0

Злодейские корпорации в играх

Готовьте шапочку из фольги - они хотят вас поработить!

Злодейские корпорации в играх
Вскоре - по крайней мере, в 2017-м году - плеяда злодейских корпораций пополнится ещё одним достойным представителем: обществом (с ОЧЕНЬ ограниченной ответственностью, судя по тому, что произошло на космической станции Talos 1) TranStar. Достойный образчик внеземного ведения бизнеса от разработчиков Prey сподвиг нас на то, чтобы вспомнить, какие ещё знаковые фиктивные компании оживляли мир игр, не смотрю на свою тёмную или двойственную природу.
К безалаберной Transtar, позволившей инопланетным теням вырваться на свободу, мы ещё вернёмся. А пока вспомним о культовой Umbrella Corporation. Создатели Resident Evil, не долго думая, взяли стандартное понятие делового мира - зонтичная корпорация - и превратили его в имя собственное. На тот момент японцы, не очень сильные в английском языке (вспомните качество перевода оригинальной Biohazard) и не думали, что компания станет символом франшизы, в которой наука и зомби переплелись столь тесно.

Сегодня мутировавшие щупальца Umbrella Corp. протянулись не только в кинематограф, но и в реальный мир. Мерчандайз с символикой Umbrella на западе крайне популярен, да и в России иногда встречаются автомобили, на бортах которых красуются наклейки со зловещим красно-белым зонтом (и где они их только покупают!?)

Целая организация или тайное общество - это всегда более интересно, чем просто злодей с командой головорезов. Поэтому даже в такой игре, как Kingdom Hearts, в которой создатели додумались свести диснеевских и анимэшных героев, есть своя таинственная организация, которая так и называется: Organization XIII. Очевидно, что цифра 13 не может свидетельствовать о хороших намерениях.

Кстати, Square Enix даже когда-то хотела наладить мосты между двумя своими крупными франшизами. Organization XIII должна была стать причиной всех бед в Final Fantasy XIII (13 и 13 - Совпадение? Не думаю), но на одном из ранних этапов разработки идею всё же забросили. Ну ничего: в Final Fantasy и без постороннего вмешательства зла хватает. Достаточно вспомнить культовую FF VII. Sephiroth как раз не хотел быть неубедительным антагонистом с разношёрстной командой сообщников, поэтому долгое время сражался по единым стандартам компании, предпочитавшей облечь свой тиранический гнёт в привычную людям форму корпоративного управления - Shinra Inc.

Как мы уже говорили, мосты Square Enix были отменены ещё на стадии инженерного проекта. Но кое у кого получилось-таки наладить сообщение между своими крупнейшими франшизами. И этот кто-то - Valve. Каждый уважающий себя геймер знает, что научная организация Aperture есть и в Portal, и в Half-Life 2. Вернее, даже так: именно этот тонкий мостик между гениальной головоломкой и первым в мире шутером с сюжетом даёт надежду на - фанфары! литавры! небесные громы! - Half-Life 3.

Конечно, Aperture изначально не являлась провозвестником вселенского зла. Наоборот: сеть лабораторий трудилась во имя прогресса и науки. Однако плод этих трудов, искусственный интеллект GLAdOS, пришедший к выводу а-ля Бендер (убить всех человеков), немногим лучше совсем уж кровожадного SkyNet’а.

Такие “серые области” нередко возникают в процессе создания реалистичных фиктивных компаний, а не просто вывесок, за которыми мог бы спокойно работать насквозь плохой мультяшный злодей. Самый яркий пример - Deus Ex. О, да здесь не одна, а целых пять корпораций!

И некоторые из них неоднозначны с точки зрения классической морали. Например, Sarif Industries: многие достижения сомнительны, методы - неэтичны. Но без этой компании не было бы главного защитника всех униженных и оскорблённых, то есть Адама Дженсена собственной персоной. Так что Sarif Industries надо ещё поблагодарить за интересного протагониста. А заодно и за игру.

