5

Важен ли лор в играх?

Намертво вдавленная кнопка выстрела осталась в 80-х. Сегодня хочется полноценных Вселенных.

Важен ли лор в играх?
Игры - десятый вид искусства, а не просто банальное развлечение. Сейчас это уже начинают признавать в обществе, хотя ещё несколько лет назад столь весомую фразу могли произнести лишь хардкорные геймеры. Но вот в чём вопрос: что это за искусство? Бегать, прыгать и ставить хэдшоты, или всё таки нечто большее?

Поводом хорошенько задуматься стала фраза Бонни Росс, возглавляющей 343 Industries. В ходе мероприятия DICE Summit 2017 госпожа Росс заявила следующее: у новых игр во вселенной Halo будут более простые сюжеты, доступные всем и каждому. Казалось бы, невинная фраза, но фанаты Halo сейчас встрепенутся. Ведь новые владельцы франшизы хотят сказать, что запутанных, но увлекательных приключений в стиле похождений Мастер Чифа больше не будет.

Bungie кропотливо создавала вселенную Halo более 10 лет, и теперь эта прекрасная конструкция под угрозой. Тут стоит особо отметить, что первый роман - Fall of Reach - был опубликован ещё до первой части самой игры. Такова была стратегия разработчика, ведь Halo и задумывалась, как целый мир, а не просто видеоигра. Комиксы, романы, короткометражки - всё пошло в ход во имя развития вселенной.

Следует признать: в конечном итоге возведённое здание действительно стало несколько сложным и эклектичным. Что тут говорить, если печатный Fall of Reach смогли превратить в игру только через 10 лет после его публикации. У Bungie даже был особый специалист, Фрэнк О’Коннор, который отвечал не только за развитие вселенной, но и за то, чтобы она не разваливалась по швам от внутренних противоречий.

Кстати, господин О’Коннор потом перешёл из Bungie в 343 Industries (“дочка” Microsoft) - вместе с проданной франшизой. Но госпожа Росс, видимо, поломала голову над всеми хитросплетениями Halo, да и озвучила новую директиву: упрощать. Причём существенно.

При этом можно сказать, что культовой франшизе Bungie ещё повезло с новыми хозяевами, ведь есть примеры более радикального подхода к приобретённой интеллектуальной собственности: Disney и Star Wars. Микки Маус одержал победу над Дартом Вейдером в октябре 2012-го года, и с тех пор стал мягко, но настойчиво вытеснять весь старый лор. Некоторые герои ушли с почётом и фанфарами. Например, Хан Соло - с моста в бездну, в ходе битвы с новым злодеем. Некоторых по тихому предали забвению.

Возможно, в этом частично виноват сам Джордж Лукас. Он, как и Дж. Р. Р. Толкиен, любил свою вселенную. Но, в отличие от британского профессора, продавал интеллектуальные права налево и направо. Кульминацией стали $4 млрд от Disney. Студия покупала торговую марку, в первую очередь, для перезапуска на большом экране. Руководство Disney было весьма раздосадовано, когда выяснилось, что, якобы, надо мириться не только с наследием Лукаса, но и с многочисленными комиксами и романами.

Поэтому в Disney приняли достаточно смелое решение: если не залить всё напалмом, то начать с чистого листа. В общем, tabula rasa. В Rogue One (понятно, что это спин-офф) 40 лет истории франшизы отзываются лишь еле слышным эхо. Это уже “нео-лор”.

Мы постоянно говорим - лор, лор. А что это такое? Понятно, что не врач ухо-горло-нос. Обратимся за разъяснениями к Кембриджскому словарю: лор - это сумма знаний по определённой теме. Чаще всего используется в составе слова фольклор - тоже сумма знаний, но определённой группы людей.

К кому тогда обратиться за рецептом успеха качественного лора, который не приходится постоянно сносить и вновь начинать строить с первого этажа? А как раз к “определённой группе людей” - к древним грекам и римлянам. Все мы и сегодня знаем об Ахилле или Геркулесе - древнегреческие “звёзды” хорошо сохранились: они периодически снимаются в кино, хотя и были созданы свыше 3-х тысяч лет назад.

“Метаморфозы” Овидия в наши дни считаются достойным образчиком классической литературы, но надо понимать, что две тысячи лет назад это было чем-то вроде сказок, которые рассказывали непоседливым детям на ночь. В некотором роде, Star Wars - те же сказки. Так может, не стоит постоянно переосмыслять и перекраивать наследие и достижения прошлого? Глядишь, франшиза проживёт 2000 лет, как творение одного из самых известных поэтов Древнего Рима.

Star Wars - это мифы и легенды современного мира. Уже встречается немало миллениалс и людей более внушительного возраста, которым о Звёздных Войнах рассказали их отцы. Если Дарт Вейдер, Люк Скайуокер и Хан Соло окончательно сгинут в песках времени, о ком тогда рассказывать будущим поколениям? Греки же не меняли своего Геракла каждые 20-30 лет, да и у Толкиена есть лишь один аутентичный Саурон. Последовательность повествования, внутренняя логика и преемственность - вот важнейшие факторы для любой вымышленной вселенной.

В игропроме бывают такие случаи, когда некая история создаётся, так сказать, в базовом виде - всего лишь для одного проекта. Но затем игра внезапно становится безумно популярной, получает продолжение, и вот уже разработчику приходится строить вокруг всего этого полноценный лор, словно собирая сложнейший пазл из тысячи кусочков.

Так было с Metroid и Zelda. Фанатам настолько понравились космические похождения Самус Аран, что они пожелали знать: с чего всё начиналось? Nintendo ответила на требования, и выпустила целую серию комиксов про ранние годы героини. Ну а во вселенной Zelda, чтобы не запутаться окончательно в событиях многочисленных частей, пришлось создавать официальную хронологию империи Hyrule.

Иногда лор разрастается до эпических пропорций, как мир Elder Scrolls. Тогда уже авторам остаётся следить лишь за общими закономерностями и крупнейшими событиями в летописи, так как только самый придирчивый фанат сможет найти в многочисленных древних свитках противоречия, да и вряд ли он вызовет этим крупномасштабный скандал.

И самый прекрасный вариант для разработчика - когда общепризнанный лор уже полностью готов. Shadow of Mordor и Witcher - идеальные примеры из этого разряда. Профессор Толкиен и Анджей Сапковский уже обо всём подумали - остаётся лишь добавить персонажей и интриги, не идущие вразрез с законами и традициями этих вселенных.

Качественный лор - сплошная морока, как нефтяной супертанкер: грузный, неповоротливый, крайне дорогой в обслуживании и абсолютно беспомощный без стайки буксиров. Преданные поклонники порой превращаются в сомалийских пиратов: хотят найти уязвимости и логические противоречия, захватить, и вынудить идти нужным им курсом.

Но без нефти - никак. Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, стоит сказать: мы уверены, что лор нужен, как воздух. Запуская любимую игру, мы хотим оказаться в альтернативной Вселенной, а не в информационном вакууме или пустой раковине. Даже если речь идёт о DOOM, в котором нужно просто стрелять по всему из двустволки, мы желаем знать: какого ж чёрта им понадобились эти эксперименты с телепортацией и энергией?

Также по теме