0

Рецензия на Styx: Shards of Darkness

На лицо ужасные, да и внутри тоже не особо добрые.

Рецензия на Styx: Shards of Darkness
Гоблины. Ну кто, будучи в своём уме, догадается делать из этих мерзких зелёных персонажей главных героев игры? Разве что эксцентричные французы, сотворившие древний квест Gobliins… Постойте, так Cyanide Studios (создатели Styx: Shards of Darkness) - их соотечественники. Бокалы вина, хрустящие багеты, полосатые матроски мимов, береты, представление гоблинов в выгодном свете - видимо, всё это некие черты национального колорита.

Стикс вовсе не герой Gobliins - он не безобидный зелёный человечек, которому надо решать олдскульные поинт-энд-клик загадки. Бессовестный вор, конечно, не безжалостный убийца, но если чистую комбинацию разыграть не получилось, всегда есть универсальный ответ: ножом по горлу - и в пропасть (или в шкаф, или же в сундук).

Дарк-фэнтези Дэдпул

Ко второй части игры алчный гоблин стал практически идеальным анти-героем. Все ассасины из Assassin’s Creed, Адам Дженсен, Корво Аттано, Гарретт, Агент 47, и даже весьма потрёпаный жизнью Солид Снейк - несомненно, сильнейшие протагонисты в жанре стэлс. Но иногда кажется, как будто бы при их создании разработчики учитывали такую категорию геймеров, как юные девицы, только-только достигшие пубертатного возраста.

Ведь все “невидимки” - как на подбор красавчики, и движут ими исключительно благородные побуждения или мотивы справедливой мести. Стикс в этой стройной когорте стэлсеров становится весьма приятным исключением.

Единственный в своём роде говорящий гоблин не боится ломать четвёртую стену, то есть обращаться напрямую к игроку. Самые забавные реплики можно услышать на экране Game Over. Стикс нещадно критикует своего “водителя”, требует больше не держать контроллер ногами, напоминает о том, что кнопка прыжка находится на джойстике, а не в заднице, и так далее. Ну или просто падает в жижу и тонет а-ля Терминатор, только показывает не римский “большой палец вверх”, а фак.

Конкурентов зеленокожая тварь тоже не жалует. “Да, я могу карабкаться по стенам, но в идиотском белом балахоне с капюшоном вы меня никогда не увидите!” - заявляет Стикс. В одной из ранних миссий неказистому гоблину нужно убить трёх дезертиров, чьи имена похожи на протагонистов Thief и Dishonored примерно так же, как китайский телевизор Sorny похож на японский телевизор Sony.

Отдельный повод улыбнуться - чисто коммерческие отношения Стикса и капитана отряда C.A.R.N.A.G.E., Хелледрин. Какой-нибудь сеньор Аудиторе уже десять раз попытался бы завязать роман, но Стикс постоянно обзывает статную девушку троллем и жирафой, и напоминает о долгах. Ушлого гоблина интересует сильнодействующее вещество эмбер, но никак не человеческие женщины.

Прогнило что-то в королевстве датском…

Ещё один плюс игры - оригинальный по нынешним меркам взгляд на дарк фэнтези. За последние годы все уже привыкли, что дарк фэнтези - это исключительно бесконечные перекаты от квазиевропейских бестий, созданных больным японским сознанием. Но есть и другие креативные пути, которые, словно крысиные норы и оконца для голубей, ведут в сокровищницу новых образов.

Понятно, что гоблины - это плохо. Бессловесных тварей развелось слишком много, из-за чего их стали называть Зелёной Чумой. Жадный Стикс на фоне своих безмозглых соплеменников смотрится достаточно выгодно, однако гоблинские замашки чувствуются сразу.

Но кто в мире Styx: Shards of Darkness имеет право считаться провозвестником добра? Тёмные эльфы засели в своих подземельях, где и практикуют страшные ритуалы, а верховная жрица ещё и подсаживает население на опасный эмбер, позволяющий контролировать сознание.