Или возьмём VersaLife и Tai Yong Industries. Обе компании весьма продвинули современную (то есть будущую) медицину. Но при этом они косвенно ответственны за создание той самой секретной кнопки, превратившей аугов (модифицированных людей) во всём мире в психанутых убийц, что привело человечество к ощутимому научному регрессу и новой стадии расизма: киборг - не киборг.

Но, конечно, и в Deus Ex есть те случаи, когда можно смело взять ведёрко чёрной краски, и начать рисовать - не квадрат Малевича, а портрет рабочего коллектива. Belltower Associates: наёмная охрана, которая за приличные деньги мать родную не только продаст, но и к стенке поставит. Picus Group: лживые корпоративные новости, нагло пользующиеся своей абсолютной монополией на рынке информации.

Кстати, некий аналог Sarif Industries из Deus Ex есть в ещё одной известной всем франшизе: Assassin’s Creed. Это Abstergo. Формально, организация полностью нейтральная. Она даже делает доброе дело: при помощи высоких технологий и анализа ДНК раскрывает воспоминания славных предков ключевых персонажей. То есть фактически создаёт игры Assassin’s Creed! (понятно, что это делает Ubisoft, но сейчас мы ведём речь о фиктивном мире). Однако вот в чём загвоздка: Abstergo связана с тамплиерами. С которыми ассасины ведут борьбу испокон веков. В общем, те самые “серые области”.

Игры учат нас тому, что исследование человеческой природы может обернуться как добром, так и злом. С этим более-менее понятно. А что с далёким космосом? Да то же самое!

Классический пример из 90-х - Doom: куда же без него? Сколько раз UAC предупреждали: исследование порталов на чужих планетах требует особой техники безопасности. А использование энергии ада (вощем-та например) в мирных целях - это такая же глупая идея, как выдать аборигенам ядерное оружие и надеяться на прекращение межплеменной розни. Так нет же: открыли, разбередили, демоническое вторжение получили. А вам теперь палить из берданки и пилить, словно лесорубу на утиной охоте.

Из той же космической оперы - Weyland Enterprise. Каждый новый шаг в космосе - это похвально: человечество не должно ограничиваться одной планетой. Но попытка создать идеального бойца из неведомой дикой твари!? Браво, господа учёные! Вас же первыми и погрызли. Жестоко, как сказал бы Нэйтан Эксплоужен.

И здесь мы, плавно закольцовывая повествование, возвращаемся к достойной “дочке” UAC и Weyland, а именно к TranStar из грядущей Prey. Надо отдать сценаристам должное: они сумели создать интересную альтернативную историю, лишь немного отличающуюся от нашей, и тем самым привлечь неподдельное внимание к завязке своей новой игры.

В 50-х годах прошлого века СССР запускает спутник Ворона-1 к отдалённой планете, но тот через некоторое время начинает барахлить. Инженерная команда космонавтов, отправленная на починку дорогостоящего оборудования, подвергается смертельной атаке. Кадры с неведомыми существами отправляются в архив под грифом “Совершенно секретно”.
Чуть позже Джон Кеннеди, чудом избежавший покушения в Далласе, узнаёт о советской тайне. США и СССР вместе начинают работать над программой “Клетка”, призванной удержать угрозу в рамках повреждённого спутника. Этот проект, как ни странно, увенчался успехом. Через пару-тройку десятков лет правительства теряют ко всему этому интерес, и передают “Клетку” в частные руки.

Ну а TranStar, как и полагается, решает не просто держать инопланетян на привязи, а ещё и попытаться извлечь из их сверхъестественных свойств максимальную пользу для акционеров. Как только в дело вмешивается корысть, всё выходит из под контроля. И превращается в то, что можно охарактеризовать как смесь Dead Space и Dishonored. Сдаётся нам, вы не против отведать сего экзотического коктейля?

В общем, вы поняли: корпорации (в том числе и фиктивные) - это наше всё. Без корпоративной формы управления злодеи до сих пор были бы жалкими и смешными одиночками, вроде рыжеусого доктора Роботника, порабощающего милых зверушек в своей небрендированной лаборатории, неспособной нормально защититься даже от синего ежа вследствии недостатка притока средств со стороны внешних инвесторов.

Также по теме