0

Учёные нашли истоки героизма с помощью VR

Виртуальная реальность помогла исследователям найти физиологическую основу героизма и альтруизма.

Учёные нашли истоки героизма с помощью VR
Все уже привыкли к новостям о том, что учёные что-то лечат с помощью виртуальной реальности, но вот то, что итальянские исследователи сумели с помощью VR найти физиологическую основу героизма и альтруизма - это что-то новенькое.

Итальянские учёные решили выяснить, есть ли у альтруистичных людей какая-нибудь общая черта, присущая работе их мозга, которая помогает им геройствовать. Правда, для этого им сначала нужно было найти таких людей-альтруистов и проверить, не врут ли они. Заставлять людей рисковать своей жизнь по-настоящему они, конечно, не могли, а потому прибегли к виртуальной реальности.


Исследователи из International School for Advanced Studies (SISSA) набрали группу добровольцев, для которых разработали специальное VR-приложение, в котором симулировалась экстремальная ситуация - пожар в здании. Учёные добавили в игру множество стрессовых факторов, пытаясь добиться реалистичного стрессового воздействия на мозг - звуки сирен, дым, откашливание задыхающихся виртуальных персонажей и полоску жизненной энергии, которая неуклонно уменьшается.

Когда у испытуемых уже почти заканчивалась жизнь, они наталкивались на персонажа, придавленного камнем, и перед ними вставал выбор: не останавливаться и бежать дальше или же помочь попавшему в беду “человеку”, подвергая смертельной опасности свой игровой аватар. Во время прохождения этот VR-приложения игроки были подключены к МРТ и активность их мозга сканировалась, причём особенно учёных интересовало, что происходит в мозгу участников эксперимента во время столкновения с этим самым персонажем, попавшем в беду.


Целых 65% испытуемых решили помочь встреченному человек, на свой страх и риск. Но самое интересное то, что с помощью МРТ-сканирования учёные сумели найти у всех этих 65% людей общее отличие - у всех них оказалась увеличена правая часть передней островковой доли мозга. Согласно предыдущим исследования, эта часть мозга отвечает за обработку социальных эмоций и эмпатию.

Таким образом, учёным удалось с помощью эксперимента в виртуальной реальности найти физиологическое основание эмпатии и альтруизма, и показать, что люди совершают героические акты в первую очередь именно из-за эмпатии и социальных эмоций, а не исходя из разумных оснований, как предполагали отдельные исследователи.


Ранее учёные могли судить об истоках героизма и альтруизма исключительно по испытуемым, которым предлагалось рассуждать о гипотетических моральных дилеммах. Однако степень реакции мозга на такие отвечённые ситуации гораздо слабее, чем на иммерсивные VR-эксперименты.

Также по теме