0

Китайский владелец LoL - новый Disney?

От невинных смайликов в китайской "аське" до глобального доминирования.

Китайский владелец LoL - новый Disney?
Не так давно Gmbox уже сообщал о головокружительных финансовых успехах Tencent. Теперь хотелось бы сконцентрироваться на дальнейших планах владельцев League of Legends в сфере интеллектуальной собственности. Но для начала - совсем немного истории, чтобы было понятно, как китайская компания от своих скромных истоков добралась до сегодняшних непомерных амбиций.

Tencent была основана в 1998-м году, и первым её продуктом стал популярный мессенджер QQ (нет, это совсем не рип-офф ICQ, ну что вы). В 2004-м году компания впервые разместила свои акции на бирже, после чего ударилась в онлайн-игры. Но это были развлечения в стиле, шашек, морского боя или - в лучшем случае - шахмат. Уже в те времена главный конкурент Tencent, NetEase, стал весьма прилично зарабатывать на модели free-to-play.

В Tencent честно признались самим себе: классикой никого не удивишь, собственные игры разрабатывать не получается, поэтому лучше сконцентрировать все усилия на лицензировании качественных зарубежных продуктов, распространяя их за счёт популярности и охвата того самого QQ. В 2008-м Tencent приобрела ряд успешных лицензий в США и Южной Корее. И если Dungeon & Fighter у нас практически никому не известен, то про CrossFire и League of Legends не слышал только самый ленивый российский геймер.

CrossFire в последнее время немного сдал - пришлось уступить позиции CS:GO, а вот LoL правит на своём троне безраздельно. Разве что DOTA 2 выступает в роли серого кардинала, но это уже детали. Разумеется, Tencent заметила растущую популярность League of Legends, и решила одной лишь лицензией не ограничиваться. Доля китайцев в проекте сначала выросла с 22-х до 93-х, а затем и до 100%.

Почему Tencent положилась на LoL? Потому, что МОВА немного напоминает QQ. Это покажется странным, но у системы обмена сообщениями и мультиплеер-игры действительно есть кое-что общее, а именно бизнес модель. Хочешь быть в мессенджере не как все? Хочешь крутые аватарки, смайлики и эмоуты? Раскошеливайся. Ровно такая же система действует и в LoL: косметика для любимого чемпиона стоит недёшево.

Как раз косметика - и есть основной хлеб китайской компании. В отличие от гигантов из Кремниевой долины, Tencent никогда особо на полагалась на рекламу. Для сравнения: рекламные доходы составляют 90% от общей выручки Google, у Facebook - вообще 95%. В Tencent всего лишь 17%, ну а львиная доля денежного потока - 78% - это как раз плащики для LoL и рожицы для QQ. 78% от $16 млрд в год. Свыше 12-ти ярдов баксов в год. На смайлах и скинах. Если кто-то этого ещё не знал, остановитесь на секунду и оцените масштабы.

Причём модель работает особенно хорошо именно в Китае: годы официального запрета на консоли и самого жестокого пиратства привели к тому, что покупка коробочной версии ААА-игры в Поднебесной - до сих пор относительная редкость. При этом слить ту же самую сумму в приложении, которое изначально бесплатно - это для китайского гражданина в порядке вещей.

Несмотря на бешеный успех, Tencent решила не ограничиваться одной лишь косметикой - это же не Oriflame или Avon, в конце концов! В 2011-м году компания начала действовать в соответствии со своей новой стратегией “пан-развлечений”. Имеется в виду не польский джентльмен, и даже не греческий бог скотоводства, а тотальный охват всех сфер индустрии развлечений. В 2012-м появились комиксы и анимация от Tencent, в 2013-м компания стала публиковать электронные книги, ну а в 2014-м была зарегистрирована Tencent Pictures, а это уже шаг в большое кино.

Подобная стратегия напоминает Disney, только студия великого аниматора отталкивалась от мультипликации, а стартовая площадка Tencent - это игры. Причём в некоторых аспектах китайский послушник уже затмевает своего западного учителя. Например, компания Disney купила Marvel за $4 млрд в 2009-м году, и Lucasfilm в 2012-м - ровно за столько же. А Tencent только в одном 2016-м забюджетировала расходы на слияния/поглощения в размере почти $21 млрд.

Внушительный капитал Tencent уже находит себе применение: покупку финской Supercell, создавшую легендарные Clash of Clans и Clash Royale, можно сравнить со сделкой Disney-Lucasfilm. Часть креативной команды “Симпсонов” и студия, создавшая “Футураму”, уже готовят серию анимационных фильмов с персонажами Supercell - Clash-a-Rama. Тем временем Riot запустила мерчандайз и настольную игру по LoL, и начала эксперименты с анимацией.

Как заправский космический монстр из японского хентая, Tencent пытается охватить своими тентаклями все сферы развлечений, но главная цель - кино. По оценкам экспертов, в ближайшее время кинорынок Китая вырастет до $10,5 млрд в год, и будет уступать только США.

Самый успешный пример побед Tencent на новом поприще кинематографа - Warcraft. Конечно, в Штатах фильм собрал всего $47 млн, зато в Китае - $221 млн, что позволило ему ворваться в топ-3 за год по кассовым сборам. Tencent предпочитает IP, более привычные для китайского киномана: научную фантастику, комиксы и как раз фэнтези.

Бизнес-структура Disney: сложный оккультный символ с милыми персонажами

Компания также приобрела права на 300 с лишним японских анимэ. Не исключено, что Tencent хочет, по образцу Disney, если не завладеть вселенной Marvel, то хотя бы создать её аналог с нуля. Причём в более понятном для азиатского рынка виде. А последующая качественная локализация позволит вести масштабную экспансию на запад, ведь анимэ ценят не только лишь в Азии. В общем, Tencent постепенно превращается в титана развлечений, начинавшего в интернете, а не пришедшего туда через несколько десятков лет своего существования. Иными словами, все задатки стать Disney века IT действительно есть.

Также по теме