0

Неожиданные фанаты настолок: ЦРУ

CIA, D&D, MTG - неужели есть что-то общее?

Неожиданные фанаты настолок: ЦРУ
Гигантское поле, десять десятигранных дайсов, свыше ста цветных фишек, несколько сотен карточек. Всё понятно: такую картину можно наблюдать только на сборище хардкорных гиков, и больше нигде. А вот и нет! Выясняется, что есть как минимум ещё один формат, где азарт встречается с фантазией (и с изрядной долей реальности) - тренинги ЦРУ, о чём пишет ArsTechnica.

Всё началось в 2008-м году. Дэвид Клоппер, старший аналитик в одном из департаментов разведки, отвечал за внутренние семинары по развитию сотрудников - именно агентов, а не клерков. В 99% случаев это были скучные сборища с многочасовыми лекциями и бесконечными презентациями в Power Point. Внезапно Клопперу позвонили “с самого верху” и сказали: Дэвид, ты с нами уже долго, мы тебе доверяем - разработай нечто интересное.

В ЦРУ знали, что их сотрудник - ярый фанат видеоигр и настолок, и рассчитывали на его богатый опыт не зря. Первой игрой Клоппера стала Collection. Лаконичное название не вызывает особого хайпа, но настоящие поклонники настолок наверняка начнут пускать слюни, ведь Collection не продаётся в магазинах.

В этой игре группа игроков должна работать совместно, чтобы предотвратить три глобальных кризиса. В игре есть три типа сотрудников ЦРУ (роль которых и играют сотрудники ЦРУ - настолка-то ведь исключительно for eyes only, то есть для внутреннего пользования), которые должны собирать информацию. Если хотя бы одна из трёх меток “пожара” дойдёт до максимума - Game Over.

Минимальное количество участников для партии в Collection - трое: политический, экономический и военный аналитик. Расширенные партии играются вдесятером: присоединяется ещё 7 сотрудников вспомогательных специальностей. В Collection карточки “случайных” событий поражают своим пугающим реализмом. Это вам не какая-нибудь фэнтезийная чума, а, например, голод в Северной Корее, террористическая операция талибов, вспышка насилия в Судане или каспийский энергетический кризис.

Основная сложность Collection - в скорости разгорания “мирового пожара” и в небольшом количестве действий за ход. Их разновидностей - три: переместить агента по карте мира, завязать новые отношения в текущем регионе, или попытаться получить разведданные. Сделать можно только два из них, причём последнее - это бросок дайсов.

На результаты бросков влияют бонусные карточки, характер отношений в данном регионе и присутствие в нём дружественных агентов. Сам Дэвид Клоппер признаёт: игра невероятно сложная. Но такой она и задумывалась. Collection обязана обучать агентов ЦРУ взаимодействию. Внутренняя статистика показывает, что сотрудничавшие игроки побеждали чаще. Ну а когда каждый из департаментов тянул одеяло на себя, дело нередко заканчивалось мировым кризисом.

Ещё одно творение заядлого геймера из ЦРУ - Collection Deck. Из всемирно известных нёрдовских аналогов ближе всего к ней находится Magic: The Gathering. Основополагающие принципы весьма похожи, только вместо Goblin suicide bombers здесь ИГИЛ (*запрещена в РФ), а вместо болот, генерирующих единицы чёрной магии - Южно-Китайское море. Искусственные острова с военными базами и 80% мировых контейнерных перевозок - это посерьёзнее орков с эльфами будет.

Помимо карточек непосредственно задач, в Collection Deck есть и весьма любопытные карты, отражающие контр-факторы и просто факапы из реальной жизни: лгущие информаторы, административные барьеры и так далее. В каждой партии один из агентов играет роль “плохишей”. Пример: хороший парень кладёт на стол “Орбитальную съёмку”, а плохой бросает в ответ “Неполадки станции приёма”. Всё. Ценный космический снимок пропал.

Цель Collection Deck - ознакомить офицеров с методами сбора разведданных в реальном контексте, но также показать им, что самые банальные проколы могут изменить ход всей операции, и придётся импровизировать на лету.

Ещё один колоритный проект Клоппера, который он разрабатывал со своим коллегой, Фолько Рунке (а также с рядом засекреченных экспертов разведки Минобороны США), называется Kingpin: The Hunt for El Chapo. Кстати, Рунке выступил разработчиком нескольких общедоступных настолок - у него даже есть две награды Golden Geek.

Как несложно догадаться по названию, в The Hunt for El Chapo ведётся охота за мексиканским наркобароном. Игроки должны, действуя сообща, найти “босса боссов”, которого защищает целая армия хорошо вооружённых бандитов, адвокатов и прочих специалистов.

Kingpin - игра командная, и в этом ещё один её плюс с точки зрения обучения. Вторая команда агентов буквально влезает в шкуру плохих парней, а ведь ещё в ранней криминалистике утверждалось, что крайне полезно научить себя думать так, как это делает преступник. По сути, Kingpin - одна из самых масштабных настолок ЦРУ. Среди бесконечного количества карточек встречается даже “Лицевая пластическая хирургия”. Это, разумеется, из колоды плохих парней: очень помогает при маскировке El Chapo.

Рунке, как и Клоппер, утверждает: игры куда более эффективны изнурительных брифингов. Когда несколько часов подряд излагаются весьма комплексные ситуации из реального мира, даже натренированный мозг устаёт. Игры - совсем другое дело. Агентам обрисовывают те же самые задачи, но сразу же дают в руки инструменты их возможного решения. Например, кризис власти в Афганистане становится личной историей (хоть и в игровом формате, но с полным набором реальных фактов и предпосылок), а личные истории человек склонен запоминать куда лучше, чем формальные брифинги.

На высшем уровне инициативу поддержали: настольные игры признаны эффективным инструментом обучения, начальство ЦРУ дало зелёный свет на дальнейшую работу в этом направлении. Чем Дэвид Клоппер со своей командой и занялся.

Их следующий проект, который пока что находится в разработке, получил название Satellite Construction Kit, что можно примерно перевести, как “Набор юного конструктора космических спутников”. Эта настолка - сугубо кооперативная. Команды противника нет как класса, игроки сообща сражаются с обстоятельствами и самым страшным врагом - временем.

В кратчайшие сроки играющие обязаны создать и обеспечить стабильную работу целой сети шпионских спутников. Будут в Satellite Construction Kit и случайные события - куда ж без них в настолке? Например, Минобороны США может в последний момент потребовать добавить в уже почти готовые сателлиты принципиально новый функционал. Или Конгресс возьмёт, да и урежет бюджет на 15%, а вы стройте как хотите.

Надо отметить, что сам феномен настольных игр в спецслужбах США весьма любопытен, но легкообъясним. Связано это с американским менталитетом и культурой. Половина агентов ЦРУ в юношестве наверняка катала дайсы в Dungeons & Dragons и собирала карточки MTG. Применение этих навыков (а лучше назовём их скиллами) в реальной жизни - вполне логичный шаг.

Также по теме