибыльных видеоигр в мире - Clash of Clans и League of Legends. В начале прошлого года на рынок вышло еще одно детище Supercell - Clash Royale. За первый месяц игра заработала $110 млн, что по тем временем считалось очень хорошим показателем. Сейчас рекорд побила Pokemon GO, которой за первый месяц удалось привлечь более 200 млн. Однако Clash Royale все же считается крайне успешным проектом, по которому, кстати, проводятся киберспортивные турниры. Далеко не все мобильные игры могут похвастаться этим.

После того, как прошлое Tencent за последние несколько лет предстало перед нами, как на ладони, можно посмотреть и в будущее. Tencent заявила, что в 2017 г. продолжит активно искать возможности для слияния и поглощения. Трудно представить себе, как изменится видеоигровая индустрия, если Tencent сделает еще хотя бы парочку настолько же удачных приобретений. Пожалуй, в таком случае статус короля будет китайскому игроку обеспечен. Но как к этому относиться? Как к голым фактам, или же все-таки с опаской?

Tencent постепенно смещается в сторону именно мобильного гейминга, поскольку это выгоднее. Китайцы в целом склонны воспринимать видеоигровую индустрию, задавая лишь один вопрос - прибыльно или нет? У рационального подхода всегда есть очевидные плюсы в виде внушительных счетов в банке. Ну а близорукость в плане визионерства, на чем игровая индустрия держится десятилетиями, Азия готова компенсировать инвестициями в западных разработчиков.

Если смотреть на вопрос с этой позиции, то в целом игрострою ничего не грозит, кроме появления почти в каждой игре пары кнопок для микротранзакций. Если при этом речь не идет о превращении любого шутера или MOBA в pay-to-win, чего сейчас не происходит, то можно спать спокойно, пока китайцы зарабатывают свои миллиарды.

Также по теме