0

Valve открыла рынок Китая, но может его потерять

Благосклонность Компартии и вкусы китайских геймеров - вещи непостоянные.

Valve открыла рынок Китая, но может его потерять
Население Китая составляет более полутора миллиардов человек - такого нет больше нигде в мире. Внушительным количеством граждан может также похвастаться Индия, но уровень жизни там на порядок ниже: у многих нет даже собственного унитаза - не то что консоли или ПК. Поэтому с точки зрения игровой индустрии настоящим Клондайком остаётся Китай, экономика которого за последние 15-20 лет выросла в несколько раз.

Но беда в том, что границы этих золотых приисков по большей части закрыты для западных старателей. Google, YouTube, Facebook, Twitter, Uber, eBay - для многих российских обывателей все эти названия звучат привычно, а многие сервисы (за исключением, разве что, аукциона и такси) используются ежедневно. При этом в Поднебесной об этих компаниях представление весьма смутное.

Таковы “плюсы” командно-административной экономики: в любой момент можно запретить западные аналоги местных компаний практически без объяснения причин. “Китай прежде всего” - так мог бы ответить Си Цзиньпин Дональду Трампу. Понятно, что Baidu, Renren, Youkou и иже с ними подсмотрели свою бизнес-модель в США, но это уже никого не волнует.

“Мы построим Стену” - сказали китайские правители ещё за пару тысяч лет до 45-го президента США, и ведь построили же! Конечно, попытки преодолеть её были. Монгольским кочевникам периодически везло, чего не скажешь о крупных американских компаниях IT-сферы. Марк Цукерберг лично приезжал в Пекин, бегал марафон по задымлённой смогом площади Тяньаньмэнь, восторгался местными людьми, встречался с представителями правительства - и всё безрезультатно. Facebook по прежнему нельзя в Китай.

Поднебесная - специфический рынок. Не так давно эксперты считали, что игры там не будут продаваться вообще. Якобы, большинство китайских геймеров использует смартфон, на котором властвует free to play, и платить сразу (а не в ходе многочисленных микротранзакций) для них немыслимое дело.

Во многом это соответствует действительности, поэтому проникновение Valve в Китай можно считать великим подвигом. Начиналось всё с Dota 2, то есть всё же с free to play. Valve в сотрудничестве с Perfect World открыла китайский сервер знаменитой МОВА во второй половине 2013 г. Разумеется, аккаунт Dota должен быть привязан к Steam: пришлось китайским пользователям его устанавливать. Сначала прокатилась волна протестов - мол, нам навязывают зомби-софт, нам нужна только одна игра, а не очередная учётная запись! Но со временем, благодаря популярности Dota 2, все привыкли. Китай стал третьим крупнейшим регионом по количеству игроков.

На самом деле, Steam в Поднебесной очень повезло: на площадку не распространяются правила и нормы, действительные для всех остальных онлайн-магазинов. Это значит, что игры в китайском Steam публикуются, как в западном: при минимальном контроле Valve и без вмешательства властей. В результате в КНР появилась GTA V. В любом другом магазине её бы запретили. Один взмах банхаммера - и из китайского Windows Store исчезла Gears of War 4 (за чрезмерное насилие), и всемогущая Microsoft ничего не смогла с этим поделать.

А GTA V - тоже, прямо скажем, не моральный компас - до сих пор продаётся в китайском Steam, и объяснения этому не существует. Любители теорий заговоров утверждают, что у Perfect World есть связи в правительстве, при помощи которых китайская компания защищает своего западного партнёра. Но никаких доказательств, разумеется, нет.

Запретный плод сладок. Геймеры КНР стали понимать, что в Steam есть масса игр, которые чудом не запретили. Да и поклонники Dota 2 перестали просто жать Play на привычной МОВА, и начали исследовать незнакомую площадку. Второй игрой многих “дотеров” и стала GTA V. Вы сами понимаете, что такое Китай. Даже если неким продуктом заинтересовалась “небольшая группа лиц”, на самом деле это сотни тысяч человек. Valve признаёт: благодаря Китаю, Азия стала для компании наиболее динамично развивающимся регионом мира, показавшим прирост выручки аж на 500% всего за 2 года.

