0

Новый вид мобильных игр

Парадокс, но даже Paradox засматривается на смартфоны.

Новый вид мобильных игр
Сейчас внимание всех тех, кто следит за рынком мобильных игр, приковано к Nintendo. Феноменальный успех Pokemon Go, вполне успешный запуск Mario Run, планы, связанные с Fire Emblem - новичкам даже может показаться, что Nintendo стала одним из пионеров превращения известных видеоигровых франшиз в мобильные игры. Но это впечатление ошибочно.

Одна компания - причём тоже из Японии, и тоже достаточно крупная - уже проторила дорожку в дивный мир смартфонов. Это Square Enix. Перенос знаменитых IP на мобильные платформы и даже успешные попытки продавать их по премиум-цене - всё это было сделано ещё до Nintendo.

У Square Enix в этом плане есть два генеральных подхода. Компания либо портирует предыдущие части своих культовых франшиз (Final Fantasy, Dragon Quest), либо делает их Go-адаптации, как произошло с Tonb Raider, Hitman и Deus Ex. Square Enix не пугает конкуренция со стороны Nintendo. Наоборот: внезапная активность столь крупного игрока доказывает, что движение идёт в правильном направлении - считают в компании.

Игры вроде Super Mario Run откроют дорогу и для других крупных IP, которые раньше обитали только на консолях и ПК. С точки зрения хардкорных геймеров, у мобильных игр не самый лучший имидж, и над этим нужно работать. Хотя и у самого Марио есть проблемы: в российском App Store он стоит более 700 рублей, в западном тоже недёшево.

Фанаты мобильных игр, привыкшие к free to play, настрочили целый ворох рецензий с одной звездой прямо на выходе новинки от Nintendo, что сбило с толку многих колеблющихся покупателей. Но “критики” оценивали не качество самой игры (которая получилась на удивление хорошей), а именно бизнес-модель и дороговизну. Не только предложить качественный контент, но и сломать такой настрой массового потребителя - вот главная задача крупных компаний, приходящих на рынок мобильных игр.

Действительно, Super Mario Run стоит дороже, чем большинство игр в App Store, и на площадке Android политика вряд ли будет сильно отличаться. Однако именно Square Enix уже доказала, что мобильных геймеров можно заставить воспринимать игру как серьёзный продукт, а не как развлечение на три часа. Цены на Final Fantasy в российском Google Play варьируются от 400 до 1600 (!) рублей, в зависимости от части. При этом они продаются. Не так хорошо, как какой-нибудь Minecraft, но продаются.

Однако Final Fantasy - это частный случай. В целом же битва с устоявшимися нормами будет долгой. Заплатить 4000 рублей за новинку для консоли - это уже считается в порядке вещей. Но мобильная игра обязана быть дешёвой или вообще бесплатной, считает потребитель.

Один из важных моментов - как ни странно, термины. Игра в Steam, на PS4 или на Xbox One - это игра. А то, что можно скачать в Google Play или AppStore - это лишь приложение. В мобильном подразделении Square Enix считают, что на данный момент о конкуренции не может быть речи: одни крупные игры должны поддерживать другие (даже если речь идёт о Марио от Nintendo), дабы в голове потребителя, наконец, закрепилась мысль, что и на смартфоне может быть весьма качественный premium, пускай и за приличную цену.

Ключевая веха на этом пути - суметь сбалансировать три фактора: цену, объём контента и трудозатраты студии. Иногда эксперимент заканчивается успешно, и получаются удачные продукты, вроде Deus Ex, Lara Croft или Hitman Go (каждый из которых, кстати, сейчас стоит в российском Google Play всего 75 рублей). Иногда результат, мягко говоря, не дотягивает до ожиданий.

Так получилось с Deus Ex The Fall. Square Enix хотела предложить мобильным игрокам почти такой же опыт, как в Human Revolution (обратите внимание на слово “почти”), но всего на 5 часов. На практике получилось нечто невразумительное. Чтобы отбить расходы, игру затем портировали на ПК, где она встретила волну жесточайшей критики. Зато Square Enix извлекла из казуса Deus Ex The Fall важный урок: серьёзные игроки думают, что они хотят увидеть на смартфонах одно, но на самом деле им нужно совершенно другое.

Консольные и ПК игроки привыкли к качественным мониторам, большим телевизорам, комфортным креслам, к контроллерам с массой кнопок или же к сверхточным мышкам. Это совсем не то же самое, что играть на ходу большими пальцами на 5-ти дюймовом экране, когда времени есть всего 15 минут - резюмируют в Square Enix Montreal.

Похоже, из двух своих стратегий - адаптация и перенос - Square Enix всё же планирует избрать первую, и сделать её ключевой. Представители компании не стесняются восторгаться Super Mario Run от конкурирующей фирмы: в ней есть все ключевые элементы франшизы, привычные хардкорным игрокам, но при этом учитываются все привычки мобильных геймеров и характерные особенности геймплея на телефоне.

Square Enix и Nintendo - не единственные в своём роде. Сейчас мобильным рынком интересуется всё больше и больше игроков. Причём не только с консольной, но и с элитарной ПК-сцены. Кто бы мог подумать, что Paradox Interactive создаст мобильное подразделение! Шведская компания, заслуженно известная благодаря таким комплексным проектам, как Hearts of Iron или Stellaris - да вдруг на смартфонах.

Ким Нордштрём, возглавивший новое подразделение, признаёт: это будет фантастически сложная задача. Представьте себе нереальное количество зданий Cities: Skylines на экране телефона. А ещё лучше - интерфейс Crusader Kings 2.

Но Paradox, как и японские конкуренты (коллеги?) не нацеливается на стопроцентные порты. Шведская фирма займётся адаптациями своих знаменитых IP. Причём стратегия заключается в том, чтобы заставить играть свою пользовательскую базу с ПК и на телефонах, а уж потом - за счёт неё и вокруг неё - создавать новую аудиторию.

Stellaris и Cities: Skylines в самой Paradox считают относительными новичками в своей коллекции. Их время пока ещё не пришло: следует закрепить их успех на ПК. Как прозрачно намекают в компании, наиболее вероятными кандидатами становятся Crusader Kings и Hearts of Iron.

Не исключено, что это будет менеджмент-игра, вроде строителей городов, парков развлечений и прочих империй, что так популярно на мобильных платформах. Но господин Нордштрём подчёркивает: никаких приложений-компаньонов для искусственного увеличения количества загрузок. Paradox Mobile будет заниматься только самостоятельными проектами, без привязки к ПК.

Похоже, общий настрой на рынке мобильных игр окончательно изменился. Пророчества о том, что мобильный гейминг убьёт консоли и ПК, канули в Лету ещё году в 2010-м (может, чуть позже). Теперь консольному разночинцу и ПК-боярину никто не угрожает. Наоборот: их хотят заманить на мобильные платформы. Причём делают это не сторонние компании, как это было раньше, а крупные разработчики и издатели традиционных видеоигр.

Также по теме