Гномы - вовсе не мудрые подгорные ювелиры или инженеры. Это грубые неотёсанные задиры, алкоголики и грубияны. Какие там чертежи и огранка драгоценных камней: носителям рыжих бород дай только гоблинов побольше убить. Причём гномами движет не только желание получить награду, но и чистой воды садизм. Да, до добряков из Властелина Колец им ещё далеко.

Ну а про людей и говорить нечего. Алчность, коррупция и моральное разложение - вот их девиз. Конечно, до состояния полностью зачумлённого Дануолла людские поселения ещё не дошли. Но при сохранении дальнейшего курса местных властей это явно произойдёт.

Вавилонские башни (во множественном числе)

Разработчикам игр - независимо от жанра - в наши дни приходится отвечать на насущный вопрос: уровни или открытый мир. Cyanide Studios выбрали именно уровни, и правильно сделали. Потому что создать подобного рода рукотворные локации на большой карте просто не получилось бы.

Вертикальность, вертикальность и ещё раз вертикальность - наверное, такой стахановский плакат висит на стене студии Cyanide. Представьте себе, что разработчики взяли Париж из ребута Hitman. Сверху взгромоздили на него ещё один Париж, и на него поставили ещё одну французскую столицу - чтоб наверняка.

Получились архитектурные ансамбли, поражающие своим размахом и масштабами. Различные домики, дома и подсобные строения буквально налеплены друг на друга, и соединены всевозможными ходами, лазами, лестницами и верёвками. Крепости эльфов простираются на многие сотни метров вниз, переходя постепенно в таинственные пещеры. И даже гигантские воздушные корабли многослойны, как клубный сэндвич или торт Наполеон - есть в них и трюмы, и средние палубы, и фешенебельные каюты капитанов.

Всё это устроено так, чтобы сделать из габаритов Стикса один из ключевых факторов геймплея. Неповоротливая стража ни за что не догадается заглянуть даже под стол, если не наступила тревога. А уж поперечные балки под самым потолком или слуховые оконца вообще не вызывают вопросов - ну кто там может оказаться, кроме разве что голубей и крыс?

Во многие места, в которые Солид Снейк втиснулся бы только по пластунски, да и то с большим трудом, Стикс проходит без всяких усилий, немного пригнув голову. С точки зрения вора из теней (который при необходимости превращается в убийцу) это отличный вариант.

Алхимик-киллер

Благодаря фэнтезийному характеру игры, Стикс располагает чуть более интересным арсеналом умений чем, скажем, Агент 47. Гуттаперчевый гоблин в этом плане ближе к Корво Аттано - особенно если б начальник разведки Императрицы обладал возможностью выблевать собственного клона, и затем управлять им.

Перед прокачкой не поленитесь, и прочтите описание всех скиллов во всех ветках: иногда они являются совсем не тем, за что себя выдают. Нам показалось, что Алхимик - самый настоящий убийца. В свою очередь, полностью прокачанный Убийца - это некий QTE кот. Понимаем: определение бредовое. Но как ещё назвать персонажа, бесшумно приземляющегося на четыре конечности, и обладающего расширенным окном нажатия кнопки Х для парирования вражеских ударов?

Для тех, кто совсем запутался: Shards of Darkness, как и первая часть, заточена исключительно под стэлс. Сагрили двух стражников? Всё, Game Over, Стикс вновь покажет вам фак. С одним шансы ещё есть, но долбление кнопок не поможет: нужно вовремя парировать удары, и тогда появится шанс полоснуть вражеского дуэлянта кинжалом.

Но до открытых конфронтаций доходит крайне редко: богатый арсенал умений и гаджетов Стикса - от полной невидимости и беззвучности до кислотных ловушек - позволяет тому молниеносно ликвидировать врага, или просто пройти мимо незамеченным.

Прыжок в неизведанное и похождения горе-энтомолога

“Где мой удобный стог сена!?” - возмущается Стикс, и возмущается он не зря. Ведь прыжки - один из главных недостатков игры. Со времён первой главы его лечили-лечили, да так и не вылечили. Часть альпинистских экзерсисов проходит просто замечательно: вам просто высвечивают “нажмите А, чтобы перепрыгнуть на следующий уступ” - значит, всё обязательно получится, как в Uncharted.