По данным SteamSpy, на сегодняшний день Китай занимает 2-е место в мире по количеству владельцев цифровых копий GTA V. Но на пути к такому успеху было три барьера: языковой и два финансовых. Всё три сокрушил лично Гейб Ньюэлл, который в ноябре 2015-го заявил: “Вот теперь воспринимаем Китай по настоящему серьёзно”. В Steam стали принимать китайский юань, причём адаптировали сразу 4 популярных метода оплаты: AliPay, Union Pay (крупнейшая национальная платёжная система), WeChat Pay и TenPay.

Второй финансовый барьер - ценовой. Valve славится своей грамотной региональной политикой, и игры для Китая сделали ровно в 2 раза дешевле, чем для США. В принципе, нечто похожее действует и на территории СНГ. Третий барьер - языковой. На странице в Steam стали указывать, есть ли поддержка китайского, а Valve попыталась донести до крупных западных издателей плюсы перевода. В результате субтитры и даже озвучка есть в новом Tomb Raider и Civilization VI, а Perfect World ударными темпами ведёт локализацию CS:GO.

Ну а в самом Steam Китай стал вторым крупнейшим регионом после США - 10 млн пользователей. Настоящая победа для Valve - увеличение среднего количества игр на аккаунте китайского геймера. Всего два года назад их было 2-3 (дайте предположить… неужели Dota 2, GTA V и CS:GO!?), а теперь уже 11. К словам господина Ньюэлла прислушались: не так давно была проведена распродажа, посвящённая китайскому лунному Новому году.

Среди лидеров продаж в Поднебесной - не только Left 4 Dead 2, Borderlands 2, Ark: Survival Evolved и Dead by Daylight, но и Don’t Starve, и Battleblock Theater. А это значит, что у китайских гурманов, помимо “крупняка”, есть вкус и к самым достойным представителям инди-сцены.

Но скоро вся эта кулинарная идиллия, приготовленная на пару, может быть разрушена. Конкурентом Steam и Valve выступит всемогущий Tencent. LoL уже успешно конкурирует с Dota - так почему бы не продвинуться вглубь территории врага? Китайская мегакорпорация запустила собственную игровую платформу, которая так и называется - Tencent Gaming Platform. TGP намеренно создавалась в качестве аналога Origin, uPlay или того же Steam.

Только у Steam, напомним, 10 млн пользователей в КНР, а у TGP - 180 млн. В 18 раз больше. Конечно, многие из них рубятся исключительно в League of Legends, и почти ни на что не отвлекаются. Но ведь может произойти просветление - так же, как это было с китайскими клиентами платформы Valve.

Тем более, что Tencent прилагает значительные усилия для приближения такого просветления. Один из примеров: компания не только сделала собственную локализацию Don’t Starve, но и попросила добавить в игру национальные костюмы. И эта улучшенная версия стоит в TGP даже дешевле, чем в Steam. В результате инди-игра на площадке Tencent разошлась более чем в 1 млн копий за пару недель.

Китайская компания заявила о том, что к концу текущего года количество игр сторонних разработчиков (то есть не Riot и не Supercell) в её магазине превысит 100 штук. Конечно, это пока не тысячи наименований в Steam, но начало положено. Кроме того, у Tencent есть 800 миллионов пользователей мессенджера WeChat, и ещё 900 млн - в QQ. Среди них игры будут активным образом продвигаться. Если регуляторы начнут поддерживать национальную Tencent, а власти Поднебесной перестанут закрывать глаза на некоторые “аморальные” товары в Steam, ситуация на рынке КНР может коренным образом поменяться. Разумеется, не в пользу Гейба Ньюэлла.

Также по теме