0

EVE Online и Borderlands 3 двигают науку вперёд

Миллиарды геймерских человеко-часов наконец-то пойдут на пользу человечеству.

EVE Online и Borderlands 3 двигают науку вперёд
Наверное, все знают культовую EVE Online. Большинство играло - а многие до сих пор продолжают - играть в эту великолепную ММО, в которой можно быть простым наёмником, шахтёром, ну или главой межзвёздной мегакорпорации из 10 000 человек. Однако мало кому известно, что EVE Online помогает двигать реальную науку - нет, не изучение внутриигровых скиллов и модулей космических кораблей, а именно науку во вполне реальном мире.

Сравнительно недавно была основана компания Massively Multiplayer Online Science. Её глава, Аттила Шантнер, ярый сторонник концепции гражданской науки, и при этом геймер. Упомянутая концепция заключается в том, что любой здравомыслящий индивидуум может посодействовать расширению области человеческих знаний, не будучи при этом доктором или хотя бы кандидатом наук. Задача MMOS - наладить контакт между исследовательскими институтами и разработчиками игр. Надо сказать, что это уже начало получаться.

Аттила Шантнер - слева. Good day, Mr. Freeman!

Глава MMOS признаёт - главная проблема крауд-сорсинговой науки заключается в создании долгосрочной пользовательской базы. Люди сначала испытывают прилив энтузиазма, оставляют компьютер включенным сутки напролёт и предоставляют математические мощности какому-нибудь далёкому Стэнфордскому университету. Но потом первая страсть остывает: приходят внушительные счета за электричество, тормозит кино и торренты, портится материнская плата - да мало ли чего может произойти. И вчерашний помощник науки эгоистично возвращается к жизни ради себя.

Шантнер придумал, как удержать внушительную часть публики - геймеров: надо предложить им привычные по играм бонусы за участие в исследовательских программах. Причём сама полезная деятельность должна быть органично вплетена в игровой процесс, а не пришита и прикручена к нему болтами, как голова монстра Франкенштейна.

Первым крупным партнёром MMOS стала компания CCP Games - издатель и разработчик EVE Online. Со стороны научного мира выступил Университет Уппсалы (Швеция). Учёные не могли самостоятельно осуществить инициативу Human Protein Atlas. В рамках неё необходимо было классифицировать свыше 250-ти тысяч микроскопных снимков протеинов внутри клеток человеческого организма.

Это чудовищный объём работы, но в ССР не испугались. Один из топ-менеджеров компании, Бергур Финнбогасон, объяснил почему. Можно подумать, что человек с таким именем и фамилией способен, объевшись мухоморов, протаранить древние стены Парижа на драккаре, но он честно признался в обратном. “Мы все - большие фанаты науки и самые настоящие нёрды, и даже не пытаемся этого отрицать” - заявил господин Финнбогасон.

Энтузиаст из ССР когда-то участвовал в программе поиска инопланетной жизни SETI@home, но, как и Шантнер, был разочарован полным отсутствием интерактивности, то есть хоть сколько-то интересного взаимодействия добровольца с исследовательским институтом. У ССР было 4 критерия включения “гражданской науки” в EVE Online, и двум ключевым предложение ММОS соответствовало: это альтруистичная ценность для реального мира и возможность логического завершения задачи. Картинок “всего” 250 тысяч - начать и кончить, а их классификация поможет в деле изучения организма человека. В общем, действительно: ОК по обоим пунктам.

Таким образом, сторонний контент проник в сбалансированную экосистему игры, которая и после 14-ти лет с момента релиза может похвастаться внушительным количеством пользователей. Здесь уже разработчику необходимо было соблюсти собственный 3-й критерий: этот контент нужно было интегрировать во вселенную EVE так, чтобы он не вызывал вопросов с точки зрения эстетики и тематики. И ведь получилось же!

Результатом сотрудничества игростроя и науки стал проект Discovery - серия исследовательских работ, посредством которых внутриигровая организация Sisters of Eve хотела выяснить происхождение расы Drifters. Причём дрифтеры появились в лоре EVE за несколько лет до всех этих событий. Кстати, ключевым персонажем Sisters of Eve по этой ветке является профессор Лундберг, прообразом которой послужила реальная сотрудница Университета Уппсалы - Эмма Лундберг.

Если у вас голова уже идёт кругом, объясним максимально просто: геймеры вносили реальный вклад в изучение протеинов в клетках человеческого организма, но им это было подано под соусом исследования таинственных инопланетян.

Drifters? Нет, homo sapiens

Сама игровая механика достаточно проста: пилоты получали снимки протеинов, и должны были поместить их в одну из категорий, за что Sisters of Eve выдавали вполне щедрые награды. Тут ССР чуть не прогорела по собственному 4-му критерию: задача не должна быть слишком уж простой и скоротечной. По предварительным оценкам компании, Project Discovery рассчитывался на 2-3 месяца. Однако в нём приняло участие свыше 200 тысяч энтузиастов, и эта армия клонов (если что, пилоты вселенной EVE являются клонами) расколола орех, непосильный для шведской науки, всего за 3 недели. Финнбогасон не упустил случая похвалить пользователей: “Это восхитительно! Вот то, с чем мы имеем дело в EVE: наши игроки просто чертовски хороши!”

При конечной классификации учитывались “голоса” пользователей, и по принципу большинства протеин оставался в той или иной финальной категории - уже для показа учёным. Конечно, погрешности нашлись, но в Университете Уппсалы признали, что работа была проведена на высочайшем уровне, а у самого Университета просто не хватило бы кадров на самостоятельную сортировку. Неудивительно: проектом занимается пара десятков человек, а на лут и бонусы в EVE клюнуло 200 тысяч пилотов.

В ССР уже заявляют о том что это их первый, но далеко не последний опыт в сфере гражданской науки. Разработчик EVE Online всегда искал, как размыть границу между своей главной игрой и объективной реальностью. Похоже, один такой способ уже найден. Мало того: в CCP Games надеются на то, что это начало новой эпохи - игровая индустрия, вдохновившись первыми успехами, пойдёт на контакт с миром науки.

Конечно, скептики могли бы назвать подобные немного пафосные слова пустым сотрясанием воздуха, если бы не одно “но”. Гражданской наукой заинтересовалась ещё одна крупная - и весьма неожиданная - компания: Gearbox. MMOS и Gearbox уже объявили о сотрудничестве. Вместе они попытаются добавить серьёзную науку в… Borderlands 3! Да-да, в будущую новую часть той самой Borderlands, которая всю жизнь была основана на самом жёстком юморе (я выстрелил тебе в лицо из дробовика - ха ха)) и газильоне пушек.

Аттила Шантнер признаёт: это будет нелёгкая и весьма интересная задача. Понятно, что EVE с её альфа- и омега-клонами, сводными таблицами и развесистым древом скиллов размером с баобаб идеально подходит для научных задач. Но вот Borderlands - совсем другое дело. Однако господин Шантнер полон оптимизма. Он считает, что при известной доле креативности гражданскую науку можно добавить в абсолютно любые игры - хоть в мобильные.

На самом деле, представить себе это не так уж и сложно. Borderlands - специфическая игра: тут либо любовь, либо ненависть. Но даже фанаты понимают, что побочные квесты в этой комиксной вселенной слишком однообразны. Так почему бы иногда не отвлечься от спинно-мозговой стрельбы на более-менее интеллектуальные задачи? Тем более, если за это потом дадут с десяток ключей для Эпического Сундука с газильоном пушек, а руководителем научного проекта будет Безумная Мокси собственной персоной.

Также по теме