Но свободные прыжки пришли к нам прямиком из 1996-го года. В одной и той же ситуации можно оказаться либо на соседней крыше, либо на дне глубочайшего ущелья, как Лара Крофт в эпоху оригинальной треугольной груди.

И здесь всплывает ещё один момент (может, и субъективный) - уровни сложности. Их в игре 4, причём два первых - крайне лёгкие, а два последних - нечеловечески трудные. Как показалось автору, промежуточного варианта просто не существует. Вкупе с немного кривыми прыжками это может вызвать ужасные последствия.

Предположим, вы - пурист стэлса и адепт суровых испытаний духа. Вам подходит только режим железного человека (гоблина) с одним перезаписываемым автосохранением в конце миссии. С десятой попытки вы выполнили все задания за 10 минут, не убив ни одного стражника. Вам уже светит золотая медаль Swift за скорость и Mercy за милосердие, но тут система распознавания краёв обрывов решает не сработать, и Стикс летит в пропасть перед самым воздушным шаром. Каким бы блестящим стратегом вы ни были, его величество забагованный рандом всегда готов поставить подножку.

И конечно, как большинство игр про невидимок, Shards of Darkness не смогла избежать ошибки навязанного стэлса. Особенно бесят уровни с гигантскими жуками. Мерзких слепых тварей, реагирующих на каждый шум, никак нельзя убить. Они же валят Стикса с двух ударов жвалами, а на дистанции бьют кислотой. И насекомых всегда много. Бежать, перекатываться, прыгать? Нет, это всегда шорох и моментальная смерть. Только болезненно долгое запоминание десятков маршрутов тварей, и абсолютно бесшумное перемещение со скоростью улитки.

Подзаработать. Ну и спасти мир тоже.

В конечном итоге, тёплых чувств игра вызывает больше, чем раздражения. Шарму главного героя невозможно противостоять. В Shards of Darkness есть эпические гигантские боссы, и отправляясь на битву с одним из них, Стикс произносит: “Что ж, я не бог войны, но попробовать придётся”. Ай да гоблин, ай да сукин сын! И по стэлс-конкурентам прошёлся, и про самого Кратоса не забыл.

Кроме того, в игре весьма интересный сюжет: на фоне всеобщего злоупотребления возрождением древних драконов, следить за его оригинальными поворотами - одно удовольствие. Тем более что теперь (то есть после первой части) все, словно пациенты клиники Маршака, гоняются не за одним, а за двумя сильнодействующими веществами: к Эмберу присоединился таинственный Кварц. Стикс же, как всегда, хочет лишь подзаработать, но это вновь толкает его в водоворот интриг с крайне высокими ставками...

Ну и старое-доброе ультранасилие ещё никто не отменял. Если погоня за пацифистской медалью Mercy - не ваша стезя, можно долго наслаждаться анимацией того, как беспощадный гоблин ловко орудует кинжалом.

На наш взгляд, удачные инди и 2А-проекты надо поддерживать длинным рублём (ну или хотя бы хорошими отзывами), а это именно удачный 2-А проект. Иначе среднемасштабный производитель будет вытеснен с рынка, а лично вы останетесь один на один с тремя ААА-китами.

Уж они-то точно не будут гнаться за медалью Mercy, и безжалостно впихнут вам очередного Героя: чистенького, благородного, безупречного и красивого (можно темнокожего). Ну а без харизматичных негодяев, орущих благим матом на камеру и плюющих стражникам прямо в еду, наш мир станет чуточку более скучным.

+ Xzibit уровни прокачал. Мы поставим в ваш Париж из Hitman ещё один Париж, а в него встроим третий Париж. И это - стандартная локация из нового Styx
+ Крайне харизматичный главный герой, не боящийся кинуть грязную перчатку в лицо королям стэлс-жанра
+ Внушительное количество способов прохождения каждой локации. И пацифисты, и маньяки-душегубы останутся довольны

- Систему прыжков так и не долечили с первой части
- Странные уровни сложности. Либо прогулка в парке, либо ад кромешный. Среднего не дано
- Локации с жуками заставят самых нервных разломать контроллер

Оценка: 8 из 10

Также по теме