0

CoD против Battlefield: битва за ежегодные релизы

Капризные геймеры и перенасыщенный рынок заставляют издателей задуматься о будущем.

CoD против Battlefield: битва за ежегодные релизы
Battlefield - вернее, Electronic Arts - планирует немного отдохнуть. Компания намекает на то, что новая часть второй по популярности FPS-франшизы будет выпущена только через два года. Battlefield 1 вышла в 2016-м, собрала целую охапку восторженных рецензий в СМИ (Gmbox - не исключение) и показала отличные результаты продаж. Ни первое, ни второе не скажешь о сомнительной Hardline, но, по крайней мере, благодаря этому криминальному опусу можно утверждать, что новая BF выходила практически ежегодно с момента создания.

Теперь же ЕА меняет парадигму. Есть предположение, что это связано со Star Wars Battlefront - вторая часть шутера во вселенной “Звёздных Войн” будет выпущена в текущем году. То есть Electronic Arts, якобы, собирается просто чередовать: Battlefield - Battlefront - Battlefield - Battlefront - Battlefield - Battlefront, и так до бесконечности. Такая точка зрения не лишена логики, но есть и куда более важные глубинные причины.

Климат на рынке меняется. Выделяться становится всё труднее. Одно дело когда вокруг тебя безликая серая масса. И совсем другое - когда это яркие, интересные индивидуумы… но их настолько много, что получается толпа. Наблюдается явное перенасыщение играми, потребитель - то есть геймер - становится всё более и более капризным.

Разумеется, сами издатели предпочитают не делиться нелестными цифрами. Но аналитические компании не дремлют, да и розничные сети стараются отслеживать общую динамику рынка. По оценкам экспертов, Call of Duty: Infinite Warfare продаётся на 50% хуже предыдущей части CoD, продажи Titanfall 2 составляют всего лишь от четверти до трети показателя Titanfall, ну а относительно скромные (для столь крупного проекта) результаты Watch Dogs 2 могут заставить Ubisoft всерьёз задуматься о том, есть ли у хакерской франшизы будущее как таковое.

Ситуация разнится по жанрам, но в шутерах от 1-го лица она, пожалуй, самая серьёзная: здесь яблоку просто негде упасть. Doom, Destiny, Overwatch, Rainbow Six - а ведь за внимание привередливого геймера борются ещё десятки не столь крупных, но оттого не менее достойных проектов, вроде Killing Floor 2. Причём все эти игры апеллируют к одному ключевому демографическому слою: к лицам мужского пола от 17 до 35 лет. В общем, конкуренция получается действительно жёсткой.

EA и Activision долгое время придерживались ежегодного графика обновления крупнейших франшиз. Но, судя по всему, Electronic Arts теперь будет соблюдать такую политику только в том, что касается спортивных симуляторов. Для других ключевых франшиз компании более свободный график релизов может стать новой нормой.

Activision пока никаких планов не озвучивала и ни на что не намекала. Однако Call of Duty: Infinite Warfare, несмотря на критические замечания в некоторых СМИ и не совсем однозначную реакцию фанатов, вновь стала самой продаваемой видеоигрой. Причём не просто шутером, а во всех жанрах и категориях. То есть даже на фоне замедления динамики на 50% по сравнению с CoD: Black Ops III, Call of Duty продаётся лучше, чем Battlefield. Так что вряд ли это натолкнёт Activision на решение о критическом пересмотре генеральной линии.

Ежегодные релизы - палка о двух концах. С одной стороны, пользовательская база постоянно вовлечена в некий процесс: ей просто не дают забыть о любимой франшизе. С другой стороны, полное отсутствие или минимум реальных инноваций могут привести к тому, что даже фанаты посчитают издателя назойливым и жадным. Рецепта достижения золотой середины не существует - только метод проб и ошибок.

В мире ААА-издателей есть два полюса. На одном проживает Activision, EA и Ubisoft, а на диаметрально противоположном - Take Two Interactive. Между релизом Grand Theft Auto IV и Grand Theft Auto V прошло 5 лет, да и сама “новая” GTA вышла, вообще-то, в 2013-м году, и помнит ещё пылящиеся на антресолях PS3 и Xbox 360. При этом игра чувствует себя великолепно: она практически бессменно лидирует в топе продаж Steam, лишь изредка уступая первое место самым громким новинкам (или CS:GO).

Пятилетний цикл разработки позволил Take Two и Rockstar выпустить на рынок если не идеал с большой буквы, то нечто близкое к нему. На настоящий момент продано свыше 70 млн копий GTA V - это феноменальный результат. Секрет здоровья и долголетия Grand Theft Auto V, находящейся уже в пожилом возрасте - онлайн. Миллионы школьников во всём мире вливают реал, чтобы купить истребитель и унижать таких же школьников, у которых хватило только на жалкую Bentley. Рассуждать о моральном аспекте мы сейчас не будем, а с точки зрения коммерции механизм работает идеально.

Бюджеты ААА-проектов растут на глазах, и действенным способом увеличения жизненного цикла продукта становится создание внушительного количества контента на старте и грамотных DLC. Делать пронумерованные сиквелы каждый год вовсе не обязательно, и это отлично понимают в Blizzard. Широкая публика до сих пор играет в World of Warcraft, вышедший тысячи лет назад, а выпуск обновлений для Diablo III периодически приводит к всплеску продаж.

Возвращаясь к Battlefield 1, следует рассказать о дальнейших планах издателя. Electronic Arts ежегодно зарабатывает на DLC $1,3 млрд, причём половину этой внушительной суммы приносят карточки Ultimate Team для FIFA и Madden NFL. Инсайдеры утверждают, что ЕА разрабатывает подобную модель монетизации и для Battlefield 1. Разумеется, будут и классические DLC с новым контентом: первое из них, посвящённое Франции, выходит уже в марте. Однако карточки станут чем-то принципиально новым для франшизы.

Вопрос - чем? Тут главное не перегнуть палку. Худший сценарий - это грубое нарушение баланса. Если появится возможность за деньги приобрести пулемёт, бьющий с точностью снайперской винтовки и скорострельностью ПП, о соревновательном аспекте игры можно будет забыть. Зато желание заполучить такую пушку будет вынуждать пользователей тратить внушительные суммы, ведь в распаковке колод всегда есть мощный фактор рандома - вспомните многочисленные видео с YouTube, в которых поглощённые азартом индивидуумы ищут и не находят футболистов своей мечты в FIFA Ultimate Team.

Второй вариант содержимого платных карточек - оружейные скины а-ля CS:GO. Пуристы, конечно, разгневаются: мол, кругом мрак Первой мировой, в игре соблюдена даже некая историческая достоверность, и тут вдруг британский Bren будет розовым и с дракончиками вместо пятен грязи. Однако в той же CS:GO, где отображены реальные силовые органы и аналоги существующих радикальных группировок, давно уже есть анимэшные девочки на розовых “Калашах” или AWP. И ничего. Люди играют. Массово. Да ещё и мечтают об этих редких скинах.

Но отвлечёмся от частностей и вернёмся к феномену в целом. Судя по всему, намечается серьёзная межполярная миграция: ЕА и Ubisoft задумались о переезде к Take Two. Уже точно известно, что ни Battlefield, ни Assassin’s Creed, ни Far Cry не будут выходить каждый год. Конвейер стал двигаться чуть более медленно и вдумчиво. И это, на наш взгляд, похвальная тенденция. Как нам кажется, любой нормальный геймер готов прилично подождать, но затем получить, например, Assassin’s Creed уровня качества GTA V. А то иногда хочется отправить отдел контроля качества на гильотину.

Также по теме